20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика налоговых преступлений

Понятие, виды и общая характеристика налоговых преступлений

Преступления в сфере налогов и сборов — это общ-но опасные про-тивоправ. деяния, посягающие на урегулир-е нормами права общ-ные отнош-я в сфере налогов и сборов, если именно они явл. основн. объектом посягат-ва.

В УК предусм. 4 преступления в сфере налогооблож. Непосредств. объектом принято считать сово-купность общ-ных отношений, воз-никающих в процессе исчисления и уплаты налогов и иных обязат. платежей, а также осущ-ния конт-роля за своеврем-тью и полнотой их уплаты.

В угол. законод-ве в настоящее время криминализовано 3 вида налог. преступлений:

– уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198 и 199 УК);

– неисполнение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);

– воспрепят-ние принудит. взы-сканию налог. платежей (ст. 199.2).

Ч. 1 ст. 198 УК устанавливает ответ-сть за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов ФЛ путем непредставления налог. декларации или иных док-тов, представл. кот. в соотв. с законод-вом РФ о налогах и сборах явл-ся обязат-ным, либо путем включения в налог. Декла-рацию или такие док-ты заведомо ложных сведений, совершенное в крупн. размере.

В соотв. со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязат-ный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принад-лежащих им на праве собств., хоз-ного ведения или оператив. Управ-ления денежных средств в целях финансового обеспечения деят-сти гос-ва и (или) муниц. образований. Под сбором понимается обязат. взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата кот. явл-ся одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов гос. органа-ми, ОМС, иными уполномоч. органами и должн. лицами юр. значимых действий, включая пре-доставление опр-ных прав или выдачу разрешен. (лиценз.).

Объектив. сторона преступл. харак-ся: 1) бездействием –уклон. от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере и 2) способом такого уклонения.

Уклонение от уплаты налога или сбора — это невыполнение лежащей на лице обязанности по их уплате. Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письм. заяв-ление н/ка о полученных доходах и произв-ных расходах, источниках доходов, налог. льготах и начисленной сумме налога и др. данные, связан-ные с начисл. и уплатой налога.

Преступление считается оконч. с момента фактич. неуплаты налога за соотв-щий налогооблаг. период в срок, устан-ный налог. законод.

В примеч. к ст. даны понятия крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплач. налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежа-щих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,8 млн руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 3 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. рублей.

Субъект преступления — ФЛ, достигшее 16-л. возраста.

Субъект. сторона харак. прямым умыслом. Лицо осознает, что укло-няется от уплаты налога и желает.

Ч. 1 ст. 199 УК предусм. ответ-сть за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налог. декларации или иных док-тов, представление кот. в соотв. с законод-вом РФ о налогах и сборах является обязат-ным, либо путем включения в налог. декларацию или такие док-ты заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Объективная сторона преступл. харак-ся бездействием.

Преступление счит-ся оконч. момента фактич. неуплаты налогов или сбо-ров в установл. срок.

В соотв. с примеч. к ст. 199 УК уклонение организации от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, состав-ляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 млн рублей, при условии, что доля неуплач. налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн рублей.

Субъект – руководит. организа-ции-н/ка и главный (старший) бух-галтер; а также иные служа-щие организа-ции-н/ка, включившие в бух. док-ты заведомо искаженные данные о доходах или расходах.

Читать еще:  Объективная сторона преступления в уголовном праве рб

Ч. 1 ст. 199.1 УК предусм. ответ-сть за неисполн. в личных интересах обязанностей налог. агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соотв. с законод-вом РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у н/ка и перечислению в соотв-щий бюджет (внебюджет. фонд), совершенное в крупном размере.

Объективная сторона харак-ся бездействием

Субъект. — налоговый агент. В соотв. со ст. 24 НК им признается лицо, на кот. возложены обязан-ности по исчислению, удержанию у н/ка и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Субъективная сторона харак-ся прямым умыслом и спец. мотивом. Лицо осознает, что не исполняет свои обязанности налог. агента в личных интересах, и желает этого.

Ст. 199.2 УК предусм. ответ-сть за сокры-тие денежных средств либо имущ-ва организации или ИП, за счет кот. в порядке, предусм. законод. РФ о налогах и сборах, совершенное собственни-ком или руководителем органи-зации либо иным лицом, выпол-няющим управленч. ф-ции в этой организации, или ИП в круп. разм.

Объективная сторона. харак-ся действием — сокрытием в крупном размере денежных средств либо имущ-ва организации или ИП, за счет кот. должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. В соотв. со ст. 11 НК под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установл. законод-вом о налогах и сборах срок.

В соотв. с прим. к ст. 169 УК крупным размером признается сумма, превыш. 1,5 млн. руб., особо крупным — 6 млн рублей.

Налоговое преступление. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

П.А. Батайкин дал следующее определение налоговым преступлениям: «это деяния, осуществляемые в рамках экономический деятельности субъекта и посягающие на регулируемые законодательством о налогах и сборах общественные отношения в части формирования бюджета от уплаты налогов и (или) сборов с физических и юридических лиц» [3, с. 194].

Можно выделить следующие основные признаки, отличающие налоговые преступления от иных налоговых правонарушений:

1) повышенная общественная опасность, проявляющаяся, в первую очередь, в размере причиненного бюджету реального ущерба;

2) умышленная форма вины, тогда как другие правонарушения могут совершаться и по неосторожности.

