0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговые преступления ук рф статьи

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 199 УК РФ

О конституционно-правовом смысле статьи 199 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 27-П

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 199 внесены изменения

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Примечания изменены с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФНС России, МВД России и Следственного комитета РФ от 8 июня 2015 г. N 286/ММВ-7-2/232@/675/50

ГАРАНТ:

Об ответственности за нарушения налогового законодательства см. справку

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

  • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
  • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
  • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
  • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительный труд;
  • лишение свободы.

Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

Наказание в рублях/сроках (при особо крупном нарушении)*

Совершение действий, отражающих тот факт, что:

1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:

  • не представил вовремя налоговую декларацию или расчет по страховым взносам, либо иные необходимые налоговикам документы (указаны в п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64);
  • представил декларацию, расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.

2. Сумма налога, не отраженного в декларации (расчете), соответствует крупному или особо крупному ущербу

  • Штраф в 100–300 тыс. либо в размере зарплаты за 12–24 месяца (200–500 тыс. либо доход за 18–36 месяцев);
  • принудительный труд до 12 месяцев (до 36 месяцев);
  • лишение свободы до 1 года (до 3 лет);
  • арест до 6 месяцев

Крупный размер составляет:

  • от 900 тыс. (если сумма уклонения — более 10% от исчисленного налога);
  • от 2 млн 700 тыс. (независимо от исчисленного налога).

Особо крупный размер составляет:

  • от 4 млн 500 тыс. (более 20% от исчисленного налога);
  • от 13 млн 500 тыс. (независимо от исчисленного налога)

Теперь — о санкциях для организаций.

Неуплата налога фирмой: виды наказаний

Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица

  • Штраф 100–300 тыс. либо в размере зарплаты виновного за 12–24 месяца (200–500 тыс. или дохода за 12–36 месяцев);
  • выполнение работ по принуждению до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией***;
  • заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;
  • арест на 6 месяцев
  • от 5 млн (более 25% от исчисленных налогов);
  • от 15 млн (при любой сумме налога).
  • 15 млн (более 50% от исчисленных налогов);
  • 45 млн (при любой сумме налога)

Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

Теперь — об ответственности агентов по перечислению платежей в бюджет.

Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме

  • Штраф 100–300 тыс. (200–500 тыс.) или же в величине зарплаты за 12–24 месяца (за 2–5 лет);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;
  • тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;
  • арест до 6 месяцев
  • от 5 млн (более 25% налогов);
  • 15 млн (при любом налоге).

Особо крупный ущерб:

  • 15 млн (более 50% налогов);
  • 45 млн (при любом налоге)

Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

Далее рассмотрим нормы по ст. 199.2 УК РФ.

Ответственность за сокрытие активов

Сокрытие денежных средств должника или иных активов в крупной или особой величине, за счет которых могут быть истребованы долги по налогам

  • Штраф 200–500 тыс. (от 500 тыс. до 1 млн) или в величине зарплаты за 18–36 месяцев (за 2–5 лет);
  • принудительный труд до 3 лет (до 5 лет) с прекращением ведения коммерческой деятельности;
  • заключение до 3 лет (до 7 лет) с запретом деятельности

Крупное нарушение: 2 млн 250 тыс.

Особое нарушение: 9 млн

Теперь поговорим об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и взносов. Нарушения плательщиков взносов на травматизм в ФСС (физлиц и юрлиц) рассматриваются отдельно от деяний, связанных с невыполнением обязанностей по другим социальным взносам.

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ

  • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
  • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
  • при особом размере — тюремное заключение до 1 года
Читать еще:  О чем предупреждается заявитель о совершении преступления
  • от 600 тыс. (10% от взносов);
  • 1,8 млн (при любых взносах).

Особый размер ущерба:

  • от 3 млн (20% от взносов);
  • 9 млн (при любых взносах)

Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.

К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору

  • Штраф 100–300 тыс. (при 300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
  • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)
  • от 2 млн (10% от взносов);
  • 6 млн (при любых взносах).
  • от 10 млн (20% от взносов);
  • от 30 млн (при любых взносах)

* — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

*** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

В общем случае подозреваемым считается руководитель фирмы (или ИП, владеющий бизнесом). Главный бухгалтер либо его подчиненные, фактически совершившие противоправные действия по распоряжению руководителя и не осведомленные о его преступном замысле, не привлекаются в качестве обвиняемых (приговор Заельцовского районного суда Новосибирска от 15.10.2015 по делу № 1-386/2015).

Однако если преступный умысел руководства был известен сотруднику, исполняющему незаконное распоряжение, то данный сотрудник будет нести уголовную ответственность за неуплату налогов юридическим лицом (п. 2 ст. 42 УК РФ). При этом он вправе рассчитывать на смягчение наказания, если выяснится, что его заставили нарушить закон силой или он не имел другого выбора по иным причинам (подп. «е» п. 1 ст. 61 УК РФ).

Не исключено, что противоправные действия совершит и руководитель фирмы либо ИП (как вариант, в качестве подставных лиц) в силу чьего-либо принуждения, подстрекательства. В этом случае именно то лицо, которое побудило директора совершить налоговое правонарушение, будет нести уголовную ответственность (п. 7 постановления пленума ВС РФ № 64). При этом директор будет считаться пособником преступления, если выяснится, что он осознавал незаконность своих действий (п. 6 постановления № 64). У него также будет право на смягчение наказания по ст. 61 УК РФ.

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

Итоги

К уголовной ответственности за налоговые преступления приводят нарушения, предусмотренные ст. 198–199.4 УК РФ. В общем случае обвиняемым становится руководитель хозяйствующего субъекта (или ИП). Один из основных критериев для квалификации деяния по указанным статьям УК РФ — умысел подозреваемого.

Узнать больше о применении норм уголовного права в корпоративных правоотношениях вы можете в статьях:

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность за неуплату налогов предусмотрена УК РФ. Если в рамках налоговой ответственности контролеры вправе взыскать с плательщика штраф за неуплату налогов (а также пени), то в УК кроме штрафов указаны и более строгие наказания, вплоть до лишения свободы (ст. 198, 199 УК РФ).

Но прежде чем разбирать конкретные статьи УК РФ, рассмотрим важные отличия между налоговой и уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, чтобы понять, при каких обстоятельствах налогоплательщик может быть привлечен именно к уголовной ответственности.

КритерийНалоговая ответственностьУголовная ответственность
Субъект ответственностиОрганизации, индивидуальные предприниматели, физически лицаТолько физические лица (в том числе обладающие статусом ИП), вменяемые и достигшие определенного возраста (ст. 19 УК РФ). К примеру, директор, учредитель и др.
Размер суммы недоимкиНе имеет значенияДолжен быть крупным или особо крупным
Наличие умысла для привлечения к ответственностиНе обязательноОбязательно

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (ст. 198, 199 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом / организацией налоговой декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации.

ПреступлениеРазмер неуплаченной суммыСанкции за неуплату налогов (вид наказания)
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в крупном размереСумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 900 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 2,7 млн. руб.— либо штраф в размере 100 – 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
— либо принудительные работы на срок до 1 года;
— либо арест на срок до 6 месяцев;
— либо лишение свободы на срок до 1 года
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размереСумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 4,5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 13,5 млн. руб.— либо штраф в размере 200 – 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
— либо принудительные работы на срок до 3 лет;
— либо лишение свободы на срок до 3 лет
Уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размереСумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 15 млн. руб.— либо штраф в размере 100 – 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
— либо принудительные работы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— либо арест на срок до 6 месяцев;
— либо лишение свободы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
Уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере либо совершенное группой лиц по предварительному сговоруСумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 15 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 45 млн. руб.— либо штраф в размере 200 – 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— либо принудительные работы на срок до 5 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— либо лишение свободы на срок до 6 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (п. 2 примечания ст. 198, п. 2 примечания ст. 199 УК РФ):

  • преступление им было совершено впервые;
  • были уплачены сумма недоимки, пени и штрафа, установленного НК РФ. Сделать это нужно до первого судебного заседания по уголовному делу (ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения 2019

Уголовная ответственность за налоговые преступления – это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:

  • налоговых агентов, не исполняющих свои обязанности, установленные НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ);
  • руководителя организации или ИП, скрывшего денежные средства или имущество, за счет которых могла быть взыскана недоимка (ст. 199.2 УК РФ).

Уголовная ответственность за налоговые преступления: что нужно знать предпринимателю

В июне 2016 г. появилось письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений».

Фактически данный документ закрепляет сложившуюся в последнее время практику использования правоохранительных органов при осуществлении налогового контроля и для усиления давления на предпринимателей. Как следствие — увеличивается собираемость налоговых поступлений.

С точки зрения предпринимателя такое взаимодействие сотрудников правоохранительных и налоговых органов влечет дополнительные риски, связанные с возможностью привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.

В данной статье мы постараемся осветить основные моменты, которые необходимо знать каждому предпринимателю о налоговых преступлениях.

Виды налоговых преступлений

Среди налоговых преступлений в сфере предпринимательской деятельности выделяются следующие виды:

  • Уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ)
  • Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)
  • Сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ)

Под сокрытием денежных средств или имущества организации понимается воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам, т.е. совершение действий после вступления в силу решения о взыскании недоимки.

Вместе с тем, с точки зрения способа совершения преступления под уклонением от уплаты налогов понимаются как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, так и бездействия, выражающиеся в умышленном непредставлении налоговой декларации в налоговый орган.

