Оскорбление органов власти
Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти
Последнее обновление — Декабрь 2019
Запрет на оскорбление одних людей другими, кроме морального, имеет еще и правовой аспект. Законом установлено наказание за унижение чести и достоинства, в гражданских правоотношениях его определяет КоАП. За противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, предусмотрена уголовная ответственность. Данное преступление подрывает авторитет государственных органов управления, а значит, препятствует их нормальной деятельности. За оскорбление представителя власти наказание определяет ст. 319 УК.
Состав преступления
Каждое преступление для возможности привлечения виновного к ответственности должно иметь 4 основных составляющих, которые мы разберем ниже.
Объект
Под объектом в уголовном праве понимают то, чему преступление причиняет вред. Для ст. 319 – это нормальное функционирование государственного аппарата и авторитет государственной власти, дополнительно честь и достоинство представителя власти.
В качестве представителей власти признаются должностные лица правоохранительного, контролирующего органа, а также другие должностные лица, которые в соответствии с законом обладают распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.
- Правоохранительные органы обеспечивают законность и борются с правонарушениями. К ним относятся суд, прокуратура, полиция, ФСБ, Служба внешней разведки, таможня, Служба судебных приставов и др.
- Контролирующими органами являются налоговое ведомство, противопожарная служба, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, трудовая инспекция и др.
- К прочим должностным лицам относятся сотрудники органов государственного аппарата и местного самоуправления. Например, главы местных администраций, руководители различных подразделений по направлениям деятельности, отнесенной к полномочиям соответствующей администрации, депутаты законодательных органов и др.
- Кроме того, представителями власти считают военнослужащих, привлеченных к охране общественного порядка и безопасности, они так же вправе требовать от гражданских лиц соблюдения закона.
Объективная сторона
Объективная сторона деяния по ст. 319 УК РФ, то есть конкретные действия, образующие преступление, имеет ряд особенностей.
- Во-первых, само понятие оскорбления подразумевает определенные признаки:
- выражается в неприличной форме, то есть противоречит правилам и нормам поведения, принятым в обществе;
- унижает честь и достоинство того, кому оно адресовано.
Оскорблением могут быть не только нецензурная брань или непристойные жесты, но и физические действия, например, пощечина, плевок или толчки. Также оскорбление может быть нанесено в письменной или графической форме, такой как карикатура или фотомонтаж.
- Помимо того, что оскорбление происходит только в отношении лица, обладающего признаками представителя власти, оно должно быть публичным.
Основным признаком публичности является присутствие третьих лиц в момент совершения преступления. При этом место не обязательно должно быть общественным. Например, оскорбление представителя власти в квартире виновного в присутствии хотя бы одного постороннего, также считается публичным.
Следует указать, что оскорбление представителя власти в присутствии только его коллег или других представителей власти суды не расценивают как публичное.
Чаще всего противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, совершают на улице, в отделении полиции или медицинском учреждении, куда доставили виновного для освидетельствования. Также распространены случаи оскорбления в служебном кабинете, на рабочем месте.
Оскорбление может быть совершено и в отсутствие потерпевшего. Под понятие публичного унижения подпадает распространение различных листовок или обращений, размещенных в общественных местах. С развитием технологий появилась возможность размещать оскорбительную информацию в Интернете, социальных сетях, рассылать при помощи SMS и MMS сообщений, опубликовывать видео на Ютуб и в Инстаграм. Эти действия также являются публичными, поскольку направлены на неограниченный круг лиц.
- Следующая особенность – оскорбление должно быть донесено исключительно при исполнении должностным лицом своих обязанностей по службе или связано с их исполнением. В противном случае ответственность у виновного может наступить по общей статье 5.61 КоАП, которой установлено наказание за оскорбление обычных граждан.
Субъект
Субъект – тот, кто может отвечать за совершенное преступление. Ответственность для граждан за данное преступление наступает уже с 16 лет. Преступление считается законченным в момент совершения оскорбительных действий.
Субъективная сторона
Отношение преступника к содеянному. Противоправные действия совершаются с целью оскорбить представителя власти именно в связи с исполнением им служебных обязанностей. Для ответственности по ст. 319 УК РФ необходимо чтобы виновный имел прямой умысел на совершение этих действий и осознавал их последствия.
Какое наказание предусмотрено
Ст. 319 за оскорбление представителя власти определяет в качестве наказания:
- штраф до 40 000 рублей или в размере, не превышающем доход за 3 месяца;
- до 360 часов обязательных работ;
- до 1 года исправительных работ.
Обязательные работы выполняются в свободное от основной трудовой деятельности время. Их вид и место определяет местная администрация и уголовно-исполнительная инспекция. Исправительные работы выполняют по месту основной деятельности, а при его отсутствии – также в местах, определяемых инспекцией и администрацией, при этом из заработка осужденного удерживают до 20%.
Оскорбление представителя власти по КоАП
Если лицо, представляющее власть, оскорбляют в обычной жизни не в ситуации исполнения служебного долга и никак с ним не связанной, то применяется административная ответственность по ст. 5.61 КоАП об унижении чести и достоинства гражданина. В качестве наказания виновный должен будет заплатить штраф до 3 000 рублей.
Какие доказательства можно использовать
Для установления факта противоправных действий органы предварительного расследования используют любые разрешенные законом материалы. В зависимости от ситуации это могут быть следующие доказательства:
- заявление потерпевшего;
- показания свидетелей;
- запись камер видеонаблюдения;
- аудио и видеозапись;
- распечатка SMS сообщений;
- скриншоты интернет-страниц;
- должностные инструкции и служебные характеристики сотрудников;
- рапорт об обнаружении признаков преступления и т. д.
В некоторых случаях для установления оскорбительного характера и неприличной формы высказываний следователь или суд назначает специальную лингвистическую экспертизу, если такой вопрос не исследован в полной мере на досудебной стадии. Выражения считаются оскорбительными, если противоречат нормам морали и нравственности, при этом направлены на унижение чести и достоинства конкретного лица и обязательно выражены в неприличной форме.
Подследственность и подсудность
По общему правилу проведение проверок и расследование уголовных дел о деяниях по ст. 319 отнесено к компетенции органов дознания полиции.
Однако из этого правила имеется исключение – оскорбление представителей некоторых ведомств при исполнении ими обязанностей или связанное с их исполнением расследуется Следственным комитетом (СК РФ). Это, например, полиция, СК РФ, ФСБ, депутаты законодательных органов, уголовно-исполнительной системы.
То есть, например, дело об оскорблении лесного инспектора будет подследственно дознавателю полиции, а дело об оскорблении следователя МВД – следователю СК РФ.
Дела по ст. 319 УК РФ отнесены к группе дел публичного обвинения. Это означает, что уголовное преследование осуществляется государством в лице правоохранительных органов, независимо от воли потерпевшего. Рассматривают такие уголовные дела мировые судьи.
Совокупность преступлений
Довольно часто оскорбление представителя власти сопровождается насилием по отношению к нему, которое квалифицируют по ст. 318 УК. Особенно распространены такие действия при общении с сотрудниками полиции, ДПС, ППС, которые предъявляют гражданину требования о соблюдении общественного порядка, необходимости пройти освидетельствование на алкоголь или задерживают его.
В данном случае виновному вменяется 2 преступления (совокупность преступлений) – по ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). В этом случае расследование уголовных дел производится следователями СК, а рассмотрение дела происходит в районном суде.
Если действия обвиняемого не были опасны для жизни и здоровья потерпевшего, то срок заключения может составить до 5 лет. Насилие, причинившее здоровью тяжкий вред, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
При этом необходимо отличать насилие от сопротивления и неповиновения представителю власти, которое является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.3 КоАП.
Преступления в отношении отдельных представителей власти
За оскорбление некоторых категорий служащих Уголовным кодексом предусмотрены отдельные нормы для привлечения к ответственности.
Ст. 297 УК устанавливает наказание за неуважение к суду. За оскорбление участников процесса, в том числе судьи, присяжных и иных лиц, участвующих в отправлении правосудия (прокурор, эксперт, потерпевший, подсудимый, свидетель и пр.), виновному грозит штраф до 200 000 рублей, либо до 480 часов исправительных работ, либо до 6 месяцев ареста. Под неуважением к суду понимают не только прямое унижение чести и достоинства, но и публичные действия или обнародование информации, цель которых принизить авторитет и вызвать недоверие к судебной системе.
При расследовании обстоятельств дела особое внимание обращают на место и способ совершения противоправных действий. Если преступление совершено не в зале заседания, то оно должно быть связано с ролью участника процесса в судебном разбирательстве.
Освобождение от ответственности
- Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
- Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
- Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
- Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.
В сети встречаются постановления судов об освобождении от ответственности по ст. 319 УК РФ с назначением судебного штрафа, но одно из условий его применения – заглаживание вреда, вероятность которого спорна по той же причине, что и примирение сторон по таким делам.
Заключение
Таким образом, государство очень серьезно относится к оскорблению представителей власти. Эти действия нарушают нормальную работу органов управления и правопорядка, а значит, представляют общественную опасность. Кроме чести и достоинства должностного лица или служащего подрывается авторитет самого органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому избежать наказания виновному удается очень редко.
Закон об оскорблении властей: о чем он?
29 марта 2019 года в России вступили в силу два важных федеральных закона, именуемые неофициально «законами об оскорблении властей». Это ФЗ № 28 от 18.03.2019 и ФЗ от 18.03.2019 № 30. Каковы основные положения законов об оскорблении власти?
- Государством устанавливается запрет на распространение в сети Интернет информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, демонстрирует очевидное неуважение к обществу, государству, легальным госсимволам, Конституции РФ, государственным органам.
- Если подобная информация будет обнаружена, Генпрокурор или его заместители направляют в Роскомнадзор соответствующий сигнал, а последний орган, в свою очередь, будет требовать ее удаления. Если требование не будет исполнено, доступ к информации будет ограничен. Отметим, что владелец интернет-ресурса должен в течение 24 часов удалить сомнительную информацию.
- Если гражданин добровольно удалит информацию, и при этом такое нарушение будет совершено впервые, то к административной ответственности он привлекаться не будет. Это правило установлено для того, чтобы оградить граждан, разместивших информацию случайно, не проверив ее. Для граждан, не удаливших контент, закон об оскорблении власти предусматривает штраф в размере 30-100 тыс руб. За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере 100-200 тыс руб (или административный арест на срок до 15 суток). Злостные нарушители могут штрафоваться на сумму от 200 до 300 тыс руб (или возможен административный арест).
Кроме того, внимания заслуживает ФЗ № 41 от 18.03.2019. В законе сказано, что распространение недостоверной информации в Интернете запрещено под страхом блокировки ресурса.
Запрещено распространение новостей, которые через искажение фактов создают угрозу обществу. В частности, в роли таких негативных последствий могут выступать причинение вреда здоровью и жизни людей, создание угрозы для важных объектов, нарушение общественного порядка и т.д.
Закон о фейковых новостях предусматривает привлечение виновных граждан и юрлиц к административной ответственности. В частности, о возможных наказаниях сказано в ФЗ № 27 от 18.03.2019.
- Если распространение фейковых новостей создало угрозу обществу, гражданину грозит наказание в виде штрафа в размере от 30 до 100 тыс руб с возможным изъятием предмета правонарушения. Если нарушение совершило юрлицо, ему грозит штраф в размере от 200 до 500 тыс руб плюс возможна конфискация предмета нарушения.
- Если распространение ложной информации стало причиной возникновения каких-либо проблем и сбоев в работе общественных институтов, то наказание ужесточается. Так, граждане получают штраф в размере от 100 до 300 тыс руб, а юрлица – от 500 тыс до 1 млн руб (плюс возможна конфискация предмета нарушения). Аналогичное наказание предусмотрено за повторное распространение лживой информации.
- Если распространение информации повлекло причинение смерти человеку или другие серьезные последствия, то величина штрафа для физлиц составляет от 300 до 400 тыс руб, для организаций – от 1 до 1,5 млн руб. Возможна конфискация предмета нарушения.
Как можно расценивать законы об оскорблении властей?
Описанные выше законы вызвали, в целом, негативную реакцию в обществе. Это и понятно: законы об оскорблении власти и распространении фейковых новостей свидетельствуют об ужесточении цензуры в обществе, установлении препятствий граждан к свободному выражению своего мнения. Даже Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека высказался против принятия данных законов, однако Президент все равно подписал их.
С точки зрения права, законы не лишены существенных недостатков.
- Законы об оскорблении нуждаются в уточнении. К примеру, законодатель не определил, что такое «неприличная форма оскорбления» и «явное неуважение», а это значит, что теоретически под статью можно подвести любое неугодное лицо. Кроме того, не совсем ясны объекты правонарушения, поскольку государство, органы госвласти и общество – это понятия абстрактные.
- За оскорбление уже предусмотрена административная (ст.5.61 КоАП РФ)и уголовная (ст.319 УК РФ) ответственность. Кроме того, субъект, считающий, что его честь, деловая репутация или достоинство были опорочены, вправе обратиться в суд в порядке ст.152 ГК РФ.
- Что касается закона о распространении фейковых новостей, то здесь усматривается сложность в установлении причинно-следственной связи между размещением информации и наступлением неблагоприятных последствий. Каким образом будет решаться вопрос о том, что представляет угрозу для общества, а что нет, тоже неясно.
- За совершение указанных выше нарушений предусмотрены неоправданно суровые санкции, которые будут служить демотиватором к выражению гражданами собственного мнения, проведению независимых журналистских расследований и т.д.
Что это означает? То, что любая неосторожная критика действующей власти, непроверенная новость, размещенная на сайте, могут стать причиной привлечения граждан и юрлиц к административной ответственности, санкции которой достаточно жесткие. Причем размытые определения и пробелы в праве позволяют признать любую, в том числе вполне безобидную новость, не соответствующей законодательству.
Гражданам и организациям, в отношении которых были возбуждены соответствующие дела, нуждаются в компетентном уголовном адвокате, который не допустит привлечения своего доверителя к административной ответственности. Опытный специалист может использовать пробелы в законе во благо доверителя – пока судебная практика по данным статьям об оскорблении не сформирована, это вполне возможно. А если в действиях субъекта были обнаружены признаки преступления (возможные статьи были описаны выше), то специалист окажет необходимую помощь на стадии следствия с тем, чтобы прекратить дальнейшее уголовное преследование и не доводить дело до суда.
Статья 319. Оскорбление представителя власти
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Комментарий к статье 319 Уголовного Кодекса РФ
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
По смыслу указанного уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.
Другой комментарий к статье 319 УК РФ
1. В целом о характеристике потерпевшего см. комментарий к ст. 318 УК. Однако надо иметь в виду, что потерпевшими по рассматриваемому составу преступления не могут быть близкие представителя власти. Ответственность за их оскорбление наступает по нормам Кодекса об Административных Правонарушениях. Оскорбление судьи, прокурора и др. в связи с проявленным неуважением к суду квалифицируется по ст. 297 УК.
2. Объективная сторона преступления характеризуется публичным оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление должно быть публичным. Публичность имеет место тогда, когда:
— оскорбительные действия совершаются в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представляемому потерпевшим (в противном случае не происходит умаления авторитета органа власти в глазах граждан);
— результаты действий, имеющих оскорбительный характер, доведены до сведения неопределенного круга лиц (публики).
Например, публичным признается оскорбление в общественных местах, с использованием средств массовой информации. Оскорбительные рисунки и подписи к ним, тексты подобного же характера также признаются публичным оскорблением.
При отсутствии признака публичности (т.е. при обстоятельствах, исключающих умаление авторитета государственной власти) ответственность наступает на общих основаниях.
Оскорбление представителя власти должно быть совершено при исполнении им своих обязанностей.
3. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. К числу обязательных ее признаков относятся мотив и цель преступления.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Остались вопросы по ст 319 УК РФ?
Получите консультации и комментарии юристов по статье 319 УК РФ бесплатно.
Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.
Штрафы за оскорбление власти: что говорит закон
18 марта подписан закон, который СМИ назвали законом об оскорблении власти. Мы ожидали, что коллеги из уважаемых изданий будут писать об этом законе полную дичь, а их читатели не будут это читать, а будут сразу возмущаться в комментариях. Так и произошло.
Когда дым рассеялся, мы спокойно прочитали документы. Вот что написано в законе и как грамотно критиковать власть, чтобы не получить штраф.
Еще один повод для штрафа за публикации в интернете
Появились такие нововведения:
- В интернете нельзя распространять информацию с такими одновременными признаками: неприличная форма, оскорбление достоинства и нравственности, явное неуважение к обществу, государству и органам власти.
- Это считается мелким хулиганством.
- За такое могут оштрафовать на 30 000 и даже на 100 000 рублей. Повторное нарушение стоит дороже.
- Это административная ответственность — и только для физлиц старше 16 лет.
- Сайт с оскорбительными публикациями могут заблокировать по требованию Генпрокуратуры.
- Критику власти, негативные оценки государственной политики и личное мнение без мата и оскорблений высказывать можно. Штрафов за это нет.
Кого касается новый закон?
Этот закон внес поправки в административный кодекс и закон об информации — тот самый, что установил запрет на публикацию опасных фейковых новостей. Прочитайте наш разбор тех ограничений, если еще не читали.
Изменения касаются всех, кто что-то пишет в интернете: новая статья именно о таких публикациях.
Если вы пишете в соцсетях, ведете телеграм-канал, делаете обзоры новостей, готовите расследования или оставляете комментарии под чужими постами, новый закон для вас.
За какую информацию о власти и государстве могут оштрафовать
На самом деле неправильно называть этот закон запретом на оскорбление власти. Речь не только о власти. И дело не только в критике и оскорблении, признаков запрещенной информации гораздо больше.
Вот какие условия должны совпасть, чтобы информация попала в поле зрения Генпрокуратуры и стала поводом для штрафа:
- Информация выражена в неприличной форме.
- Эта форма оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
- При этом выражается явное неуважение к обществу , государству, государственным символам, Конституции или органам государственной власти.
По этим признакам в группе наибольшего риска находятся пубертатные школьники во Вконтакте, которых старший брат не научил следить за языком. Критика власти, выражение мнения о работе Госдумы, личная неприязнь к президенту, недовольство высокими налогами, возмущение социальной несправедливостью, низкими пенсиями и высокими доходами чиновников, озабоченность санитарно-гигиеническими нормами школьного питания, ворчание по поводу ремонта дорог и сетование на несправедливость мира не попадают под эти условия.
Потому что недостаточно написать, что налоговая давит на предпринимателей, в думских комитетах нет профессионалов, а депутаты в регионах берут взятки. Это не неприличная форма и не оскорбление достоинства, а просто чье-то мнение или даже установленный факт. Если есть признаки клеветы, можно применять другую статью, но она давно работает и к новому закону отношения не имеет.
Блокировать сайт за конструктивную критику и личное мнение об органах власти никто не разрешал. И штрафы за это тоже не вводили.
Что такое неприличная форма
Ни в этом, ни в других законах нет точного определения, какие слова считаются выражением в неприличной форме. Обычно ответы на эти вопросы дают суды и экспертиза.
Но за информацию, выраженную в неприличной форме, есть и другие статьи в законах, за такое много раз наказывали и раньше. Поэтому можно проанализировать практику и сделать выводы, что могут посчитать неприличным по отношению к обществу, государству и органам власти.
Неприличная форма — это выражения, которые явно не соответствуют общепринятым нормам поведения. Они могут содержать мат или просто неприятные слова — например «подонок» однажды признали неприличной формой. Хотя не любой мат и обидные слова — это повод для наказания. Нужно иметь конкретную цель: унизить, обидеть, выразить циничное отношение. Если нецензурные выражения употребляют для связки слов, за это другое наказание: ругаться матом в общественных местах давно запрещено.
«Свинья», «хамло», «дура», «идиот», «кобыла», «жид» — это тоже неприличная форма, если слова употребляют с целью оскорбить и унизить. И тогда бесполезно ссылаться на то, что это литературные слова и их употреблял даже Пушкин. Цитировать классиков, в произведениях которых есть мат, — не то же самое, что употреблять мат по отношению к человеку, Конституции, российскому флагу или какой-то части общества.
Какие штрафы установили за такие оскорбления общества и государства в интернете
Если написать оскорбительное и неуважительное в неприличной форме про общество, власть и государство в интернете, это считается мелким хулиганством. За такое установлена административная ответственность — то есть штрафы. За обычное мелкое хулиганство вроде мата в общественном месте штрафы небольшие — до 1000 рублей. С публикациями в интернете все строже.
Вступил в силу закон «об оскорблении власти»: Суть закона
Вступил в силу закон «об оскорблении власти». Что теперь будет с комментариями? Разбираемся в нюансах нового запрета и в том, чем он грозит всем нам.
29 марта вступил в силу закон о неуважении к власти, который был подписан В.Путиным на прошлой неделе. Совет по правам человека при президенте России, правозащитники и журналисты выступали против его принятия, но, несмотря на волну протестов, законопроекту, внесённому сенатором Клишасом, был дан ход.
В чём суть закона?
Новый закон о неуважении власти вносит поправки в статью 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») и в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). Согласно этим изменениям, если на информационном ресурсе будут обнаружены материалы, «предназначенные для неограниченного круга лиц, выражающие в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и органам, осуществляющим государственную власть в РФ», то доступ к такому ресурсу будет блокироваться Роскомнадзором.
Для граждан, которые распространяют такие материалы, предусмотрена административная ответственность: штраф от 30 до 100 тыс. руб. за первое нарушение, штраф от 100 до 200 тыс. руб. или административный арест до 15 суток — за повторное нарушение. А при дальнейших нарушениях штраф увеличится ещё больше: от 200 до 300 тыс. руб. или арест до 15 суток.
Что такое «неуважение в неприличной форме»?
Толкования этого термина в законе нет. При этом, как отмечает Максим Оленичев, старший юрист «Команды 29» (неформальное правозащитное объединение юристов и журналистов, ставящее своей целью сопротивление растущей закрытости государства в России — прим. ред.), точного ответа нет даже у экспертов-лингвистов.
В 2014 году, после принятия поправок в закон «О СМИ», запрещающих использование нецензурной брани в средствах массовой информации, Роскомнадзор выпустил рекомендации по применению этого закона. В частности, в них говорится, что «среди специалистов существует мнение, согласно которому к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на «х», «п», «е», «б», а также образованные от них слова и выражения». Считать ли иную экспрессивную лексику неприличной формой, зависит от понимания конкретного эксперта, отмечает Оленичев.
– Что касается неуважения, то это понятие всегда предполагает некий стандарт этических ценностей, нарушение которых влечёт неуважение, поэтому какие действия будут считаться неуважением, зависит от квалификации таких действий судом, а именно — в зависимости от текущего политического вектора, — говорит юрист.
Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков в интервью изданию Znak.com не исключил, что после вступления закона в силу могут появиться новые разъяснения, что же всё-таки считать «неприличной формой», но для этого «нужно дождаться первых административных дел».
Оскорбление конкретного представителя власти тоже подпадает под этот закон?
Вопрос о том, как будет восприниматься оскорбление конкретного представителя власти, довольно спорный (впрочем, как и остальные положения закона). Так, существует статья 152 Гражданского кодекса «Защита чести, достоинства и деловой репутации», однако она предполагает обращение в суд от конкретного лица. Новый же закон, по словам Павла Чикова, вообще не предполагает наличие потерпевшего лица.
Как отмечает Максим Оленичев, оскорбления, к примеру, Владимира Путина как конкретного человека тоже с большой долей вероятности попадут под действие нового закона.
– В России в понимании органов власти Путин — не человек, а президент. Это часто встречается в правоприменительной практике. Например, в октябре 2018 года Смольнинский районный суд Петербурга постановил уничтожить «маску президента России», которую активист «Открытой России» Павел Чупрунов планировал использовать для проведения публичного мероприятия. Ни полицию, ни суд не смутило то, что у президента в принципе не может быть маски, поскольку в данном случае это просто государственная должность, а маска президента — не что иное, как маска гражданина Путина. Поэтому я не исключаю довольно широкое толкование закона в случае, если он может затронуть «незыблемые святыни» российской политики, — подчёркивает юрист.
К этой же категории могут отнести и сравнения политиков с историческими личностями — разумеется, в отрицательном контексте. Так, например, совмещение фамилий двух личностей (скажем, Гитлера и Путина) в одну тоже может рассматриваться как правонарушение.
То есть критиковать власть теперь вообще нельзя?
Можно, только осторожно. Вы можете выражать своё недовольство проводимой политикой , некачественной работой чиновников, коррупцией или чем-либо другим. Главное, делать это в корректной форме. В недавнем интервью «Интерфаксу» спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что критиковать власть можно и нужно, но при этом нельзя «переходить грань приличия», так как «свобода слова не означает возможность унижать человеческое достоинство».
А кто вообще будет отслеживать всё это?
Согласно закону, при обнаружении оскорбляющих власть материалов, генпрокурор или его заместители (а их 14) должны обратиться в Роскомнадзор (РКН) с требованием ограничить доступ к ресурсу с такой информацией. Однако совершенно очевидно, что полтора десятка человек не смогут и не будут отслеживать весь Рунет. По мнению Максима Оленичева, в большинстве случаев закон будет работать по обращениям чиновников или лояльных к властям участников прокремлёвских движений, и в меньшей степени — через реальный мониторинг сети.
– Технически исполнителем, конечно, будет не прокуратура, а РКН, который будет получать только санкцию от прокуратуры: реальным инициатором применения этого закона она будет только в очень ограниченном количестве случаев. В остальных случаях Генпрокуратура будет соглашаться или не соглашаться с позицией РКН, — отмечает юрист.
То есть за один «неугодный» комментарий сайт могут просто заблокировать без суда и следствия?
Без суда и следствия — да. Однако сначала РКН должен через провайдера уведомить владельцев ресурса о необходимости удалить «неуважительную» информацию в течение суток. В случае отказа или бездействия со стороны ресурса Роскомнадзор может ограничить к нему доступ. Это вовсе не означает, что сайт или страница в интернете будет заблокирована навсегда: после удаления неправомерной информации РКН снимет блокировку. Конечно, владельцы ресурса могут отказаться исполнять требования Роскомнадзора, но тогда свою позицию им придётся доказывать в суде.
Однако, как подчёркивает Максим Оленичев, главный риск закона как раз и заключается в том, что пока никто не знает, как его правильно исполнять.
– По сути, являясь цензурой, он практически неисполним, а его толкование отдается «на откуп» правоохранительным органам. Опасность закона заключается в том, что он будет применяться произвольно и для подавления критики власти. Если нет критики, дискуссии, то нет и демократии, — говорит юрист. — Это ещё один закон, который направлен на необоснованное ограничение прав граждан в нашей стране.
А что со штрафами? Кто их будет платить?
По словам Максима Оленичева, платить за оскорбительные комментарии придётся владельцам информационного ресурса, так как СМИ несёт ответственность за все материалы, размещённые на его площадках, в том числе и за комментарии.
При этом имеет значение, есть ли на сайте премодерация комментариев. Если написанные комментарии сначала просматриваются сотрудником редакции и только потом появляются на ресурсе, то даже удаление «незаконной» информации по требованию Роскомнадзора, отмечает Оленичев, не может гарантировать того, что владельцев ресурса не привлекут к административной ответственности.
Если же премодерации комментариев нет, то РКН обязан предъявить требование об удалении неправомерных материалов, и только в том случае, если редакция откажется удалять такую информацию, ей может быть назначен штраф. Однако всё это лишь предположение юриста. Как будет действовать закон на самом деле, никто из экспертов не может сказать наверняка, до тех пор пока не появится правоприменительная практика.