Проблема родового объекта налоговых преступлений является в научной литературе дискуссионной. Родовым объектом налоговых преступлений, по мнению Н.А. Лопашенко, выступают «общественные отношения по производству и созиданию общественного продукта во всех формах собственности, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности, а именно принципах свободы экономической деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочности ее субъектов и запрета заведомо криминальных форм поведения» [6, с. 62].

Б.В. Волженкин в одной из своих работ более обоснованно утверждает, что родовым объектом преступлений, составы которых описаны в разделе седьмом Уголовного кодекса РФ, является «экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ» [4]. Что касается видового объекта, то самой распространенной является точка зрения, согласно которой под видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности следует понимать «общественные отношения, возникающие в целях осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг».

М.Л. Крупин считает, что видовым объектом выступает «совокупность охраняемых уголовным законом отношений по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных к ответственности».

Б.М. Леонтьев полагает, что непосредственным объектом налоговых преступлений являются финансовые интересы государства. Не бесспорной является точка зрения В.А. Григорьева, который утверждает, что при посягательстве на основной непосредственный объект налоговых преступлений виновный воздействует на должностных лиц налогового органа и (или) государственных внебюджетных фондов, которые представляют интересы государства [5, с. 18].

Эти и другие подходы в целом являются правильными, и трудно отдать предпочтение какому-либо из них. Поэтому, с учетом изложенных мнений, можно привести свою обобщенную трактовку. Родовым объектом налоговых преступлений следует считать общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Видовым объектом этих преступлений является установленный федеральным законом порядок общественных отношений в сфере налогообложения и уплаты налогоплательщиками налогов. Непосредственным объектом налоговых преступлений принято считать установленный законодательством порядок общественных отношений в сфере налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных физических лиц, занимающихся частной практикой, а также организаций по вопросам исчисления и уплаты налогов в предусмотренные сроки.

Читать еще:  Объект преступления рк

Исходя из вышеизложенного, налоговые преступления характеризуются собственным объектом и предметом, при этом аргументированными являются высказанные в литературе мнения о том, что они относятся к многообъектным и многопредметным преступлениям. Общая характеристика налоговых преступлений позволяет решить важную проблему квалификации — отграничение деяний, предусмотренных УК РФ от административных и иных правонарушений.

Исходя из текста статей действующего Уголовного кодекса РФ, имеющих отношение к налоговым преступлениям, можно сделать следующий вывод. Налоговое преступление — это:

— уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном*(1) или особо крупном*(2) размере;

— уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном*(3) или особо крупном*(4) размере, а также группой лиц по предварительному сговору;

— неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном или особо крупном размере;

— сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

Вышеизложенные положения позволяют дать следующее определение налогового преступления.

Налоговое преступление — это виновно совершенное противоправное деяние налогового субъекта, заключающееся в уклонении от уплаты обязательных налоговых платежей путем непредставления необходимых документов финансовой отчетности либо включения в них заведомо искаженных данных о доходах, расходах или объектах налогообложения, либо иным другим способом, совершенное в крупном или в особо крупном размере [7, с. 203]. Под налоговым субъектом понимаются налогоплательщик, налоговый агент и иные лица, указанные в налоговом законодательстве

Отличительной чертой применения санкций в уголовном праве является их личностный характер. Субъектом преступления для уголовного права всегда является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Например, если противоправное налоговое деяние будет квалифицировано как налоговое преступление, независимо от того совершено оно юридическим или физическим лицом, предусмотренные санкции будут направлены в отношении физического лица, виновного в совершении действий, являющихся составом преступления. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение — «налоговую санкцию» (ст. 114 НК РФ).

Традиционным критерием для отграничения преступления от иных правонарушений называется его большая, по сравнению с любым другим правонарушением, общественная опасность деяния. Общественная опасность налогового и административного правонарушения менее значительна. Но, к сожалению, данный критерий не является достаточным, он не объясняет соотношения налоговых преступлений с налоговыми правонарушениями.

Важной особенностью налогового преступления является также то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 НК РФ). При этом организации могут нести ответственность и за те деяния, которые признаются преступлениями применительно к должностным лицам такой организации (т.е. к деяниям, которые не являются менее опасными по сравнению с преступлениями).

Читать еще:  Основной дополнительный и факультативный объекты преступления

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

3. Батайкин П.А. Новые юридические конструкции в механизме охраны интересов государства и общества в налоговой сфере / П.А. Батайкин // «Черные дыры» в российском законодательстве. М., 2008. С. 194-195.

4. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России / Б.В. Волженкин. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007. — 267 с.

5. Григорьев В.А. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право. 2004. N 1. С. 18-19.

6. Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. — 187 с.

7. Пастушкова Л.Н. К вопросу о дифференциации налоговых правонарушений и налоговых преступлений / Л.Н. Пастушкова, Н.Н. Балюк // Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология и философия: Сб. науч. ст. по итогам междунар. конф. 29-30 сентября 2011 г. Волгоград, 2011. Ч. 1 С. 202-205.

*(1) Крупным размером в данном случае признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,8 млн. руб.

*(2) Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. руб.

*(3) Здесь и далее крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб.

*(4) Здесь и далее особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector