Отличие наказания от других мер государственного принуждения
Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.
Понятие и признаки уголовного наказания.
Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).
Наказание – логическое следствие нарушения гражданином уголовно-правового запрета, порождающего конфликтное отношение и необходимость его разрешения обществом, государством.
Основными признаками наказания являются:
1. Это мера государственного принуждения, т.е. наказание является правовым последствием совершения преступления.
2. Применяется к лицу, признанным виновным в совершении преступления, т.е. за действия (бездействия) которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления.
3. Наказание носит личный характер и всегда направлено против совершителя преступления и ни в при каких обстоятельствах не может быть переложена на других лиц.
4. Наказание назначается по приговору суда и от имени государства.
5. Наказание влечет за собой особое правовое последствие — судимость, которая может быть погашена или снята в соответствии со ст. 86 УК РФ.
6. Наказание связано с лишением и ограничением прав и свобод лица, признанного виновным, лишает его определенных благ и причиняет ему моральные страдания.
7. Эти признаки отличают уголовное наказание от других мер государственного принуждения (административных, дисциплинарных и т.д.).
В части 2 ст. 43 УК РФ названы три цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.
Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.
1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.
Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России — УК РФ. Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).
2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.
Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.
Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки — это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др).
Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.
3. По процессуальной форме.
Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.
Дата добавления: 2016-11-23 ; просмотров: 1161 | Нарушение авторских прав
Отличия уголовного наказания от других мер государственного принуждения
Каждое современное государство устанавливает ряд уголовно-правовых запретов и на их нарушение остро реагирует. Наказание являет собой высшую меру государственного принуждения, которая назначается субъекту за совершенное им нарушение. В зависимости от того, какой именно закон человек нарушил, и какие последствия его действия повлекли, имеются существенные отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения.
Характеристика мер принуждения
Правовой статус ответственности и наказания существенно отличаются, но многие люди, почему-то путают эти два понятия. Ответственность за совершенное действие происходит всегда, но наказание назначают только после подтверждения вины конкретного человека. Есть ряд ситуаций, когда к ответственности субъект привлекается, но вот по факту, наказание не несет. Так бывает, если, к примеру, несовершеннолетний нарушил закон, и был притянут к ответственности, но в силу своего возраста наказание не понес.
Для того чтобы четко определить отличие уголовного наказания от иных мер уголовно правового характера, изначально необходимо понять, что же собой являет каждая из форм возмездия. Административное нарушение — деяние человека, которое в первую очередь направлено на нарушение установленного порядка (правил дорожного движения, санитарных норм и др.). Данная форма нарушений не влечет за собой серьезные последствия для общественных отношений и отдельных граждан. В назначении административной ответственности, огромную роль играет квалификация правонарушения. Иногда совершенное субъектом действие может повлечь за собой и административную, и дисциплинарную, и уголовную ответственность, все зависит от тяжести преступления.
Особенностью данной формы ответственности есть то, что наказание может понести, как юридическое, так и физическое лицо, то есть наказать могут директора, в независимости от того, кто на конкретный момент выполняет его функции, целое предприятие и отдельных граждан. Если сравнивать с уголовной ответственностью, то наказание она подразумевает исключительно для дееспособных физических лиц.
Дисциплинарная ответственность применяется к субъектам, которые нарушили правила трудовой, учебной или военной дисциплины. Важно отметить, что дисциплинарная ответственность не исключает уголовной, она может с ней отлично сочетаться. Действия, которые не описаны в Уголовном Кодексе, могут противоречить служебной дисциплине. Сами по себе подобные действия граждан — не преступные, но они могут подрывать авторитет тех или иных органов общественной власти. К примеру, само по себе употребление спиртных напитков не запрещено, но если человек употребив их, придет на работу (к примеру, управлением экскаватором), то от его неадекватных действий, могут быть ужасающие последствия. Самой высшей мерой дисциплинарного наказания, считается увольнение или смещение с занимаемой должности.
