2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оскорбление представителя власти коап

Статья 5.61. Оскорбление

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.61 КоАП РФ

1. Статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержат положения о защите от незаконных посягательств на честь и достоинство личности. Требованиям указанных международно-правовых актов соответствует ст. 21 Конституции РФ, согласно которой достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Как указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности.

Понятие «человеческое достоинство», так же как и «честь», определяется на основе этических норм. Данные понятия применимы только к физическому лицу.

2. Оскорбление представляет собой разновидность психического насилия, которая выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению.

Объективная сторона оскорбления заключается в действиях, которые унижают честь и достоинство определенного лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали). Признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о нем.

Оскорбление может быть выражено устно, например в виде ругательств, или же письменно в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания. Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина). Такие действия унижают честь и достоинство человека, которые, соответственно, выступают объектом данного правонарушения.

При этом для оскорбления не имеет значения, соответствует ли отрицательная оценка личности гражданина истинному положению дел. Факты, на которых основывается оскорбление, могут иметь место в действительности (например, аморальный образ жизни). В любом случае, если эта оценка выражалась в неприличной форме и при этом была воспринята адресатом, виновный может быть привлечен к административной ответственности.

Субъективная сторона оскорбления характеризуется умышленной виной: виновный осознает, что наносит оскорбление другому лицу и желает совершить соответствующее деяние.

3. Как правило, дела данной категории сопровождаются сложным вопросом определения формы и содержания словесных выражений, допущенных в отношении гражданина.

Так, высказанное Ф. в адрес П. слово, обозначающее название животного и содержащее негативную оценку личных качеств П., употребленное в ситуации, в которой не принято его употреблять, носит неприличную форму и потому является оскорблением (см.: Постановление Оренбургского областного суда от 04.10.2013 N 4а-700/2013).

Как оскорбление обычно расцениваются слова, относящиеся к разряду ненормативной лексики.

Т. выразилась в отношении сослуживицы в неприличной форме грубой нецензурной бранью, унизив ее честь и достоинство, что подтверждается показаниями свидетелей. Соответственно, Т. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (см.: решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11.07.2012 N 12-343/2012).

4. Комментируемая статья предусматривает, что за «простое» оскорбление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, виновное лицо несет административную ответственность в виде наложения административного штрафа:

— на граждан (лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста) — в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;

— на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Привлечение к административной ответственности в данном случае возможно, в частности, если имело место оскорбление гражданина со стороны государственного служащего при оказании государственной услуги;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (например, в том случае, если гражданином было получено письмо от имени юридического лица, содержащее оскорбительные высказывания в его адрес).

5. В ч. 2 комментируемой статьи 5.61 КоАП РФ идет речь об оскорблении, содержащемся:

— в публичном выступлении, например, перед студенческой аудиторией, на собрании;

— в публично демонстрирующемся произведении. По терминологии гражданского законодательства, публичный показ произведения представляет собой любую демонстрацию его непосредственно или же на экране (с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств). Кроме того, к публичному показу относится демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц (п. 3 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ).

В том числе это относится к размещению соответствующей информации на общедоступных сайтах в сети Интернет;

— в средствах массовой информации, под которыми согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 понимаются периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Таким образом, специфичным для данных правонарушений является публичность оскорбления.

Как указывается в преамбуле к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. При этом предусмотренное ст. ст. 23 и 46 Конституции РФ право каждого на защиту своей чести и доброго имени является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

Соответственно, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, совершенное публично, является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. В ч. 3 комментируемой статьи идет речь также о непринятии мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Это применимо, в частности, к владельцам интернет-ресурсов — юридическим лицам и к средствам массовой информации, если публичное оскорбление, пусть и исходящее от другого лица, стало возможным в результате их бездействия.

Данное правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

7. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП РФ, возбуждаются прокурором, который обязан вынести соответствующее постановление немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении — в течение двух суток с момента его выявления. При необходимости проведения административного расследования постановление выносится по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

8. Нужно учитывать, что согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину был причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (в данном случае на его честь и достоинство), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, с учетом степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Читать еще:  Преступления совершенные несовершеннолетними

Соответственно, при доказанности факта оскорбления гражданин может обратиться в суд с иском о возмещении ему морального вреда.