Иными словами, признаки уклонения от уплаты налогов могут быть выявлены до проведения налоговой проверки, когда как признаки сокрытия денежных средств или иного имущества организации могут быть выявлены только после проведения соответствующей проверки и вступления в силу решения налогового органа.

Размеры неуплаченных налогов или сокрытого имущества для наступления уголовной ответственности

По ст. 199 УК РФ, 199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и неисполнение обязанности налогового агента):

Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Таким образом, при начислении в ходе налоговой проверки суммы налогов к уплате свыше указанных размеров предприниматель рискует стать субъектом уголовного преследования.

Важно отметить, что в указанные суммы входят только размеры самих неуплаченных налогов (недоимок по налогам), а штрафы и пени при расчете размера для уголовно-правовых целей не учитываются.

Кого могут привлечь к уголовной ответственности

Следует отметить, что субъектом уголовной ответственности по ст. 199, 199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и неисполнение обязанностей налогового агента) могут быть как руководитель организации, ее главный бухгалтер, так и лица, фактически выполняющие данные функции.

Таким образом, перечень субъектов уголовной ответственности по данным видам налоговых преступлений является открытым. Так, например, в п. 7 постановления Пленума ВС РФ № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» указано, что:

иные служащие организации-налогоплательщика, оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник

Вместе с тем, по ст. 199.2 УК РФ (сокрытие имущества) предусмотрен специальный субъектный состав лиц, подлежащих уголовной ответственности – собственник, руководитель организации, индивидуальный предприниматель или иное лицо, выполняющее управленческие функции.

Тревожные признаки для предпринимателя

Предпринимателю стоит задуматься о защите собственных интересов на случай уголовного преследования при наступлении совокупности следующих обстоятельств:

  • годовой оборот компании превышает 100 миллионов рублей;
  • предстоит налоговая проверка на предмет правильности исчисления и уплаты налогов;
  • получен запрос о предоставлении информации из полиции в виде выписок по счетам и книги покупок-продаж за длительный период времени;
  • визит сотрудников полиции к вам в офис либо получение приглашения для дачи объяснений руководителем и/или главным бухгалтером организации.

Следует отметить, что поскольку необходимым условием для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления является наличие прямого умысла, направленного на минимизацию налогов, уклонение от их уплаты или сокрытие имущества организации, сама по себе недоимка по налогам или риск выявления неоплаченных вовремя налогов не означает автоматического привлечения к уголовной ответственности.

Способы защиты для предпринимателей

Основной особенностью тактики защиты по налоговым преступлениям является то обстоятельство, что налоговая и уголовная ответственность неразрывно связаны между собой и защита от уголовного преследования должна выстраиваться на этапе проведения налоговой проверки и/или получения запросов о предоставлении информации со стороны правоохранительных органов.

Особое внимание следует обращать на:

  • ответы, предоставляемые на запросы правоохранительных органов, т.к. в некоторых случаях содержание ответа может стать поводом для возбуждения уголовного дела;
  • взаимодействие с налоговыми органами при проведении проверок в целях недопущения злоупотреблений при проведении проверочных мероприятий;
  • содержание объяснений, предоставляемых сотрудникам полиции и содержание протоколов допросов, проводимых в рамках налогового контроля;
  • подготовку возражений на акт налоговой проверки по завершении проведения проверки;
  • обжалование решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности как в апелляционном, так и судебном порядке.

Основной задачей проверяемого лица является опровергнуть доводы проверяющих относительно наличия умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов или сокрытие имущества.

Конкретными способами защиты могут быть, в частности:

  • дача развернутых объяснений и/или показаний по определенным обстоятельствам и/или отказ от дачи показаний (в зависимости от ситуации);
  • проведение экспертиз, исследований и т.п. с привлечением независимого оценщика для опровержения результатов налоговой проверки;
  • самостоятельный сбор сведений и информации, в том числе с использованием адвокатских запросов или результатов опроса, проведенного адвокатом;
  • подготовка подробных возражений на акт налоговой проверки;
  • обжалование решения налогового органа о привлечении к ответственности в апелляционном и судебном порядке.

В заключение хочется добавить, что с учетом сложившейся в последнее время практики наполнения бюджета силами правоохранительных органов, не стоит пренебрегать обращением за квалифицированной юридической помощью к адвокатам при возникновении рисков привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Верховный суд о налоговых преступлениях: что считается уклонением от налогов и кому грозит за это уголовное наказание

Налоговые преступления все-таки не будут считать длящимися. ВС РФ решил, что срок давности по ним начинает течь со дня фактической неуплаты налогов в срок. Ранее в проекте предлагалось считать срок давности по налоговым преступлениям со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Под «натиском» юридического и бизнес-сообщества разработчики решили исключить это положение. Также Пленум ВС РФ разъяснил в постановлении от 26.11.2019 № 46 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления», как считать крупный и особо крупный размер для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления, а также кому еще будет грозить наказание, если налоги не платил «подставной» директор.

Пленум ВС РФ утвердил постановление № 48 от 26.11.2019 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 48). В нем разъяснены особенности привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и взносов физическими и юридическими лицами, а также за неисполнение обязанности налогового агента и сокрытие денег и имущества, за счет которых происходит взыскание налогов, сборов и взносов в бюджет (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ). Большинство положений Постановления Пленума ВС РФ № 48 уже давно применяются на практике, но есть и некоторые новшества.

Что считается уклонением от уплаты налогов и взносов?

ВС РФ четко указал, что способами уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов являются:

включение в налоговую декларацию или обязательные документы заведомо ложных сведений;

непредставление декларации или иных необходимых документов (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Под иными документами понимаются документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений могут служить способами уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Под включением в налоговую декларацию (расчет) или в иные документы, представление которых является обязательным, заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов, страховых взносов (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Включение заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.

Пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ № 48

ВС РФ указал, что если лицо в целях уклонения от уплаты налогов подделывает официальные документы организации, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, а также штампы, печати, бланки, то содеянное повлечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или ст. 199 (уклонение от уплаты налогов) и ст. 327 УК РФ (подделка документов, печатей и т.д.).

С какого момента считать срок давности?

В итоговой редакции Постановления Пленума ВС РФ № 48 было исключено положение о «бесконечном» сроке давности по налоговым преступлениям. В частности, в проекте предлагалось указать, что сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. То есть срок давности начинал бы течь только после оплаты недоимки. Получилось бы, что к налоговой ответственности уже нельзя привлечь, а к уголовной — можно.

Но в Постановлении Пленума ВС РФ № 48 включили только такое положение: срок представления налоговой декларации (расчета) и сроки уплаты налога, сбора, страхового взноса могут не совпадать, поэтому моментом окончания преступления (по ст. 198 и 199 НК РФ) следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 48). То есть в части срока давности никаких изменений в итоге не произошло. Он по-прежнему будет исчисляться с даты неуплаты налогов.

Кого могут привлечь к уголовной ответственности за налоговые преступления?

ВС РФ перечислил субъектов, которых могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 198 и 199 УК РФ.

Так, субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов физическим лицом), может быть не только физическое лицо, но и индивидуальный предприниматель, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус или иные лица, занимающиеся частной практикой. Также по этой статье к уголовной ответственности могут привлечь и иное физическое лицо, осуществляющее представительство, поскольку налогоплательщик вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

По статье 198 УК РФ привлекают к уголовной ответственности не только номинальных директоров, не уплативших налог, но и других лиц, которые фактически руководят компанией за спиной «номинала». В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов, его действия следует квалифицировать как действия исполнителя данного преступления (ст. 198 УК РФ), а действия иного лица — как его пособника (ч. 4 ст. 34 УК РФ) при условии, если оно сознавало, что участвует в уклонении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организацией), может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, в качестве отчетных за налоговый (расчетный) период. Такими лицами являются руководитель организации либо уполномоченный представитель такой организации. Субъектом данного преступления может являться также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Если лицо юридически и фактически руководит несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов, то его действия при наличии к тому оснований будут квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Как определить, грозит ли уголовная ответственность за неуплату налогов?

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 198 и 199 УК РФ (за неуплату налогов) размер неоплаченных налогов или взносов должен быть крупным или особо крупным. ВС РФ указал, что этот размер определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. Ответственность за преступления по этим статьям может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый (расчетный) период. Например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Речь идет о ситуации, когда уклонение от уплаты одного или нескольких налогов, сборов, страховых взносов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Чтобы посчитать крупный или особо крупный размер уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, нужно сложить как сумму налогов (в том числе по каждому их виду), так и сумму сборов, страховых взносов, которые не были уплачены за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом следует учитывать лишь суммы тех налогов, сборов, страховых взносов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней по истечении налоговых (расчетных) периодов по видам налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с НК РФ. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов исчисляется за период в пределах трех финансовых лет подряд и в тех случаях, когда сроки их уплаты выходят за пределы данного трехлетнего периода и они истекли (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

В случае возникновения неустранимых сомнений в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов суд должен толковать их в пользу обвиняемого (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Еще один момент: привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом. При решении вопроса о наличии такого умысла суду необходимо учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом правонарушении, а также исходить из принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

Поможет ли избежать наказания возмещение ущерба бюджету?

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198—199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме (ч. 1 ст. 76.1 УК РФ). ВС РФ указал, что возмещение ущерба может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. Но обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего налоговое преступление, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности (п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № 48).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию