Орган власти принимающий уголовный закон
Уголовный закон. Уголовный закон — это нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом законодательной власти (Государственной Думой РФ)
Уголовный закон — это нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом законодательной власти (Государственной Думой РФ), содержащий юридические нормы, которые устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
В юридическом смысле источником уголовного права в нашей стране является только федеральный закон. В отличие от других отраслей права (трудового, семейного и др.), источниками которых наряду с федеральным законом могут быть законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, правовые нормы, определяющие преступность и наказуемость деяний, должны быть выражены только в форме федерального законодательного акта. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство относится к ведению Российской Федерации. Это объясняется тем, что преступления по сравнению с другими видами правонарушений характеризуются повышенной степенью общественной опасности, а предусмотренные за их совершение наказания заключают в себе наиболее серьезные правовые последствия по сравнению с другими видами ответственности (дисциплинарной, административной и гражданско-правовой).
Уголовный кодекс — это отличающийся внутренним единством кодифицированный законодательный акт, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, которые устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
Уголовный кодекс РФ состоит из двух частей — Общей и Особенной.
В Общей части УК РФ содержатся нормы, которые устанавливают принципы и общие положения уголовного права. В ней определены важнейшие институты уголовного права: понятие преступления (ст. 14), формы вины (ст. 24, 27), необходимая оборона (ст. 37), крайняя необходимость (ст. 39), приготовление к преступлению и покушение на преступление (ст. 30), соучастие (ст. 32-36), понятие и цели наказания (ст. 43), общие начала назначения наказания (ст. 60), освобождение от уголовной ответственности (ст. 75-78), судимость (ст. 86) и др.
В Особенной части УК РФ помещены нормы, которые определяют конкретные общественно опасные деяния в качестве преступлений и устанавливают виды и размеры наказаний за совершение каждого такого деяния.
Общая и Особенная части УК РФ тесно взаимосвязаны и, взятые вместе, представляют собой неразрывное единство. Следует признать общим принципом уголовного права положение о том, что все нормы Общей части УК РФ распространяются и на статьи Особенной части. Например, в ст. 8 УК РФ говорится о том, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Применяя любую норму Особенной части УК РФ, необходимо установить в действиях виновного лица все признаки состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Структура как Общей, так и Особенной части Уголовного кодекса РФ претерпела серьезные изменения. Это объясняется прежде всего коренными изменениями, произошедшими в определении приоритетов уголовно-правовой охраны.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. включает 12 разделов. Каждый из них состоит из одной или нескольких глав, которые в свою очередь подразделяются на статьи, содержащие уголовно-правовые нормы. Всего в Кодексе свыше 360 статей.
Общую часть УК РФ составляют 6 разделов (ст. 1-104):
1) «Уголовный закон»;
4) «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания»;
5) «Уголовная ответственность несовершеннолетних»;
6) «Иные меры уголовно-правового характера» (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ).
Особенная часть Уголовного кодекса УК РФ также включает 6 разделов (ст. 105-360):
7) «Преступления против личности»;
8) «Преступления в сфере экономики»;
9) «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»;
10) «Преступления против государственной власти»;
11) «Преступления против военной службы»;
12) «Преступления против мира и безопасности человечества».
Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 718 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Понятие, порядок принятия и значение уголовного закона.
Уголовный закон РФ – это официально опубликованный и введенный в действие нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом (Государственной Думой РФ) в соответствии с Конституцией РФ и иными федеральными законами, содержащий нормы уголовного права.
Уголовный закон определяет общие положения уголовного права, задачи, принципы и основания уголовной ответственности, а также устанавливает, перечень общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями и виды наказания, подлежащим применению к лицам, которые совершили преступления.
В научной литературе зачастую утверждается о том, что уголовный закон является основным, но не единственным источником уголовного права. Кроме него к источникам уголовного права относят нормативные толкования уголовного закона, официально даваемые органом высшей законодательной власти, а также вырабатываемые в ходе правоприменительной деятельности разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Источником норм уголовного права, которые относятся к его Особенной части, описывающих объективные и субъективные признаки преступных деяний и устанавливающих за их совершение виды и размеры наказаний, является уголовный закон.
Многие десятилетия в науке уголовного права уголовный закон трактуется неоднозначно. Так, русский криминалист А.Ф. Кистяковский писал о том, что “уголовным законом называется постановление, которым повелевается или запрещается что-либо под страхом наказания”. Он говорил, что уголовный закон только лишь форма выражения уголовного права, представляющую собой совокупность понятий данного народа в конкретный период его развития о правомерном и недопустимом поведении. По мнению А.Ф. Кистяковского, “процесс создания уголовного закона не зависит от воли законодателя, которому приходится только лишь закреплять родившиеся или вызванные потребностями общества понятия о правом и неправом, возникшие в результате развития общественных отношений”.
В современных условиях уголовный закон РФ выражает интересы и волю большинства населения страны. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ устанавливает, что вся власть в РФ принадлежит ее многонациональному народу, который одновременно с этим является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, т.е. путем участия в выборах (референдумах), либо опосредованно – через парламент и систему иных органов государственной власти, а также систему органов местного самоуправления. Вышесказанное дает основание полагать, что уголовный закон выражает мнение большинства ее многонационального народа относительно преступности или правомерности того или иного деяния, об общих положениях уголовной ответственности, его задачах и принципах, о видах и размерах уголовных наказаний.
В нашей стране, по сложившейся в законотворчестве многолетней традиции, уголовный закон принимается в виде систематизированного (кодифицированного) законодательного акта, именуемого Уголовным кодексом. В военное время допускается принятие дополнительного самостоятельного уголовного закона, устанавливающего уголовную ответственность за преступления против военной службы, которые были совершены в военное время или в боевой обстановке.
Уголовный Кодекс РФ представляет собой нормативно-правовой акт федерального значения, который принимается в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральный характер уголовного закона выражается в том, что он принимается исключительно высшим органом законодательной власти России и имеет действие на всей территории РФ.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принятые в России, не должны вступать с ней в противоречие. Все законы подразделяются на федеральные законы, федеральные конституционные законы, а также законы субъектов РФ. Уголовные закон не носит конституционного характера. Исключением являются лишь конституционные положения уголовно-правового характера, регулирующие условия допустимости применения смертной казни в качестве вида наказания за совершение преступления, недопустимости повторного осуждения за одно и то же деяние, а также освобождении от обязанности свидетельствовать против себя, своего супруга или близких родственников и т.д.
Субъектами, обладающими правом законодательной инициативы в вопросе принятия уголовного закона (как и любого другого федерального закона), являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суду РФ в сфере их ведения. Проекты законов вносятся в нижнюю палату Федерального Собрания РФ – Государственную Думу, а те из них, которые в процессе исполнения потребуют расходы федерального бюджета, могут быть внесены только вместе с заключение Правительства Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ большинством голосов депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. Законы, принятые Государственной Думой РФ, в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации.
Уголовный закон, как и любой другой федеральный закон, считается одобренным Советом Федерации, если: за него проголосовало более половины его членов, или в течение четырнадцати дней он вовсе не был рассмотрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Если уголовный закон отклонен Советом Федерации, обе палаты (Совет Федерации и Государственная Дума) могут создать комиссию для разрешения возникших разногласий, после чего уголовный закон подлежит рассмотрению Государственной Думой повторно.
В случае, если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации уголовный закон (как и любой федеральный закон) считается принятым, если в результате повторного голосования в Государственной Думы он получил одобрение не менее двух третей голосов депутатов.
Принятый уголовный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и опубликования. Президент РФ должен подписать и обнародовать его в течение четырнадцати. Если в течение этого срока Президент РФ отклоняет его, то он заново возвращается на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации. Если ранее принятая редакция уголовного закона при повторном рассмотрении будет одобрена большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов двух палат Федерального Собрания, он подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в течение семи дней без права его отклонения.
Уголовный закон (Уголовный Кодекс РФ) – систематизированный нормативно-правовой акт, составляющий юридическую базу борьбы с преступностью. Уголовный закон, определяет общие положения и принципы уголовного права, описывает объективные и субъективные признаки деяний, признаваемых преступлениями, и устанавливает конкретные виды и размеры наказаний за их совершение, тем самым формулирует ориентиры для правоохранительных органов, основной задачей которых является:
> обеспечение в каждом конкретном случае обнаружения признаков преступления и назначение виновным справедливого наказания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и Уголовным кодексом РФ;
> отказ от уголовного преследования лиц, непичастных к совершению преступления, освобождение их от уголовной ответственности и от наказания необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, их реабилитация.
Таким образом, значение уголовного закона состоит в том, что он побуждает соответствующие правоохранительные органы выявлять и раскрывать преступления, создает им для этого необходимую юридическую базу, позволяет разграничивать преступное и правомерное поведение, избирать наиболее целесообразную и справедливую меру уголовно-правового воздействия на лиц, которые совершили преступления, а также содействует обеспечению законности в процессе борьбы с преступностью.
Уголовный закон устанавливает запреты и дозволения, обязанности и поощрения уголовно-правового характера, которые, в результате их доведения до всеобщего сведения путем официального опубликования, воздействуют на сознание и волю граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, побуждают их действовать в соответствии с ними. Таким образом, уголовный закон уже самим фактом своего существования оказывает предупредительно-воспитательное и регулирующее воздействие на людей.
В современных условиях уголовный закон в целом следует рассматривать в качестве юридической базы, принятой в целях противодействия преступности, как средство охраны самых важных общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе их деятельности, в функционировании которых заинтересовано все общество.
Подведем итог! Уголовный закон – это официально опубликованный и введенный в действие федеральный нормативно-правовой акт, предусматривающий юридические нормы, которые определяют, какие деяния и при каких условиях признаются преступлениями, а также какие виды и размеры наказания должны применяться к лицам, совершившим данные деяния. Уголовный закон принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, а затем подписывается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Значение уголовного закона состоит в том, что он является юридической базой в сфере борьбы с преступностью, определяет преступное и правомерное поведение. Он оказывает предупредительно-воспитательное воздействие на поведение людей, регулирует общественные отношения, которые складываются между лицом, совершившим преступное деяние, и государственными органами, осуществляющими борьбу с преступностью.
2. Порядок принятия уголовного закона
Уголовный закон России представляет собой нормативный акт федерального значения, принимаемый в установленном Конституцией РФ порядке. Федеральный характер уголовного закона заключается в том, что он принимается только органом законодательной власти России (ст.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Все законы Конституция подразделяет на федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Уголовные законы, как правило, не носят конституционного характера. Исключением в этом отношении являются конституционные положения уголовно-правового характера об условиях допустимости применения смертной казни в качестве уголовного наказания (ст. 20 Конституции), о недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), об освобождении от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51) и др.
Право законодательной инициативы о принятии уголовного закона, как и всякого другого федерального закона, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ; те из них, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ст. 104 Конституции). Согласно ст. 105 Конституции РФ федеральные уголовные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией. Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Уголовный закон, как и всякий федеральный закон, считается одобренным Советом Федерации Федерального Собрания РФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения уголовного закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего уголовный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации уголовный закон (как и иной федеральный закон) считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Как установлено в ст. 107 Конституции, принятый уголовный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении уголовный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 108). Они могут содержать и нормы уголовного права. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции). Принятые в установленном Конституцией РФ порядке федеральные конституционные законы не могут возвращаться в Государственную Думу и Совет Федерации для повторного рассмотрения с возражениями Президента РФ.
Международные договоры Российской Федерации и иные международно-правовые акты (конвенции, пакты и др.), если в них содержатся нормы уголовного права, подлежат ратификации (как, впрочем, и другие договоры и акты) Государственной Думой путем принятия федерального закона о ратификации соответствующего договора, соглашения, конвенции и т.п. Согласно п. «г» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Уголовный закон. Уголовный закон представляет собой принятый федеральным органом законодательной власти нормативный правовой акт
Уголовный закон представляет собой принятый федеральным органом законодательной власти нормативный правовой акт, содержащий нормы, которые устанавливают принципы и основание уголовной ответственности, определяют, какие деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Действующее российское уголовное законодательство полностью кодифицировано. Единственным уголовным законом является Уголовный кодекс, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 г. и вступил в действие с 1 января 1997 г.
УК состоит из двух частей – Общей и Особенной.
В соответствии с ч.1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Действовавшим во время совершения преступления признаётся уголовный закон, уже вступивший в силу и ещё не утративший её.
Датой принятия ФЗ считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции.
ФЗ подлежит официальному опубликованию в течение 7 дней после подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация текста федерального закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства РФ.
ФЗ вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня официального опубликования, если в самом тексте закона не установлен другой порядок вступления его в силу.
Вступивший в силу уголовный закон действует до его отмены специальным законом или замены его новым уголовным законом. С этого момента старый уголовный закон считается утратившим силу и применению не подлежит.
Обратная сила уголовного закона – это применение норм действующего уголовного закона к деяниям, совершённым до его вступления в силу.
Привила применения обратной силы:[3]
1) Обратная сила применяется, если устраняется преступность деяния, т.е. происходит декриминализация.
2) Обратная сила применяется, если снижается максимальный размер или срок наказания за преступление, совершённое до вступления в силу нового уголовного закона, либо в новом законе смягчается сам вид наказания.
3) Обратная сила применяется, если иным образом улучшается положение лица, совершившего преступление и отбывающего наказание (смягчение условий отбывания наказания и исчисления срока погашения судимости).
4) Обратная сила не применяется, если новый закон устанавливает преступность деяния.
5) Обратная сила не применяется в случае, когда новый закон ужесточает наказание (вводит более строгое наказание или увеличивает максимальный размер наказания).
6) Обратная сила не применяется, если новый закон иным образом ухудшает положение осуждённого.
Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц связано с понятием «национальная уголовная юрисдикция», под которой понимают применение положений УК РФ на территории России национальным правоприменителем.
Принципы действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц:
1) Территориальный принцип – заключается в том, что УК РФ действует на всей территории РФ.
За преступления, совершённые на территории России, несут ответственность по УК РФ не только граждане РФ, но и иностранцы и лица без гражданства.
Положения УК РФ могут не применяться в случаях наличия у лица дипломатического иммунитета.
2) Национальный принцип (принцип гражданства) – заключается в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства могут нести ответственность по УК РФ за преступления, совершённые на территории иностранного государства, при наличии двух обязательных условий:
а) совершённое деяние признаётся преступлением одновременно в уголовных законах РФ и того государства, на территории которого оно совершено;
б) лицо не было осуждено в иностранном государстве.
3) Универсальный принцип – иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в России, несут уголовную ответственность по УК РФ, если:
а) такая возможность предусмотрена в международном договоре РФ;
б) Лицо не осуждалось по уголовному закону иностранного государства (например: уголовная ответственность за захват заложника и некоторые другие).
4) Реальный принцип – иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случае совершения преступления вне пределов РФ при соблюдении следующих условий:
а) если преступление направлено против интересов России;
б) если лицо не осуждалось за совершённое преступление по законодательству иностранного государства.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Понятие и признаки уголовного закона
Уголовный закон — это нормативный акт, принятый уполномоченным органом государственной власти (Государственной Думой РФ), содержащий юридические нормы, устанавливающие основания и принципы уголовной ответственности, определяющие, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, какие наказания предусмотрены за их совершение и в каких случаях возможно освобождение от уголовной ответственности или наказания.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации принятие уголовного законодательства отнесено к компетенции Российской Федерации.
Реализуя это предписание Конституции РФ, Государственная Дума приняла 24 мая 1996 г. УК РФ, введенный в действие 1 января 1997 г.
Как это определено в ч. 1 ст. 1 УК РФ, уголовное законодательство Российской Федерации состоит только из Уголовного кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность (а следовательно, и законы, сопутствующие ей), подлежат кодификации — включению в УК РФ. Наличие одного нормативного источника облегчает практику реализации уголовно-правовых предписаний. Следовательно, УК РФ, являясь Федеральным законом, имеет юридическую силу на территории всей Российской Федерации.
УК РФ отражает тенденцию к мировой интеграции и подчеркивает приоритет Конституции РФ в сфере нормативной деятельности государства. В ч. 2 ст. 1 УК РФ указано, что он основывается на Конституции РФ и общепринятых принципах и нормах международного права.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ определено, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Так, с принятием России в Совет Европы и подписанием осенью 1997 г. протокола N6 на применение смертной казни в нашей стране наложен мораторий. Смертная казнь в России практически не применялась с августа 1997 г.
Необходимо отметить, что ряд статей включен в УК РФ в соответствии с международными конвенциями, например, с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г., Венской конвенцией о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (ст. 228-234).
Основные черты уголовного закона
- Уголовный закон является формой выражения норм уголовного права (следовательно, закон является формой, а норма — его содержанием).
- Уголовный закон — федеральный закон, действующий на территории всей Российской Федерации. Субъекты Федерации неправомочны принимать уголовные законы.
- Уголовный закон имеет высшую юридическую силу — он постоянно действует, порождая юридические последствия. Отмена или изменение уголовного закона осуществляются только Федеральным Собранием РФ. Только Конституционный Суд правомочен прекратить действие тех уголовных законов, которые противоречат Конституции.
- Ни один нормативный акт не может противоречить уголовному закону. При наличии противоречия действует последний. УК РФ является единственным законом, регламентирующим применение уголовной ответственности, освобождение от нее или другие положения материального уголовного права.
- Уголовный закон характерен своей нормативностью, так как он регламентирует общеобязательное поведение людей в течение срока своего действия.
- Уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за конкретные деяния, являются запретительными.
Задачи Уголовного Кодекса РФ
В ст. 2 УК РФ определены задачи УК РФ, каковыми являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества и предупреждение преступлений.
Как мы видим, уголовный закон ставит перед собой две задачи:
- Правовая борьба с преступностью с целью охраны интересов человека, общества и государства, а также человечества и мира.
- Предупреждение преступлений.
Для решения перечисленных задач уголовное законодательство устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступными, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовного характера за совершение преступлений (ч. 2 ст. 2 УК РФ). Помимо перечисленного уголовный закон содержит и иные предписания, такие, например, как правила, на основе которых решается вопрос:
- о том, умышленно или неосторожно совершено преступление;
- регламентации соучастия;
- видов и оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания;
- обстоятельств, исключающие преступность деяния, судимость и т.д.
Нормы уголовного права не только охраняют общественные отношения, но и регулируют их. Право, устанавливая определенные правила поведения, тем самым и регулирует их.
Источник (форма) права — исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.
- правовой обычай;
- нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
- нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
- правовой договор;
- прецедент.
Уголовный закон является источником права, т.е. формой выражения норм уголовного права. Следовательно, закон является формой, а норма — его содержанием.
Воспитательная и предупредительная роль уголовного закона
Кроме охранительной и регулирующей функций уголовному закону присущи воспитательная и предупредительная функции. Он под угрозой наказания запрещает совершать те или иные преступные действия (бездействие). Следовательно, уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за конкретные деяния, являются запретительными. Они имеют воспитательное и предупредительное значение.
Предупредительная функция уголовно-правовой нормы базируется на установленной в ней санкции — возможном наказании за содеянное. Тем самым оказывается предупредительно-воспитательное воздействие на лиц, способных совершить преступление. Уголовно-правовые нормы помимо этого ориентированы на воспитание у граждан потребности неуклонно соблюдать законы, на создание атмосферы нетерпимости к лицам, совершающим преступление.
Вместе с тем вполне очевидно, что основная часть населения нашей страны не совершает преступления не потому, что опасается подвергнуться уголовной ответственности, а вследствие убежденности в их безнравственности. Однако это обстоятельство не исключает общепредупредительное воздействие уголовно-правовых норм, которые осуществляют свое регулятивное воздействие.