Отличие государственной измены от шпионажа
Отличие государственной измены от шпионажа согласно статье 275 уголовного кодекса
275 ст. УК РФ представляет собой норму, устанавливающую ответственность за такое преступление, как госизмена. Квалификация указанных действий требует тщательного подхода к определению признаков такого деяния и необходимости отграничения от такого посягательства, предусмотренного ст. 276 УК РФ. Государственная измена ст. 275 УК РФ имеет принципиальные отличительные черты, позволяющие говорить о виновном лице, как изменнике.
Состав преступления, объективные признаки
Для любого общественно-опасного деяния характерно наличие состава, представляющего собой совокупность обязательных элементов. Такой вид преступления, как государственная измена также предлагает свои признаки, позволяющие не только квалифицировать действия преступника по рассматриваемой статье, но и отграничить содеянное от схожих вариантов посягательства.
Состав включает в себя объективные и субъективные признаки. Отсутствие хотя бы одного обязательного элемента приведёт к невозможности возбуждения уголовного дела и привлечения лица к ответственности.
Уголовный кодекс РФ предполагает, что понятие государственной измены – это всегда действия, направленные на цели, противоречащие интересам России.
Отражение таких поступков определяется в объективной стороне деяния, которая является выражением преступления во внешней среде. Для госизмены характерны следующие варианты её проявления:
- Шпионаж. Предусматривается, что шпион действует на территории России, выступает её гражданином, но добывает сведения для иностранных государств. Следует различать измену и шпионаж иностранцев, находящихся в России. При этом следует помнить о различие шпионажа, как самостоятельного посягательства и госизмены. Сравнительный анализ показал, что принципиально субъект будет отличаться, поскольку шпионаж ст. 276 в УК РФ, распространяется только на шпионов иностранцев.
- Непосредственная передача секретных сведений. Они должны быть доступны лицу ввиду должности и положения, которое оно занимает в стране. При этом передаваемая информация должна признаваться государственной тайной, соответственно, подобное разглашение будет рассматриваться, как предательство.
- Оказание поддержки иностранному государству при реализации им мероприятий против интересов Российской Федерации. Такая поддержка может носить материальный, технический, информационный и иной характер, проявляться в актах финансирования (кредит, дача взятки, иное экономическое стимулирование) или консультации.
История также отражает, что в СССР и РСФСР существовало большее количество форм проявления измены и шпионажа, а известный юрист Виталий Рябчук подробно отразил тонкости указанных преступлений в работе о государственной измене и шпионаже.
Говоря об измене гражданина России, следует понимать, что подобное преступление не требует наступления негативных последствий, а именно фактического подрыва безопасности государства. С уголовно-правовой точки зрения такой состав считается формальным и оконченным, как только лицо начало шпионить, разглашать сведения и так далее.
Помимо проявления преступления во вне, также важно определиться с тем, на что посягает преступник, то есть установить объект. Его фиксация обязательна. В данном случае им выступает безопасность страны, основы её конституционного строя, которые могут быть подорваны при совершении рассматриваемого деяния. В теории (курсовых, дипломных, научных работах), а также судебной практике встречается обобщение объекта и определение его, как суверенитет страны.
Субъективные признаки
Для грамотной квалификации любого преступления требуется установление не только его обстоятельств, но и лица, которое реализовало посягательство. Важным моментом выступает определение признаков этого человека, позволяющих привлечь виновного к ответственности, а также его личных мотивов, целей и вины.
Субъектом преступления может выступать только тот человек, который соответствует четырём условиям, установленным законодателем. Относиться к ним будет следующее:
- ответственность несёт только физическое лицо;
- возраст должен быть не меньше шестнадцати лет;
- гражданство только России;
- полная вменяемость.
Если характеризоваться лицо по данным признакам в совокупности не может, то и возбуждение дела также не допускается.
Когда речь идёт о разглашении государственной тайны, то виновным может быть исключительно официальный носитель таких сведений (управляющие коммерческих, промышленных, производственных компаний, сотрудники органов власти и т.д.)
Именно субъект устанавливает разграничение между госизменой и шпионажем, поскольку в первом случае преступником являться только гражданин страны, в том время как во второй ситуации предусматривается работа иностранцев, посягнувших на государственную тайну и основы конституционного строя России.
Помимо характеристики самого субъекта преступления, следует провести криминологическое исследование его отношения к тому, что он совершает, то есть оценить психическое и психологическое состояние, установить вину. Для этого необходимо рассмотреть несколько вариантов её проявления:
- Умысел. Такая форма характеризуется полным контролем над собственными действиями со стороны лица, осознанием общественной опасности и последствий деяния, а также желанием их наступления.
- Неосторожность. Здесь возможно два варианта проявления: небрежность, предполагающая, что человек не желал наступления негативных последствий и вовсе их не предвидел, что сделать должен был ввиду обстоятельства; легкомыслие, когда гражданин посчитал, что последствия преступления вовсе не наступят, хотя достаточных для этого оснований не было, но смог их предугадать.
В случае с государственной изменой применим только первый вариант вины, а именно прямой умысел.
Ответственность
Указанная статья уголовного закона помимо подробного описания такого деяния, как государственная измена, отражает и санкции, а именно наказание, которое повлечёт за собой подобный проступок. В первую очередь для установления мер воздействия на нарушителя закона необходимо определения тяжести рассматриваемого преступления.
Измена государству признаётся посягательство с особо тяжкого характера, поскольку максимальной санкцией признаётся тюремное заключение на срок до двадцати лет.
Общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности страны, защищают многочисленным органами власти (МВД, ФСБ и т д.), поэтому из-за специфики посягательств на эти отношения отсутствуют квалифицирующие признаки.
Для конкретно определённых действий против интересов России предусматриваются отдельные нормы. Мнение на этот счёт разделяются, однако каждая статья кратко отражает характер преступлений, что даёт возможность разграничить тяжесть совершных действий.
Говоря о конкретных видах наказаний, следует отметить, что их в данной статье предусмотрено всего три:
- лишение свободы, период которого варьирует от двенадцати до двадцати лет;
- штраф, размер которого не должен превышать либо пятисот тысяч рублей, либо оклада за период до трёх лет;
- ограничение свободы до двух лет.
Особенностью применения таких наказаний является то, что не предусмотрено получение одной из указанных санкций. Суд назначается сразу все варианты. Единственное, что допустимо это исключить штраф или ограничение свободы.
Правовая система Консультант Плюс имеет своё развитие и несколько раз в год осуществляет обновление информации. Например, к числу новостей о регулировании рассматриваемого вопроса можно отнести новую редакцию закона, в которой присутствует примечание об освобождении от уголовной ответственности тех лиц, которые сообщили о возможном ущербе интересам России.
Для того чтобы примечание статьи было реализовано, субъект преступления должен соблюсти два условия. Во-первых, своевременность.Сам факт совершения действий порождает основания для привлечения лица к ответственности, однако, отказ от незаконных действий может помочь избежать наказания, но только в том случае, если безопасности и конституционным основам страны не был причинён существенный ущерб.
Во-вторых, добровольность. Человек должен сам изъявить желание и рассказать о преступном посягательстве. Если будут установлены обстоятельства, не зависящие от виновного субъекта и способствующие отказу от общественно-опасного деяния, то это не будет считать добровольным актом раскаянья, а значит, не позволит применить правило об освобождение от ответственности.
Таким образом, указанная статья уголовного закона выступает одной из нескольких норм, предусматривающих ответственность за нарушения безопасности и целостности государства.
Необходимо помнить об исключительном субъекте данного преступления, поскольку измена характерна только для российских граждан. При этом законодатель устанавливает суровые меры наказания, не предлагая суду альтернативы, что подтверждает тяжесть и опасность рассматриваемого деяния.
Шпионаж. Отличие шпионажа от государственной измены.
Шпионаж, предметом являются сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Шпионаж окончен с момента совершения действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет.
Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
Шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второго вида шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки.
шпионаж — особо тяжкое преступление.
личие шпионажа от государственной измены состоит только в том, что субъектами шпионажа являются иностранные граждане или лицо без гражданства, а субъектами государственной измены, граждане РФ
Государственная измена (ст. 275 УК РФ)
Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.
Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Объективная сторона состоит в государственной измене, которая включает в себя следующие альтернативные действия:
– шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ;
– выдача государственной тайны – умышленная передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, защищаемых государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;
– иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ – совершение любых действий, которые наносят ущерб внешней безопасности рФ, но не подпадающих под понятие выдачи государственной тайны или шпионажа.
Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления – гражданин РФ.
Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), отличие этого преступления от государственной измены в форме выдачи государственной тайны (ст. 275 УК) и утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).
Разглашение государственной тайны (283), отличие от государственной измены в форме выдачи государственной тайны (275), утрата документов.
Преступление против основ конституционного строя и безопасности гос-ва. Разглашение гос. тайны. Объект: безопасность гос-ва, а также установленный порядок охраны сведений, составляющих гос. тайну. Предмет преступления составляют сведения, отнесенные законом к гос. тайне: 1.В военной области; 2.В области экономики, науки и техники; 3.В области внешней политике и экономике;
4.В области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих гос. тайну, т.е. распространение их с нарушением установленного порядка, в результате чего они становятся известными посторонним лицам. В диспозиции ч.1 статьи указано на отсутствие в действиях лица признаков гос. измены, из чего следует, что разглашение гос. тайиы совершается не в порядке оказания помощи иностранному гос-ву или организации в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. Разглашение гос. тайны может быть совершено путем действия (публичное выступление, демонстрация док-тов) и бездействия (оставление таких док-тов без присмотра). Обязательным элементом объективной стороны является ознакомление с такими сведениями посторонних лиц, число которых не ограничено. Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими гос. тайну, посторонних лиц, Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. С прямым умыслом когда виновный осознает, что разглашаемые им сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (дача интервью СМИ). С косвенным умыслом, когда виновный намеренно предает огласке информацию, составляющую гос. тайну и допускает, что сведения воспринимаются посторонними лицами (обсуждение таких сведений в местах, где присутствуют посторонние лица). Преступление совершается по легкомыслию, когда виновный осознает, что он нарушил правила сохранения сведений, составляющих гос. тайну, но рассчитывает на то, что это не повлечет никаких последствий (нарушение режима хранения док-тов). Преступление совершается по небрежности, если лицо не предвидит возможности разглашения гос. тайны, хотя должно и могло предвидеть такие последствия (виновный теряет ключ от сейфа и не сообщает об этом). Целью преступления: стремление виновного продемонстрировать посторонним лицам свою значимость и осведомленность о гос. секретах. Преступление может быть совершено из корыстных побуждений, когда разглашение сведений осуществляется за плату, при этом лицо, получившее сведения может использовать их для оказания помощи иностранному гос-ву или организации либо действовать по их заданию. Субъект (специальный) вменяемое лицо 16 лет, которому в силу трудовых или служебных обязанностей доверены или известны сведения, составляющие гос. тайну. Квалифицированный вид преступления (ч.2 ст.283) предполагает наступление в результате разглашения гос. тайны тяжких последствий, к ним относится переход сведений, составляющих гос. тайну к иностранным спец. службам, срыв гос. мероприятий, совершение преступления в отношении лиц, подлежащих гос. защите
и др. Это преступление считается оконченным с момента наступления тяжких последствий. Преступление, предусмотренное ч.2 ст.283 имеет две формы вины: в отношении последствий вина всегда является неосторожной, при умышленном разглашении гос. тайны: с прямым или косвенным умыслом в отношении последствий действия виновного квалифицируются как государ. измена.
Государственная измена в форме выдачи государственной тайны.
Объект: внешняя безопасность гос-ва, т.е. защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на внешнюю безопасность затрагивает конституционный строй, суверенитет и территориальную неприкосновенность РФ.