Гражданско-правовое нарушение связано с неисполнением взятых на себя обязательств или выполнение ненадлежащим образом своих профессиональных обязанностей. Меры гражданско-правового воздействия, как правило, назначаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами, если сравнивать с уголовным наказанием, то оно назначается исключительно районным судом. Как и в случае с административной ответственностью, гражданско-правовая ответственность, может налагаться и на физических, и на юридических лиц.
Главной целью гражданско-правовых мер принуждения, является восстановление социальной справедливости, если кто-то кому-то предоставил ущерб, он должен его компенсировать.
Уголовная ответственность наступает за нарушение пунктов Уголовного Кодекса, все преступления классифицируются в зависимости от своей тяжести, общественной опасности, по объекту посягательства и по другим обстоятельствам. Возложить уголовную ответственность на человека, можно исключительно по приговору суда, который выноситься только при наличии неопровержимых доказательств. На догадках и предположениях обвинительный приговор базироваться не может. Любые сомнения по поводу виновности человека, должны расцениваться в его пользу.
Особенность уголовной ответственности в том, что она по сравнению со всеми вышеперечисленными, является самой строгой, и имеет больше последствий. Кроме того, уголовная ответственность может совмещать в себе несколько санкций, то есть государственный орган может назначить, как основное наказание, так и дополнительное.
Главные отличия мер принуждения
Известно, что целью всех применяемых наказаний, является исправление виновного и предупреждение совершения им новых противозаконных деяний, но средства достижения этой цели в гражданско-правовых мерах и в уголовных, будут совершенно иными. Уголовное наказание отличает от других мер государственного принуждения по следующим критериям:
- По формальному критерию — источнику права. Государственная мера принуждения регулируется федеральными законами, а уголовное наказание, описанное в Уголовном Кодексе.
- По формально — материальному критерию-основанию несения ответственности. Уголовное наказание предусмотрено за совершение действий, в которых имеется состав преступления, описанного в УК РФ, государственная мера ответственности может быть назначена за административное, гражданско-правовое или дисциплинарное нарушение.
- По процессуальной форме — наказание за уголовный проступок выносит только суд своим приговором, что касается других мер принуждения, то они могут быть назначены — решением суда, приказов и распоряжением других должностных лиц.
- Отличаться наказания уголовного и государственного типа могут по адресату — уголовная мера ответственности назначается конкретному субъекту злодеяния, человеку или физическому лицу. У государственных мер принуждения круг ответственных намного шире, в них отсутствует личный характер наказания. К примеру, если собака укусила человека — штраф несет владелец, несовершеннолетний совершил кражу — отвечают родители, на производстве случилась авария — отвечает начальство.
- Отличие по содержанию – за уголовное преступление назначается самая суровая мера принуждения – лишение свободы. Гражданские меры принуждения, как правило, носят исправительный или воспитательный характер. К примеру, гражданско-правовые нарушения влекут за собой возмещение ущерба, выплату неустойки (носят компенсационный характер). За дисциплинарное нарушение назначено денежное взыскание, выговор или увольнение. За административное правонарушения назначают штраф, общественные работы или предупреждение.
- Различие по правовых последствиях. Уголовные наказания имеют такое правовое последствие, как судимость (лишение свободы), а за ряд нарушений административного и дисциплинарного типа, предусмотренные другие меры принудительного характера. К примеру, медицинское лечение, надзор родителей, возложение обязанности возместить ущерб. Существенно разняться сроки и тяжесть наказания уголовного и гражданско-правового — нельзя одинаково судить людей, которые перешли дорогу в неположенном месте и тех, которые совершили убийство.
Система принудительных мер в законодательстве — это некий список карательных мер, что построен в порядке тяжести деяния. В этом списке наказание построено от самого легкого, к самому тяжелому.
Подобная система привлечения к ответственности используется судами с целью осуществления продуктивного воздействия на подсудимого. Это очень важно, ведь каждый должен нести то наказание, которое заслужил, и назначить кару выше указанной в УК, за конкретное преступление, ни один суд не вправе, несмотря на то, что ему государство дает полномочия вершить правосудие.
Каждая из санкций должна повлечь за собой исправление человека и его раскаяние, а не озлобить еще больше, унизить или разрушить жизнь. Каким бы тяжелым не было преступление, цивилизованное государство не использует меры физического насилия и психического воздействия. В нашей стране пытки не используются, как мера наказания и введен мораторий на смертную казнь. Классификация наказаний и разнообразие видов ответственности, необходима для того, чтобы сделать систему взысканий более совершенной, применяемой для всех, и понятной не только для юристов, но и для простых граждан.
34. Понятие уголовного наказания и его признаки. Отличие наказания от других мер государственного принуждения.
Понятие наказания определяется в ч. 1 ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.»
Можно выделить несколько специфических признаков, сочетание которых и образует понятие наказания.
а) наказание — это особая мера государственного принуждения, которая отличается от мер принуждения административно-правового, гражданско-правового характера;
б) наказание применяется только судом от имени государства (именем Российской Федерации) путем вынесения обвинительного приговора;
в) наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления; этот признак наказания является реальным воплощением принципа вины;
г) наказание есть причинение осужденному определенных лишений или ограничений прав и свобод, вид и пределы которых предусмотрены санкциями статей Особенной части УК РФ;
д) наказание носит личный характер, нет ни коллективной, ни долевой ответственности; этот признак наказания предопределяет строгую индивидуализацию его назначения;
е) наказание влечет за собой особое правовое последствие — судимость.
2. Часть 2 ст. 43 УК определяет цели наказания, руководствуясь при этом принципами уголовного права: а) восстановление социальной справедливости; б) исправление осужденного; в) предупреждение совершения новых преступлений.
Восстановление социальной справедливости есть восстановление нарушенных преступлением прав и свобод потерпевшего, интересов государства и общества. Естественно, можно возместить материальный ущерб, но нельзя восстановить жизнь убитого. Однако и в этом случае восстанавливается социальная справедливость путем назначения самого строгого наказания.
Исправление осужденного как цель наказания достигается путем воздействия на сознание осужденного, используя при этом меры убеждения и принуждения. Результат, на достижение которого направлены усилия исправительной системы, заключается в том, чтобы убедить и заставить осужденного не нарушать уголовный закон хотя бы под страхом наказания.
Предупреждение совершения новых преступлений (как самим осужденным, так и иными лицами) — это удержание от совершения преступления под угрозой наказания. Применяя к виновному лицу наказание, суд как бы предупреждает неустойчивых членов общества от участи, которая их ожидает в случае совершения преступления.
Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения:
1) Уголовное наказание влечёт судимость – это главное отличие
2) Основанием наказания явл. Преступление. Основание иных правовых санкций служат соответствующие непреступные правонарушения.
35. Цели наказания и их характеристика — 2.
Определение целей наказания — один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание, они становятся ориентиром эффективности их практической деятельности.
УК определяет цели наказания в ч. 2 ст. 43: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».
1. Восстановление социальной справедливости.
Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, т.е. соответствовать тяжести преступления. Под социальной справедливостью наказания следует понимать его трактовку в ст. 6 УК, т.е. мы можем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние, назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК). Назначение конкретной меры наказания закон ставит в зависимость от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, предполагаемого влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК). Мера наказания, согласно закону, зависит также от формы вины (ст. 24 УК), стадии преступной деятельности (ст. 66 УК). УК определяет особые правила назначения наказания за совершение преступления в соучастии (ст. 67), а также при рецидиве (ст. 68), он устанавливает правила назначения наказания по совокупности преступлений или приговоров (ст. ст. 69, 70), устанавливает условия назначения наказания ниже пределов, указанных в санкции статьи Особенной части (ч. 2 ст. 60, ст. 64).
2. Исправление осужденного.
В свое время авторы проекта УК отмечали, что «единственным указанием на критерии исправления является положение, содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким». В п. 2 этого Постановления говорится, что «доказательствами исправления осужденных служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних — и к обучению».
Цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития.
Однако требует уточнения суть исправления применительно к таким видам наказания, как пожизненное заключение или смертная казнь.
3. Предупреждение совершения новых преступлений.
Буквальное толкование текста ч. 2 ст. 43 УК свидетельствует о том, что законодатель не сделал разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение. Однако представляется, что их наличие подразумевалось изначально. Общее предупреждение обращено к обществу, специальное — к индивиду. Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения как общей, так и частной превенции.
Общее предупреждение как функция уголовного наказания осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием публики, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.
Применительно к общему предупреждению существенное значение имеет фактор устрашения. Категории лиц, которым адресован этот фактор, различны:
— первую категорию составляют люди, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они не совершают преступлений в силу сознательности или других обстоятельств, вообще не связанных с уголовным запретом;
— вторую категорию составляют лица, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они совершают преступления, несмотря на угрозу неблагоприятных уголовно-правовых последствий;
— третью категорию составляют лица, для которых устрашение имеет мотивирующее значение, так как они не совершают преступления из страха перед неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями. Они-то и представляют главный объект превенции.
Механизм специального предупреждения у разных видов наказания неодинаков. Некоторые устраняют саму существующую для осужденного возможность нарушения им в будущем уголовно-правового запрета: устраняют вообще (смертная казнь и пожизненное лишение свободы) или на время (лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
Касаясь существа цели, надо отметить, что механизм ее достижения заключается в карательном содержании наказания и испытании его осужденным. Если же впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого наказания, то это свидетельствует о частном предупреждении.
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.
Наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица(ч. 1 ст. 43 УК).
Наказание, в отличие от иных мер государственного принуждения (административных, гражданско-правовых), характеризуется следующими наиболее существенными признаками:
1) наказание устанавливается только уголовным законом;
2) наказание назначается только виновным по обвинительному приговору суда в соответствии с уголовным законом;
3) наказание назначается судом от имени государства, тогда как административные, дисциплинарные, гражданско-правовые санкции применяются от имени отдельного органа власти, органа управления либо должностного лица. Это придает наказанию публичный характер;
4) наказание заключает в себе государственное порицание как деяния, так и личности виновного. Назначение виновному наказания означает, что ему от имени государства дана отрицательная морально-политическая оценка. Она закреплена в обвинительном приговоре суда;
5) уголовное наказание порождает судимость; другие меры государственного принуждения не влекут такого последствия;
6) уголовное наказание – это правовое последствие преступления, тогда как другие меры правового воздействия – результаты менее опасных для общества правонарушений;
7) уголовное наказание по своему содержанию более сурово, чем другие виды ответственности, и выражается в большем ограничении прав виновного лица.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 УК). Наказание предполагает предупреждение совершения новых преступлений как осужденными (специальное предупреждение), так и иными лицами (общее предупреждение). В соответствии со ст. 7 УК, определяющей принцип гуманизма уголовного права, наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Назначение наказаний – исключительная компетенция суда. Никакой другой орган государства не вправе назначить наказание. При назначении наказания суд учитывает:
· характер и степень общественной опасности совершения преступления;
· обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.
ОБЩИЕ НАЧАЛА НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ.
Комментарий
1. Совокупность приговоров имеет место, когда осужденный совершает новое преступление после провозглашения приговора, но до полного отбытия назначенного по нему наказания. Осуждение за второе преступление и создает ситуацию существования двух приговоров: первого приговора, наказание по которому не отбыто или отбыто не полностью, и приговора, вынесенного за вновь со вершенное преступление с назначением за него наказания. В этом случае суд и должен определить то окончательное на момент вынесения второго приговора наказание, которое должен отбывать осужденный.
При осуждении лица за длящееся или продолжаемое преступление, которое началось до и продолжалось после вынесения приговора, по которому это лицо осуждено и не отбыло наказания за совершение другого преступления, по второму приговору суд должен назначить наказание по правилам статьи 73.
Определение окончательного наказания по двум приговорам осуществляется только путем полного или частичного сложения наказаний. При выборе способа сложения (полного или частичного) суд должен руководствоваться целями
уголовной ответственности (ч. 2 ст. 44) и избегать механического применения полного сложения наказаний. Пределы сложения срока или размера наказания находятся в зависимости от вида наказания.
Полное или частичное сложение наказаний в виде лишения свободы может осуществляться в пределах до 35 лет. Например, если лицо, осужденное по пункту 12 части 2 статьи 139 к лишению свободы на срок в 25 лет, по отбытии трех лет лишения свободы совершит новое убийство и по пункту 16 части 2 статьи 139 будет осуждено к 15 годам лишения свободы, то окончательное наказание будет определяться путем присоединения к вновь назначенному наказанию (15 лет) неотбытой части наказания по первому приговору (22 года). Сложение в этом случае может быть только частичным, так как окончательное наказание не может превышать 35 лет лишения свободы.
5.Окончательное наказание по совокупности приговоров должно быть больше как наказания, назначенного за вновь совершенное преступление, так и неотбытой части наказания по предыдущему приговору. При этом уже отбытая часть наказания по предыдущему приговору в общий срок наказания, подлежащий дальнейшему отбытию, не засчитывается.
При назначении по совокупности приговоров наказания в виде исправитель ных работ сложению подлежат лишь сроки исправительных работ, а размеры удержания из заработка осужденного не суммируются.
По новому приговору суд назначает исправительные работы с указанием срока наказания и размера удержания из заработка осужденного, затем присоединяет полностью или частично неотбытую часть исправительных работ, оставляя прежним размер удержания.
Аналогично решается вопрос при назначении по совокупности приговоров окончательного наказания в виде ограничения по военной службе.
8.Неотбытое по предыдущему приговору дополнительное наказание полностью или частично присоединяется в качестве такового к окончательному основному наказанию либо полностью или частично складывается с назначенным по новому приговору дополнительным наказанием того же вида в пределах срока, установленного для данного вида дополнительного наказания. Дополнительные наказания разных видов исполняются самостоятельно.
9.Если после осуждения за какое-либопреступление, но до полного отбытия наказания за него лицо совершит несколько преступлений, образующих повторность и (или) совокупность преступлений, то применению подлежат последовательно правила статей 71, 72, 73. Сначала определяется наказание за вновь совершенные повторные преступления, затем определяется окончательное наказание по совокупности преступлений и, наконец, к этому наказанию полностью или частично присоединяется неотбытая часть основного и дополнительного наказаний по первому приговору.
10. Очевидно, что если новое преступление совершается лицом, отбывающим наказание в виде пожизненного заключения, то рассмотренные правила оказываются неэффективными. Законодатель в части 5 статьи 73 предусмотрел механизм, позволяющий усилить профилактический аспект назначения наказания в подобной ситуации.
Если суд назначает за новое преступление наказание в виде лишения свободы или иное более мягкое наказание, то это вновь назначенное наказание поглощается пожизненным заключением. Однако если новое преступление было умышленным, то течение двадцатилетнего срока, являющегося условием последующей замены пожизненного заключения лишением свободы на определенный срок (ч. 4 ст. 58), прерывается. Исчисление этого срока начинается заново со дня вступления в силу приговора суда за новое преступление.
Совершение неосторожного преступления лицом, отбывающим пожизненное заключение, таких последствий не влечет, но может быть принято во внимание судом при решении в дальнейшем вопроса о возможности замены осужденному пожизненного заключения лишением свободы на определенный срок.
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.
Наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица(ч. 1 ст. 43 УК).
Наказание, в отличие от иных мер государственного принуждения (административных, гражданско-правовых), характеризуется следующими наиболее существенными признаками:
1) наказание устанавливается только уголовным законом;
2) наказание назначается только виновным по обвинительному приговору суда в соответствии с уголовным законом;
3) наказание назначается судом от имени государства, тогда как административные, дисциплинарные, гражданско-правовые санкции применяются от имени отдельного органа власти, органа управления либо должностного лица. Это придает наказанию публичный характер;
4) наказание заключает в себе государственное порицание как деяния, так и личности виновного. Назначение виновному наказания означает, что ему от имени государства дана отрицательная морально-политическая оценка. Она закреплена в обвинительном приговоре суда;
5) уголовное наказание порождает судимость; другие меры государственного принуждения не влекут такого последствия;
6) уголовное наказание – это правовое последствие преступления, тогда как другие меры правового воздействия – результаты менее опасных для общества правонарушений;
7) уголовное наказание по своему содержанию более сурово, чем другие виды ответственности, и выражается в большем ограничении прав виновного лица.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 УК). Наказание предполагает предупреждение совершения новых преступлений как осужденными (специальное предупреждение), так и иными лицами (общее предупреждение). В соответствии со ст. 7 УК, определяющей принцип гуманизма уголовного права, наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Назначение наказаний – исключительная компетенция суда. Никакой другой орган государства не вправе назначить наказание. При назначении наказания суд учитывает:
· характер и степень общественной опасности совершения преступления;
· обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы
Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия
ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
Понятие и признаки наказания. Отличие наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия
Понятие наказания
Наказание является самостоятельной мерой уголовной ответственности. Его понятие определено в ст. 47 УК.
Наказание — это принудительная мера уголовно-правового воздействия, применяемая по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.
Поскольку наказание является мерой уголовной ответственности, то ему присущи все признаки, характерные для мер такой ответственности. Вместе с тем, оно по своему содержанию занимает особое место в системе мер уголовно-правового воздействия.
Содержание наказания
В чем же заключается содержание наказания? Ответ на этот вопрос дан в самом законе. Содержание наказания состоит в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, которые предусмотрены уголовным законом. В теории уголовного права совокупность лишений и ограничений, составляющих содержание наказания, называют карой. Такое понятие требует уточнения в той части, что кара есть совокупность существенных лишений и ограничений прав и свобод осужденного.Они представляются существенными как по важности самих прав и свобод, которых лицо лишается или которые ограничиваются (право на свободу, на жизнь, право собственности, право на уважение достоинства и др.), так и по объему лишений и ограничений (лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь, ограничение свободы, штраф, конфискация имущества и др.).
Кара может иметь различные характер и степень, по которым и различаются виды наказаний. Она может быть физического, имущественного, морального характера. Например, в таких наказаниях, как исправительные работы, штраф, конфискация имущества, превалирует кара имущественного характера. Наказания в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни содержат преимущественно кару физического характера. Совокупность правоограничений, характерных для конкретного вида наказания, составляет объем кары в этом наказании. Но любое наказание связано и с моральными ограничениями и лишениями.
Признаки наказания
Рассматривая признаки наказания, отметим, что многие из них совпадают с признаками мер уголовной ответственности.
Как и любая мера уголовной ответственности, наказание является мерой уголовно-правового воздействия, которая:
• предусмотрена только в уголовном законе;
• назначается судом от имени государства;
• назначается лицу, признанному виновным в совершении преступления;
• носит публичный характер;
• исполняется специальными органами;
• создает состояние судимости.
Однако исходным критерием, посредством которого следует отграничивать наказание от иных мер уголовной ответственности, является его содержание, т.е., как сказано выше, кара. Иные меры уголовной ответственности именно потому, что они иные, не должны иметь своим содержанием кару. Как указывается в литературе, по своему содержанию они представляют конкретно определенную систему правовых средств профилактического, исправительного и испытательного характера, которые применяются в отношении осужденного в режиме осуждения.
Таким образом, главным критерием отграничения наказания от иных мер уголовной ответственности служит их содержание. Наказание имеет своим содержанием кару, иные меры уголовной ответственности карательным содержанием не обладают.
Поскольку наказание наделено карательным содержанием, оно наряду с общими признаками, свойственными всем мерам уголовной ответственности, характеризуется и своими, специфическими признаками. К ним относятся следующие:
1) наказание — главная мера уголовной ответственности. Оно занимает ведущее место среди всех мер уголовной ответственности, применяемых в судебной практике (назначается к более чем 80% всех осужденных по приговору суда);
2) наказание предусмотрено в УК в целостной системе, и виновному не может быть назначено наказание, которое не указано в данной системе;
3) наказание предусмотрено не только в системе наказаний, но и в санкциях статей Особенной части УК. Оно назначается на основе и в пределах каждой конкретной санкции и выход за ее пределы возможен только в случаях, предусмотренных ст. 70 УК (назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено законом);
4) осуждение виновного лица по приговору суда всегда связано с решением вопроса о назначении наказания, освобождением от его отбывания или о неназначении наказания. Иные меры уголовной ответственности применяются только в том случае, когда достижение целей уголовной ответственности возможно без отбывания назначенного судом наказания либо без его применения;
5) наказание, назначенное виновному в совершении преступления лицу, создает состояние судимости в течение определенного срока после его отбытия (за исключением тех случаев, когда оно назначается за преступление, совершенное по неосторожности);
6) угрозой наказания, предусмотренного в санкции статьи Особенной части УК за конкретное преступление, обеспечивается общее предупреждение как цель уголовной ответственности.
Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия
Для уяснения сущности наказания как меры уголовной ответственности его следует отграничивать от иных мер государственного принуждения, а также от мер общественного воздействия.
Отграничение наказания от других мер государственного принуждения можно провести по следующим критериям:
1) по источнику регулирования: виды наказания, их содержание и порядок назначения определены только в УК. Другие меры государственного принуждения (например, меры административного, дисциплинарного взыскания, меры гражданско-правовой ответственности) предусмотрены в соответствующем законодательстве (административном, трудовом, гражданском и т.н.);
2) по направленности применения: наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, иные меры государственного принуждения применяются к лицам, совершившим не преступления, а другие правонарушения (например, административные, дисциплинарные проступки и т.п.);
3) по субъекту применения: наказание назначает только суд (судья) и исполняется оно специальными органами и учреждениями (уголовно-исполнительные инспекции, учреждения уголовно-исполнительной системы). Иные меры государственного принуждения могут назначаться не только судьей, но и другими органами (должностными лицами): административные комиссии при исполнительных комитетах Советов депутатов, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, руководители организаций и др.;
4) по характеру и объему ограничений и лишений. Содержанием наказания является кара, т.е. совокупность существенных ограничений и лишений прав и свобод осужденного, применяемых на основе осуждения виновного лица. Характер и объем ограничений и лишений прав и свобод, составляющих содержание иных мер государственного принуждения, и при этом не связанных с осуждением лица, не являются настолько существенными, чтобы их считать карой;
5) по правовым последствиям: наказание создает состояние судимости. Другие меры государственного принуждения, поскольку они не связаны с осуждением лица, такого состояния не создают.
От мер общественного воздействия наказание отличается своей природой. Наказание — это мера государственного принуждения, применяемая от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Меры общественного воздействия не относятся к мерам государственного принуждения, они применяются не от имени государства, а от имени какой-либо организации. В настоящее время УК не предусматривает применение мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступление.
§ 2. Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация наказаний