Так, иск о компенсации морального вреда был удовлетворен, поскольку в результате виновных действий ответчика, подтвержденных вступившими в законную силу судебными постановлениями, истец испытал нравственные страдания, наличие которых при оскорблении предполагается (см.: Определение Верховного суда Чувашской Республики от 24.06.2013 по делу N 33-2126/2013).

9. Ранее содержавшаяся в УК РФ ст. 130 «Оскорбление» была исключена п. 45 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статьей 5 указанного Закона в КоАП РФ была введена комментируемая статья 5.61 КоАП РФ. Таким образом, в настоящее время оскорбление является не преступлением, а административным проступком.

Между тем, УК РФ содержит составы следующих преступлений:

— публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК РФ), те же деяния, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (ч. 2 ст. 148 УК РФ);

— неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства (ч. 1 ст. 297 УК РФ), то же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ч. 2 ст. 297 УК РФ);

— публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ);

— оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 336 УК РФ), оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ч. 2 ст. 336 УК РФ).

В указанных случаях комментируемая статья 5.61 КоАП России применению не подлежит, ответственность наступает по соответствующей статье УК РФ.

Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти

Последнее обновление — Декабрь 2019

Запрет на оскорбление одних людей другими, кроме морального, имеет еще и правовой аспект. Законом установлено наказание за унижение чести и достоинства, в гражданских правоотношениях его определяет КоАП. За противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, предусмотрена уголовная ответственность. Данное преступление подрывает авторитет государственных органов управления, а значит, препятствует их нормальной деятельности. За оскорбление представителя власти наказание определяет ст. 319 УК.

Состав преступления

Каждое преступление для возможности привлечения виновного к ответственности должно иметь 4 основных составляющих, которые мы разберем ниже.

Объект

Под объектом в уголовном праве понимают то, чему преступление причиняет вред. Для ст. 319 – это нормальное функционирование государственного аппарата и авторитет государственной власти, дополнительно честь и достоинство представителя власти.

В качестве представителей власти признаются должностные лица правоохранительного, контролирующего органа, а также другие должностные лица, которые в соответствии с законом обладают распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.

  • Правоохранительные органы обеспечивают законность и борются с правонарушениями. К ним относятся суд, прокуратура, полиция, ФСБ, Служба внешней разведки, таможня, Служба судебных приставов и др.
  • Контролирующими органами являются налоговое ведомство, противопожарная служба, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, трудовая инспекция и др.
  • К прочим должностным лицам относятся сотрудники органов государственного аппарата и местного самоуправления. Например, главы местных администраций, руководители различных подразделений по направлениям деятельности, отнесенной к полномочиям соответствующей администрации, депутаты законодательных органов и др.
  • Кроме того, представителями власти считают военнослужащих, привлеченных к охране общественного порядка и безопасности, они так же вправе требовать от гражданских лиц соблюдения закона.

Объективная сторона

Объективная сторона деяния по ст. 319 УК РФ, то есть конкретные действия, образующие преступление, имеет ряд особенностей.

  1. Во-первых, само понятие оскорбления подразумевает определенные признаки:
    • выражается в неприличной форме, то есть противоречит правилам и нормам поведения, принятым в обществе;
    • унижает честь и достоинство того, кому оно адресовано.

Оскорблением могут быть не только нецензурная брань или непристойные жесты, но и физические действия, например, пощечина, плевок или толчки. Также оскорбление может быть нанесено в письменной или графической форме, такой как карикатура или фотомонтаж.

  1. Помимо того, что оскорбление происходит только в отношении лица, обладающего признаками представителя власти, оно должно быть публичным.

Основным признаком публичности является присутствие третьих лиц в момент совершения преступления. При этом место не обязательно должно быть общественным. Например, оскорбление представителя власти в квартире виновного в присутствии хотя бы одного постороннего, также считается публичным.