Предметом преступления могут быть сведения, составляющие гос. тайну (защищаемые гос-вом сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ). Объективная сторона: состоит в гос. измене, т.е. предательстве интересов гос-ва, оказании помощи иностранному гос-ву, организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ. Под гос. изменой понимают следующие действия: *шпионаж — передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному гос-ву сведений, составляющих гос. тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений, для использование их в ущерб внешней безопасности РФ;
*выдача гос. тайны — передача вышеперечисленным субъектам сведений, составляющих гос. тайну, лицом, которому они стали известны в силу служебных или трудовых обязанностей;
*иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности — совершение различных действий, направленных на подрыв основ конституционного строя или безопасности России, способствование разведывательной деятельности иностранных субъектов. Представителем иностранного гос-ва или организации является лицо, наделенное официальными или неофициальными полномочиями действовать в их интересах. При установлении контакта с гражданином РФ и склонению его к совершению действий, образующих состав гос. измены, представитель иностранного гос-ва может быть привлечен к уг. ответственности по ст.276 УК. Преступление считается оконченным с момента передачи сведений, являющихся предметом шпионажа, или выдачи гос. тайны, либо с момента совершения действий, образующих иное оказание помощи иностранным субъектам. Субъективная сторона: преступление характеризуется прямым умыслом. Целью является нанесение ущерба внешней безопасности России. Мотивы преступления могут иметь корыстную, националистическую и иную направленность и они не конкретизированы законодателем. Субъект: вменяемое лицо 16лет, являющееся гражданином РФ. При совершении гос. измены в форме выдачи гос. тайны лицо должно обладать доступом к этим сведениям.
Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284)
Объективная сторона преступления включает 3 элемента: — нарушение установленных правил обращения с документами или предметами; — их утрату и наступление тяжких последствий; — причинную связь между ними.
Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение, использование, перевозка, пересылка и т.д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи этих сведений в различных ситуациях: органам гос. власти, предприятиям, учреждениям и организациям (ст. 16), в связи с выполнением совместных и других работ (ст. 17), другим государствам (ст. 18). Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего, ведомственного и локального значения, издаваемых с учетом особенностей работы в той или иной отрасли, организации и т.д.
Состав преступления, предусмотренного ст. 284, материальный, его конструктивными признаками являются утрата документа или предмета и наступление тяжких последствий.
Под утратой понимается выход документа (предмета) из владения лица или организации, у которых он должен находиться, что чаще всего происходит при утере или хищении. В результате утраты появляется возможность использования предмета (документа) посторонними лицами. Поэтому данного состава не будет, если документ (предмет) оказался уничтоженным и ознакомиться с ним нельзя — в подобных случаях речь может идти о других деяниях, например халатности (ст. 293), уничтожении имущества по неосторожности (ст. 168) и др. Понятие тяжких последствий не отличается от аналогичного в составе разглашения государственной тайны (ст. 283). При их отсутствии наступает не уголовная, а иная (например, дисциплинарная) ответственность.
Субъект преступления специальный — лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Наличие допуска является достаточным признаком субъекта; в отличие от ст. 283 в анализируемом составе нет указания на то, что тайна была доверена или стала известна по службе, однако это и не требуется, ибо только такие лица могут нарушить правила обращения с вверенными им документами (предметами).
С субъективной стороны нарушение правил обращения с документами может быть как осознанным, так и неосознанным, однако вина к утрате и тяжким последствиям, по прямому указанию закона, выступает только в форме неосторожности.
Утрата отличается от разглашения по объективной стороне: в первом случае документ (предмет) выходит из владения лица или организации, во втором — его содержание разглашается, но сам он из владения не выходит. Отличие по субъективной стороне заключается в том, что разглашение может совершаться только умышленно, а утрата — лишь по неосторожности.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести.
Таким образом, преступления данной группы посягают на внешнюю безопасность, обороноспособность и другие интересы государства в сфере сохранности государственной тайны и
заключаются в разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих гос. тайну, совершенных специальными субъектами.
Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 1923 | Нарушение авторских прав
Вопрос 348. Государственная измена и шпионаж.
Вопрос 348. Государственная измена и шпионаж.
Государственная измена – шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ (ст. 275 УК).
Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.
Суверенитет – это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти. Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.
Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только по субъекту преступления (см. ниже).
Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности РФ и которые составляют государственную тайну.
В отличие от шпионажа, выдача государственной тайны состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный уже располагает, поэтому у него нет необходимости собирать или похищать их.
Полный перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне, в частности, относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против РФ заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами и т.п. Данный вид государственной измены считается оконченным с момента фактического оказания гражданином РФ помощи иностранному государству или иностранной организации в такой деятельности.
Понятие враждебной деятельности включает в себя любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической – срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной – поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки – расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.
Шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК, – передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Действия, имеющие своим предметом сведения, составляющие государственную тайну, состоят в:
— хранении этих сведений.
Передача означает сообщение сведений, составляющих государственную тайну, любым способом иностранному государству, иностранной организации или их представителям: лично или через посредника, устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.
Похищение сведений – это незаконное их изъятие любым способом у законного обладателя.
Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения секретной информации (подслушивание, фотографирование, копирование и т.д.).
Хранение означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и собранными либо похищенными не самим хранителем, а другими лицами, а также добровольно переданными хранителю их обладателем.
Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа, если:
— эти действия совершаются по заданию иностранной разведки;
— они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности РФ. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает оценку деяния как шпионажа.
Субъект преступления специальный: иностранный гражданин или лицо без гражданства. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст. 275 и 276 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 275 УК).
Наказание за государственную измену в России по ст 275 УК РФ
Характеристика противоправных деяний, составляющих понятие государственной измены, дана в уголовном праве России, чтобы граждане РФ понимали, что это за преступление и отдавали отчет в своих действиях, когда выезжают на отдых или по работе в другие страны, участвуют в конференциях, форумах, встречах с присутствием иностранных представителей.
Общественная опасность измены родине состоит в том, что вероятным результатом ее совершения становится экономический ущерб для страны, прекращение или замедление научных разработок и исследований в военно-промышленном комплексе, разрыв межгосударственных отношений.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Статья 275 УК РФ
В соответствии со ст. 275 УК РФ государственная измена – любая помощь другому государству, международной или иностранной организации, их представителям в ущерб безопасности России.
Комментарий к ст. 275 УК РФ обозначает три формы государственной измены: выдача государственной тайны, шпионаж и иная помощь, в том числе финансовая, материально-техническая, консультационная, иностранной стороне против безопасности России.
Иная помощь может выражаться в предоставлении убежища, поиске и подборе офисных или производственных помещений, складов, оборудовании тайников, изучении и сборе характеризующей информации о лицах, которые представляют интерес для зарубежной разведки.
Разница между ст. 275 и ст. 276 УК РФ
Отличие государственной измены от шпионажа по ст. 276 УК РФ состоит в субъекте совершения преступления. В первом случае это всегда гражданин Российской Федерации. Ведением разведывательной деятельности (шпионажем) занимается иностранец или лицо без гражданства (апатрид).
Шпион, представляя иностранную спецслужбу, предпринимает шаги к получению государственной тайны России. У изменника доступ к ней уже есть в силу своего служебного положения или других обстоятельств, которые позволили ему такой доступ получить: например, хищение секретной информации, ее целенаправленный сбор, накопление для передачи иностранной стороне и по ее заданию.
Государственная тайна и ее защита
Предмет государственной измены – государственная тайна. Законодатель определяет ее как охраняемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 № 5485-1).
Государством применяются меры по их защите. Секретоносители находятся под пристальным вниманием российских специальных служб и ограничены в выездах за рубеж и контактах с иностранцами. Документы, содержащие секретные сведения, хранятся в специальных режимных помещениях. Доступ к ним разрешен определенному кругу лиц при соблюдении специально разработанных процедур.
Важно! Предметом измены могут быть любые сведения, если они используются в ущерб внешней безопасности страны.
Состав преступления
Состав преступления государственной измены по ст. 275 – формальный. Законодатель не связывает его совершение с наступлением конкретных негативных последствий материального характера.
Объективная и субъективная стороны, объекты и субъекты преступления
Объективная и субъективная стороны, объекты и субъекты определены так:
- объект – внешняя безопасность государства, выражающаяся в суверенитете и территориальной целостности;
- объективная сторона действий, характеризующих государственную измену, связана с выдачей гос. тайны, шпионажем, иным оказанием помощи другому государству, иностранным и международным организациям, их представителям в осуществлении деятельности против Российской Федерации;
- субъект – гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет (как секретоноситель, так и лицо, не имеющее допуска к секретам, но действующее вопреки внешней безопасности страны);
- субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом.
Квалификационные признаки
Они схожи с квалификационными признаками шпионажа по ст. 276 УК РФ, за исключением субъекта:
- субъект преступного деяния – гражданин РФ, достигший 16 лет и дееспособный;
- по объективным признакам государственной измены совершена выдача гос. тайны иностранной стороне, осуществлен акт шпионажа или оказана помощь иностранному государству;
- субъект преследовал цель передать другому государству, международной или иностранной организации собранные сведения в ущерб своей стране;
- по заданию иностранного специального органа субъект осуществлял хищение, сбор, хранение, накопление секретной информации.
Несмотря на формальный характер, состав государственной измены требует наступления следующих последствий:
- создание угрозы внешней безопасности страны;
- неопределенность того, когда и каким образом иностранный адресат гос. измены использует помощь изменника. Например, полученная иностранцами информация может быть использована при начале негативных процессов в экономике страны для их усиления, способствовать перерастанию локальных политических конфликтов в военные действия.
Достаточные условия преступности деяния
Преступление считается оконченным с момента перехода секретных сведений в адрес другого государства, международной или иностранной организации или оказания помощи этим адресатам. Но виновного могут задержать на стадии приготовления или покушения на преступление — например, при попытке передать сведения за рубеж.
Внимание! Достаточным условием для того, чтобы деяние стало преступлением, считают момент начала действий субъекта при доказанности его прямого умысла.
Основные проблемы доказывания государственной измены
Главный вопрос реализации уголовных дел о государственной измене и доведения их до суда с последующим обвинительным приговором – это доказывание прямого умысла подозреваемого на совершение измены, причинение вреда своей стране.
Закон проводит отграничение гос. измены от незаконного экспорта или передачи за рубеж сырья, технологий, научной информации, незаконного выполнения работ, оказания услуг, которые могут быть использованы в создании оружия массового поражения и в военной промышленности (ст. 189 УК РФ).
По этой статье предмет преступления передается иностранной коммерческой или научной организации с умыслом субъекта на осуществление противоправной экономической деятельности. При государственной измене субъект умышленно и осознанно причиняет вред внешней безопасности РФ.
Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) также не означает, что совершена государственная измена, если отсутствует прямой умысел нанести ущерб государственной безопасности. Разглашение – предание огласке, распространение секретных сведений с нарушением установленного порядка.
Активным способом такое правонарушение совершается в ходе доверительной беседы, демонстрирования документов, открытого доклада или лекции, публикации в СМИ. Разглашение можно допустить бездействием при допущении посторонних к ознакомлению с секретными сведениями. Способ разглашения может быть устным, письменным, с использованием СМИ.
Соучастие в измене
Ответственность за государственную измену и шпионаж по тяжести наказания и срокам лишения свободы соизмерима. Оба эти преступления чаще всего совершаются в соучастии.
Соучастником государственной измены может быть иностранное государство, зарубежная или международная организация или их представитель. Но согласно российскому уголовному закону они не признаются субъектами преступления. Их ответственность возможна только по нормам международного права.
Представители адресатов государственной измены несут наказание за соучастие в гос. измене, но такие случаи редки в силу наличия у них дипломатического иммунитета или нахождения за границей.
Ответственность по ст. 275 УК РФ
Преступление относится к особо тяжким. Виновный приговаривается к лишению свободы на срок от 12 до 20 лет или штрафу в размере до 500 000 руб. или в размере своей заработной платы за три года с ограничением свободы до двух лет.
Условия освобождения от уголовной ответственности за государственную измену
Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности в случае и при соблюдении двух условий:
- Виновный должен своевременно и добровольно сообщить органам власти или другим способом предотвратить дальнейший ущерб России — например, разоблачить вражеского агента.
- В действиях гражданина РФ не должен присутствовать еще какой-либо состав преступления.
Судебная практика
Суды Российской Федерации регулярно, хотя и нечасто, рассматривают дела о государственной измене. В 2018 году в России по ст. 275 УК РФ осуждено и лишено свободы четыре человека. В пиковый для таких преступлений 2014 год к срокам лишения свободы были приговорены 15 человек.
Приведем три примера дел из судебной практики по государственной измене, рассмотрение которых в судах окончилось обвинительными приговорами:
- В декабре 2012 года за передачу Украине технической документации на десантный корабль и другую технику приговором по ст. 275 УК РФ осужден капитан первого ранга Владислав Никольский.
- В 2014 году состоялся суд над жительницей г. Сочи Екатериной Харебавой, которая в 2008 году предупредила представителей вооруженных сил Грузии о передвижении российских войск. Суд признал, что действия гр. Харебавы поставили под угрозу жизнь военнослужащих и интересы России.
- В ноябре 2015 года полицейский из Московской области Евгений Чистов получил 13 лет колонии строгого режима за передачу в течение трех лет Центральному разведывательному управлению США материалов о работе МВД РФ. По признанию гр. Чистова, он был завербован американской разведкой.
Заключение
Гос. измена — тяжкое преступление, которое выражается в выдаче гос. тайны, шпионаже и любой другой деятельности против безопасности страны. Адресатами государственной измены обычно являются иностранные спецслужбы. За совершение измены суд приговаривает виновного к сроку от 12 до 20 лет колонии строгого режима. Субъектом государственной измены может быть только дееспособный гражданин России, достигший 16 лет.
Государственная измена не может совершаться в форме разглашения гос. тайны, незаконного экспорта сырья, технологий, материалов, научно-технической информации. Ответственность по этим преступлениям предусмотрена ст. 283 и 189 УК РФ.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Это я, государственная измена
Кому светит 275-я статья УК
Нельзя сказать, что в России стали чаще хватать людей по обвинению в госизмене. Однако в последние недели раз за разом сообщают о подобных делах. Что же такое государственная измена? «Лента.ру» решила разобраться в этом крайне нервном вопросе, опираясь на нормы закона.
Назначение и состав измены
Статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена» — наследница статьи 64 УК РСФСР в редакции 1960 года («Измена Родине»), которая в свою очередь восходит к более ранней статье 58-1а УК РСФСР, посвященной контрреволюционным преступлениям в форме измены Родине.
За государственную измену в России можно получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также с отягощениями в виде штрафов (до 500 тысяч рублей) и последующим ограничением свободы (лишением некоторых гражданских прав) на срок до двух лет.
В действующей редакции УК государственная измена трактуется в трех формах:
— шпионаж,
— выдача государственной тайны иностранному государству,
— оказание помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ.
Рассмотрим все формы изменнического поведения по отдельности.
Шпионаж
Проще всего со шпионажем, как с четко определяемым умышленным актом. Шпионаж представляет собой намеренный сбор, хищение либо хранение информации, содержащей государственную тайну. Причем не коллекционирования ради, а с установленной целью передачи представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации.
Также под шпионажем понимается сбор иной (несекретной) информации, но только в случае, если он осуществляется по заданию иностранной разведки для использования против безопасности РФ.
Зачем тогда в УК отдельная 276-я статья «Шпионаж»? Она применяется по отношению только к иностранным гражданам или лицам без гражданства, пойманным на этом древнейшем виде общественно-неодобряемой деятельности. А вот шпионаж, совершенный гражданином РФ, как раз и трактуется по статье о госизмене, что также восходит к практике разграничения этих составов преступления в УК РСФСР.
Выдача государственной тайны
Госизмена в форме выдачи государственной тайны также не содержит ничего неясного. Эта часть статьи подразумевает передачу гражданином РФ иностранной разведке сведений, имеющих соответствующий гриф секретности. Передача должна осуществляться умышленно.
Отличие от шпионажа в том, что процесс сбора или хищения требуемой информации исключается, так как загрифованные сведения по условиям задачи уже находятся в руках обвиняемого.
В комментариях к 275-й статье обычно добавляют, что это происходит в случаях, когда обвиняемый располагает секретами по служебной надобности. Например, является военнослужащим, сотрудником спецслужб или работником оборонного предприятия, имеющим доступ к материалам, содержащим гостайну. То есть секреты стали известны обвиняемому «легально», на основании наличия к ним допуска от государства.
Иногда указывается еще один канал получения секретов — «иным путем». Данная формулировка подразумевает передачу секретной информации, полученной без санкции государства, однако и без признаков шпионажа (намеренного сбора по заданию).
В 2012 году УК РФ конкретизировал ответственность в этой области, пополнившись статьей 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» (до восьми лет лишения свободы). Эта статья подразумевает незаконное (без оформления надлежащего допуска и служебной надобности) получение и хранение секретных сведений «для себя». В статье отдельно указано, что под нее не попадают ситуации, предусмотренные статьями 275 и 276 (передача собранных сведений вовне).
Сама же по себе намеренная передача информации, полученной таким «нечаянным» образом, включает уже третью часть состава государственной измены — оказание помощи иностранному государству. Насколько можно судить по обрывочным сведениям, просачивающимся в прессу, это как раз случай Светланы Давыдовой, которую обвиняют по статье 275 за намеренную передачу в украинское посольство секретной информации, полученной случайным образом (подслушанной в маршрутке).
Оказанием помощи — и в любой иной устраивающей вас форме
В ноябре 2012 года формулировка 275-й статьи пополнилась расширительной трактовкой госизмены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».
Ранее эта часть статьи звучала более скупо: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».
Интересно тут как расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Стоит отметить замену вполне конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на гораздо более расплывчатую «деятельность против безопасности».
Ранее под «иной помощью» обычно понимались сознательные рациональные действия гражданина РФ, содействующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам.
В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Здесь, правда, возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком может выступать, например, инициативный характер передачи — то, что обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов.
В любом случае именно такое деяние, отличающееся наименьшей формальной определенностью, потенциально подвержено необоснованному расширительному толкованию, а его квалификация по статье 275 вызывает наибольшую критику со стороны правозащитников. И именно оно было дополнительно размыто по смыслу последними правками 2012 года.
Некоторые указывают, что после замены «враждебной деятельности» на «деятельность против безопасности» могут серьезно снизиться требования к доказательной базе о наличии у обвиняемого злого умысла, а у его действий — ощутимого реального ущерба. Этим мнением, в частности, на днях поделился с общественностью президентский совет по правам человека.
Причем в 2012 году законопроект вносился в Думу и вовсе с фантастической формулировкой о том, что под деятельностью против безопасности государства следует понимать действия, направленные, «в том числе, против ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Эта «юридическая ядерная бомба», по сути запрещающая любые публичные формы несогласия с действиями федеральных властей, все-таки не прошла через бредень юридической экспертизы Госдумы, вызвав резкие протесты среди депутатов.
Антибиотик широкого спектра действия
Можно, конечно, опять поиронизировать над юридической техникой федерального законодателя, как и не в первый раз указать на примеры невысокого уровня экспертизы законопроектов, что порой с неимоверной легкостью проходят чтения в Госдуме. (К слову, рассмотрение поправок 2012 года во втором и третьем чтениях сразу заняло у парламента не более 10 минут.) Но проблема гораздо сложнее.
Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий (в том числе через интернет), и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой (не санкционированной бюрократией) гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.
Адекватно ли государство в этой перестройке? Чтобы ответить на данный вопрос, следует сперва понять, адекватно ли понимается сама угроза. А для понимания угрозы ее сначала нужно назвать.