Следует указать, что оскорбление представителя власти в присутствии только его коллег или других представителей власти суды не расценивают как публичное.

Чаще всего противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, совершают на улице, в отделении полиции или медицинском учреждении, куда доставили виновного для освидетельствования. Также распространены случаи оскорбления в служебном кабинете, на рабочем месте.

Оскорбление может быть совершено и в отсутствие потерпевшего. Под понятие публичного унижения подпадает распространение различных листовок или обращений, размещенных в общественных местах. С развитием технологий появилась возможность размещать оскорбительную информацию в Интернете, социальных сетях, рассылать при помощи SMS и MMS сообщений, опубликовывать видео на Ютуб и в Инстаграм. Эти действия также являются публичными, поскольку направлены на неограниченный круг лиц.

  1. Следующая особенность – оскорбление должно быть донесено исключительно при исполнении должностным лицом своих обязанностей по службе или связано с их исполнением. В противном случае ответственность у виновного может наступить по общей статье 5.61 КоАП, которой установлено наказание за оскорбление обычных граждан.

Субъект

Субъект – тот, кто может отвечать за совершенное преступление. Ответственность для граждан за данное преступление наступает уже с 16 лет. Преступление считается законченным в момент совершения оскорбительных действий.

Субъективная сторона

Отношение преступника к содеянному. Противоправные действия совершаются с целью оскорбить представителя власти именно в связи с исполнением им служебных обязанностей. Для ответственности по ст. 319 УК РФ необходимо чтобы виновный имел прямой умысел на совершение этих действий и осознавал их последствия.

Какое наказание предусмотрено

Ст. 319 за оскорбление представителя власти определяет в качестве наказания:

  • штраф до 40 000 рублей или в размере, не превышающем доход за 3 месяца;
  • до 360 часов обязательных работ;
  • до 1 года исправительных работ.

Обязательные работы выполняются в свободное от основной трудовой деятельности время. Их вид и место определяет местная администрация и уголовно-исполнительная инспекция. Исправительные работы выполняют по месту основной деятельности, а при его отсутствии – также в местах, определяемых инспекцией и администрацией, при этом из заработка осужденного удерживают до 20%.

Оскорбление представителя власти по КоАП

Если лицо, представляющее власть, оскорбляют в обычной жизни не в ситуации исполнения служебного долга и никак с ним не связанной, то применяется административная ответственность по ст. 5.61 КоАП об унижении чести и достоинства гражданина. В качестве наказания виновный должен будет заплатить штраф до 3 000 рублей.

Какие доказательства можно использовать

Для установления факта противоправных действий органы предварительного расследования используют любые разрешенные законом материалы. В зависимости от ситуации это могут быть следующие доказательства:

  • заявление потерпевшего;
  • показания свидетелей;
  • запись камер видеонаблюдения;
  • аудио и видеозапись;
  • распечатка SMS сообщений;
  • скриншоты интернет-страниц;
  • должностные инструкции и служебные характеристики сотрудников;
  • рапорт об обнаружении признаков преступления и т. д.

В некоторых случаях для установления оскорбительного характера и неприличной формы высказываний следователь или суд назначает специальную лингвистическую экспертизу, если такой вопрос не исследован в полной мере на досудебной стадии. Выражения считаются оскорбительными, если противоречат нормам морали и нравственности, при этом направлены на унижение чести и достоинства конкретного лица и обязательно выражены в неприличной форме.

Подследственность и подсудность

По общему правилу проведение проверок и расследование уголовных дел о деяниях по ст. 319 отнесено к компетенции органов дознания полиции.

Однако из этого правила имеется исключение – оскорбление представителей некоторых ведомств при исполнении ими обязанностей или связанное с их исполнением расследуется Следственным комитетом (СК РФ). Это, например, полиция, СК РФ, ФСБ, депутаты законодательных органов, уголовно-исполнительной системы.

То есть, например, дело об оскорблении лесного инспектора будет подследственно дознавателю полиции, а дело об оскорблении следователя МВД – следователю СК РФ.

Дела по ст. 319 УК РФ отнесены к группе дел публичного обвинения. Это означает, что уголовное преследование осуществляется государством в лице правоохранительных органов, независимо от воли потерпевшего. Рассматривают такие уголовные дела мировые судьи.

Совокупность преступлений

Довольно часто оскорбление представителя власти сопровождается насилием по отношению к нему, которое квалифицируют по ст. 318 УК. Особенно распространены такие действия при общении с сотрудниками полиции, ДПС, ППС, которые предъявляют гражданину требования о соблюдении общественного порядка, необходимости пройти освидетельствование на алкоголь или задерживают его.

Читать еще:  Определите орган власти принимающий уголовный закон

В данном случае виновному вменяется 2 преступления (совокупность преступлений) – по ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). В этом случае расследование уголовных дел производится следователями СК, а рассмотрение дела происходит в районном суде.

Если действия обвиняемого не были опасны для жизни и здоровья потерпевшего, то срок заключения может составить до 5 лет. Насилие, причинившее здоровью тяжкий вред, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

При этом необходимо отличать насилие от сопротивления и неповиновения представителю власти, которое является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.3 КоАП.

Преступления в отношении отдельных представителей власти

За оскорбление некоторых категорий служащих Уголовным кодексом предусмотрены отдельные нормы для привлечения к ответственности.

Ст. 297 УК устанавливает наказание за неуважение к суду. За оскорбление участников процесса, в том числе судьи, присяжных и иных лиц, участвующих в отправлении правосудия (прокурор, эксперт, потерпевший, подсудимый, свидетель и пр.), виновному грозит штраф до 200 000 рублей, либо до 480 часов исправительных работ, либо до 6 месяцев ареста. Под неуважением к суду понимают не только прямое унижение чести и достоинства, но и публичные действия или обнародование информации, цель которых принизить авторитет и вызвать недоверие к судебной системе.

При расследовании обстоятельств дела особое внимание обращают на место и способ совершения противоправных действий. Если преступление совершено не в зале заседания, то оно должно быть связано с ролью участника процесса в судебном разбирательстве.

Освобождение от ответственности

  • Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
  • Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
  • Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
  • Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.

В сети встречаются постановления судов об освобождении от ответственности по ст. 319 УК РФ с назначением судебного штрафа, но одно из условий его применения – заглаживание вреда, вероятность которого спорна по той же причине, что и примирение сторон по таким делам.

Заключение

Таким образом, государство очень серьезно относится к оскорблению представителей власти. Эти действия нарушают нормальную работу органов управления и правопорядка, а значит, представляют общественную опасность. Кроме чести и достоинства должностного лица или служащего подрывается авторитет самого органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому избежать наказания виновному удается очень редко.

Закон об оскорблении властей: о чем он?

29 марта 2019 года в России вступили в силу два важных федеральных закона, именуемые неофициально «законами об оскорблении властей». Это ФЗ № 28 от 18.03.2019 и ФЗ от 18.03.2019 № 30. Каковы основные положения законов об оскорблении власти?

  1. Государством устанавливается запрет на распространение в сети Интернет информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, демонстрирует очевидное неуважение к обществу, государству, легальным госсимволам, Конституции РФ, государственным органам.
  2. Если подобная информация будет обнаружена, Генпрокурор или его заместители направляют в Роскомнадзор соответствующий сигнал, а последний орган, в свою очередь, будет требовать ее удаления. Если требование не будет исполнено, доступ к информации будет ограничен. Отметим, что владелец интернет-ресурса должен в течение 24 часов удалить сомнительную информацию.
  3. Если гражданин добровольно удалит информацию, и при этом такое нарушение будет совершено впервые, то к административной ответственности он привлекаться не будет. Это правило установлено для того, чтобы оградить граждан, разместивших информацию случайно, не проверив ее. Для граждан, не удаливших контент, закон об оскорблении власти предусматривает штраф в размере 30-100 тыс руб. За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере 100-200 тыс руб (или административный арест на срок до 15 суток). Злостные нарушители могут штрафоваться на сумму от 200 до 300 тыс руб (или возможен административный арест).

Кроме того, внимания заслуживает ФЗ № 41 от 18.03.2019. В законе сказано, что распространение недостоверной информации в Интернете запрещено под страхом блокировки ресурса.

Запрещено распространение новостей, которые через искажение фактов создают угрозу обществу. В частности, в роли таких негативных последствий могут выступать причинение вреда здоровью и жизни людей, создание угрозы для важных объектов, нарушение общественного порядка и т.д.

Закон о фейковых новостях предусматривает привлечение виновных граждан и юрлиц к административной ответственности. В частности, о возможных наказаниях сказано в ФЗ № 27 от 18.03.2019.

  1. Если распространение фейковых новостей создало угрозу обществу, гражданину грозит наказание в виде штрафа в размере от 30 до 100 тыс руб с возможным изъятием предмета правонарушения. Если нарушение совершило юрлицо, ему грозит штраф в размере от 200 до 500 тыс руб плюс возможна конфискация предмета нарушения.
  2. Если распространение ложной информации стало причиной возникновения каких-либо проблем и сбоев в работе общественных институтов, то наказание ужесточается. Так, граждане получают штраф в размере от 100 до 300 тыс руб, а юрлица – от 500 тыс до 1 млн руб (плюс возможна конфискация предмета нарушения). Аналогичное наказание предусмотрено за повторное распространение лживой информации.
  3. Если распространение информации повлекло причинение смерти человеку или другие серьезные последствия, то величина штрафа для физлиц составляет от 300 до 400 тыс руб, для организаций – от 1 до 1,5 млн руб. Возможна конфискация предмета нарушения.

Как можно расценивать законы об оскорблении властей?

Описанные выше законы вызвали, в целом, негативную реакцию в обществе. Это и понятно: законы об оскорблении власти и распространении фейковых новостей свидетельствуют об ужесточении цензуры в обществе, установлении препятствий граждан к свободному выражению своего мнения. Даже Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека высказался против принятия данных законов, однако Президент все равно подписал их.

С точки зрения права, законы не лишены существенных недостатков.

  1. Законы об оскорблении нуждаются в уточнении. К примеру, законодатель не определил, что такое «неприличная форма оскорбления» и «явное неуважение», а это значит, что теоретически под статью можно подвести любое неугодное лицо. Кроме того, не совсем ясны объекты правонарушения, поскольку государство, органы госвласти и общество – это понятия абстрактные.
  2. За оскорбление уже предусмотрена административная (ст.5.61 КоАП РФ)и уголовная (ст.319 УК РФ) ответственность. Кроме того, субъект, считающий, что его честь, деловая репутация или достоинство были опорочены, вправе обратиться в суд в порядке ст.152 ГК РФ.
  3. Что касается закона о распространении фейковых новостей, то здесь усматривается сложность в установлении причинно-следственной связи между размещением информации и наступлением неблагоприятных последствий. Каким образом будет решаться вопрос о том, что представляет угрозу для общества, а что нет, тоже неясно.
  4. За совершение указанных выше нарушений предусмотрены неоправданно суровые санкции, которые будут служить демотиватором к выражению гражданами собственного мнения, проведению независимых журналистских расследований и т.д.

Что это означает? То, что любая неосторожная критика действующей власти, непроверенная новость, размещенная на сайте, могут стать причиной привлечения граждан и юрлиц к административной ответственности, санкции которой достаточно жесткие. Причем размытые определения и пробелы в праве позволяют признать любую, в том числе вполне безобидную новость, не соответствующей законодательству.

Гражданам и организациям, в отношении которых были возбуждены соответствующие дела, нуждаются в компетентном уголовном адвокате, который не допустит привлечения своего доверителя к административной ответственности. Опытный специалист может использовать пробелы в законе во благо доверителя – пока судебная практика по данным статьям об оскорблении не сформирована, это вполне возможно. А если в действиях субъекта были обнаружены признаки преступления (возможные статьи были описаны выше), то специалист окажет необходимую помощь на стадии следствия с тем, чтобы прекратить дальнейшее уголовное преследование и не доводить дело до суда.

Штрафы за оскорбление власти: что говорит закон

18 марта подписан закон, который СМИ назвали законом об оскорблении власти. Мы ожидали, что коллеги из уважаемых изданий будут писать об этом законе полную дичь, а их читатели не будут это читать, а будут сразу возмущаться в комментариях. Так и произошло.

Читать еще:  Преступление вред для общества

Когда дым рассеялся, мы спокойно прочитали документы. Вот что написано в законе и как грамотно критиковать власть, чтобы не получить штраф.

Еще один повод для штрафа за публикации в интернете

Появились такие нововведения:

  1. В интернете нельзя распространять информацию с такими одновременными признаками: неприличная форма, оскорбление достоинства и нравственности, явное неуважение к обществу, государству и органам власти.
  2. Это считается мелким хулиганством.
  3. За такое могут оштрафовать на 30 000 и даже на 100 000 рублей. Повторное нарушение стоит дороже.
  4. Это административная ответственность — и только для физлиц старше 16 лет.
  5. Сайт с оскорбительными публикациями могут заблокировать по требованию Генпрокуратуры.
  6. Критику власти, негативные оценки государственной политики и личное мнение без мата и оскорблений высказывать можно. Штрафов за это нет.

Кого касается новый закон?

Этот закон внес поправки в административный кодекс и закон об информации — тот самый, что установил запрет на публикацию опасных фейковых новостей. Прочитайте наш разбор тех ограничений, если еще не читали.

Изменения касаются всех, кто что-то пишет в интернете: новая статья именно о таких публикациях.

Если вы пишете в соцсетях, ведете телеграм-канал, делаете обзоры новостей, готовите расследования или оставляете комментарии под чужими постами, новый закон для вас.

За какую информацию о власти и государстве могут оштрафовать

На самом деле неправильно называть этот закон запретом на оскорбление власти. Речь не только о власти. И дело не только в критике и оскорблении, признаков запрещенной информации гораздо больше.

Вот какие условия должны совпасть, чтобы информация попала в поле зрения Генпрокуратуры и стала поводом для штрафа:

  1. Информация выражена в неприличной форме.
  2. Эта форма оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
  3. При этом выражается явное неуважение к обществу , государству, государственным символам, Конституции или органам государственной власти.

По этим признакам в группе наибольшего риска находятся пубертатные школьники во Вконтакте, которых старший брат не научил следить за языком. Критика власти, выражение мнения о работе Госдумы, личная неприязнь к президенту, недовольство высокими налогами, возмущение социальной несправедливостью, низкими пенсиями и высокими доходами чиновников, озабоченность санитарно-гигиеническими нормами школьного питания, ворчание по поводу ремонта дорог и сетование на несправедливость мира не попадают под эти условия.

Потому что недостаточно написать, что налоговая давит на предпринимателей, в думских комитетах нет профессионалов, а депутаты в регионах берут взятки. Это не неприличная форма и не оскорбление достоинства, а просто чье-то мнение или даже установленный факт. Если есть признаки клеветы, можно применять другую статью, но она давно работает и к новому закону отношения не имеет.

Блокировать сайт за конструктивную критику и личное мнение об органах власти никто не разрешал. И штрафы за это тоже не вводили.

Что такое неприличная форма

Ни в этом, ни в других законах нет точного определения, какие слова считаются выражением в неприличной форме. Обычно ответы на эти вопросы дают суды и экспертиза.

Но за информацию, выраженную в неприличной форме, есть и другие статьи в законах, за такое много раз наказывали и раньше. Поэтому можно проанализировать практику и сделать выводы, что могут посчитать неприличным по отношению к обществу, государству и органам власти.

Неприличная форма — это выражения, которые явно не соответствуют общепринятым нормам поведения. Они могут содержать мат или просто неприятные слова — например «подонок» однажды признали неприличной формой. Хотя не любой мат и обидные слова — это повод для наказания. Нужно иметь конкретную цель: унизить, обидеть, выразить циничное отношение. Если нецензурные выражения употребляют для связки слов, за это другое наказание: ругаться матом в общественных местах давно запрещено.

«Свинья», «хамло», «дура», «идиот», «кобыла», «жид» — это тоже неприличная форма, если слова употребляют с целью оскорбить и унизить. И тогда бесполезно ссылаться на то, что это литературные слова и их употреблял даже Пушкин. Цитировать классиков, в произведениях которых есть мат, — не то же самое, что употреблять мат по отношению к человеку, Конституции, российскому флагу или какой-то части общества.

Какие штрафы установили за такие оскорбления общества и государства в интернете

Если написать оскорбительное и неуважительное в неприличной форме про общество, власть и государство в интернете, это считается мелким хулиганством. За такое установлена административная ответственность — то есть штрафы. За обычное мелкое хулиганство вроде мата в общественном месте штрафы небольшие — до 1000 рублей. С публикациями в интернете все строже.

За обидные слова не накажут

Документ называется — «Порядок действий по документированию административных правонарушений по частям 3-5 статьи 20.1 КоАП». Подписан он первым заместителем министра внутренних дел генерал-полковником полиции Александром Горовым. Опубликовал документ в своем аккаунте в соцсети глава Международной правозащитной группы «Агора», член Совета при президенте РФ по правам человека Павел Чиков.

Кстати, в середине лета глава СПЧ Михаил Федотов указывал, что посыпавшиеся в массовом порядке в полицию заявления об оскорблении власти стали напоминать эпидемию. По его словам, правоохранительным органам прежде, чем заводить дела по новой статье, необходимо разобраться во всех деталях и правильно их квалифицировать. Он привел в пример случай с депутатом кировской гордумы Павлом Валенчуком, которого возмутил мем в соцсети, и он написал заявление в полицию. Федотов подчеркнул, что подобные обращения только вредят обществу.

Если быть точным, в статье, к правоприменению которой появились замечания, звучит так: «Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ».

Александр Горовой поручил руководителям региональных управлений взять все дела по этой статье под личный контроль и отправлять информацию о каждом правонарушении в Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка МВД.

В рекомендациях же перечислены условия, необходимые для возбуждения дел о неуважении к власти. Так, опубликованная в Сети оскорбительная информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц. Личная переписка пользователей под часть 3 статьи 20.1 КоАП не подходит. Наказуемая информация должна содержать оскорбления в адрес Конституции РФ, флага, герба, гимна, президента, Совета Федерации или Госдумы. То есть чиновники регионального уровня не подпадают под действие статьи.

Кроме того, такие сообщения должны быть написаны в грубой форме с использованием нецензурной лексики, изображений непристойного характера, а опубликовавший эту информацию, должно быть установлено, «противопоставляет себя окружающим, демонстрирует надменность, цинизм и унизительное отношение к обществу, государству и госсимволам».

При отсутствии хотя бы одного из этих условий дело об оскорблении власти не должно возбуждаться, оговаривается в методичке.

Более того, руководителям поручено проводить служебные проверки «по каждому факту неправильной квалификации административного правонарушения».

Чтобы полицейским проще было квалифицировать подобные правонарушения, им рекомендовано привлекать экспертов и прокуратуру. Так, спорное сообщение или изображение следует отдать на исследование. Материалы по каждому делу поручено отправлять прокурорам в течение суток. При их отрицательном ответе необходимо немедленно выносить постановление о прекращении дела.

Закон о неуважении власти вступил в силу в марте 2019 года. По данным правозащитной организации «Агоры», за первое полугодие всего было заведено 45 административных производств по части 3 статьи 20.1 КоАП.

Из совсем свежих примеров — жительнице Красноярского края присудили штраф за неуважение к приставам. В соцсети «Одноклассники» она опубликовала запись с оскорблениями в их адрес. Кстати, согласно методичке генерала Горового, такое дело не должно были заводить изначально.

Наказание для хамов и грубиянов по указанной статье предусмотрено в виде штрафа в размере от 30 до 100 тысяч рублей. За повторное аналогичное нарушение штраф предусмотрен уже в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. Рецидивистам же грозит опять же арест на 15 суток либо штраф уже в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector