Незыблемость прав и свобод человека это
Признаки правового государства: верховенство закона, реальность и незыблемость основных прав и свобод человека, разделение властей,взаимная ответственность государства и личности.
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности, оно было и остается государством, то есть, как и любое другое государство, обладает такими общими признаками и чертами, как наличие публичной власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и т.д.
Отличительными же признаками правового государства являются следующие.
1. Прежде всего, правовое государство предполагает существование гражданского общества.
Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, имеет своим главным назначением наблюдать за действиями государства, чтобы они не выходили за рамки законности и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак отражается в знаменитом афоризме: «Не человек существует для государства, а государство для человека».
2. Разделение властей. Теория разделения властей исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти — законода- тельная, исполнительная и судебная. Значение этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или органа.
Каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не могут выполнять. Законодательная власть принимает законы, исполнительная — обеспечивает их выполнение, судебная — выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов правительства как. частных лиц. Каждая из государственных властей обязана уважать независимость другой власти: законодатель не вправе вмешиваться в функции правительства или давать судье распоряжения; правительство не вправе приостанавливать выполнение законов и вмешиваться в деятельность судебных органов; судья не может привлечь к суду ни законодательный орган, ни правительство.
Признак разделения властей становится жизнеспособным, если он обеспечивается системой сдержек и противовесов. Например, в США предусмотрены следующие формы воздействия одной ветви власти на другую. Президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, вето может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта за него проголосуют 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат утверждает членов правительства, назначаемых Президентом, и ратифицирует заключенные им международные договоры. В случае совершения Президентом преступлений Сенат выполняет роль суда в решении вопроса об импичменте. Могущество Сената ослабляется тем, что председателем является вице-президент, который может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Подобная система устраняет почву для узурпации полномочий одной власти другой. За более чем 200-летнюю историю США ни разу не возникало серьезной угрозы для подрыва демократической системы управления.
3. Верховенство закона. Данный признак означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение.
Верховенство закона означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.
Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем.
4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при которых возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в Конституции.
Реальное обеспечение прав и свобод достигается путем создания механизма их всесторонней защищенности, а также установления гражданской, административной и уголовной ответственности за их нарушение.
5. Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами.
6. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции. Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.
Кроме названных, существуют и другие признаки и черты правового государства, их достаточно много и они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). В совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государства.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы
Незыблемость прав и свобод (взаимная ответственность гос-ва и граждан)
Разделение властей.
Верховенство права (право закона, равенство всех граждан перед законом).
Мое понимание правового государства и гражд-го общества.
Условия, необходимые для формирования гр.общ-ва.
Основные цели гр.общества.
Современная Россия по Конституции, проблемы.
Из истории учения о праве (основные идеи).
Принципы (признаки) правового гос-ва.
5. Понятие «гражданское право», взаимосвязь правового гос-ва и гражданского общества.
8. Формальные и неформальные организации (ассоциации) граждан – как защита своих прав и свобод или составные части гражд. общества.
Одной из важных задач, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.
Правовое государство — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.
Правовое государство — это государство, в котором высшей целью является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, государственная власть связана (ограничена) правом.
Никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом.
Принципами (признаками) правового гос-ва являются:
Как утверждал римский мыслитель Цицерон «Право должно быть выше власти». Замечательные идеи мы находим у европейских мыслителей Нового времени: Джон Локк считал, «чтобы в гос-ве господствовало право, в нем должен верховенствовать гражданский закон и осуществляется разделение властей». Его идею поддерживают Монтескье и Иммануил Кант.
Необходимые условия правового гос-ва:
— Назначение наказаний за правонарушения в строгом соответствии с опубликованными и чётко определёнными процедурами и нормами.
— Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
— Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.
Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого существует ряд институтов, в том числе, парламент, состязательные выборы, свобода массовой информации.
Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. На практике такое разделение эффективно, если сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно.
Современная Россия, согласно Конституции РФ ст 1, ч.1 является демократическим федеративным правовымгосударством с республиканской формой правления. (можно рассказать о гос. органах РФ (парламенте, правительстве, судах, подтверждающих принцип разделения властей и правового гос-ва). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового гос-ва это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического процесса. Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед рос. обществом, является построение правового гос-ва, а также становление гражданского общества. Так как правовое гос-во не мыслимо без гражд-го общества.
Гражданское обществовозможно лишь в условиях демократического режима, правового гос-ва.
Толковый словарь Ожегова дает следующее определение: гражданское общество —общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти.
Основные цели гр. общ-ва:
1) Реализация частных и общих интересов;
2) Защита своих прав и свобод.
Разные авторы выделяют следующие условия, необходимые для формирования гражданского общества:
1) экономическая самостоятельность граждан, собственность на средства производства;
2) народовластие, развитая и действенная демократия;
-3) право на самооборону (используется как аргумент в споре о ношении оружия гражданами).
Граждане связаны с государством черезформальные и неформальные организации (ассоциации) граждан.Именно они позволяют гражданам защищать свои права и свободы. Ими являются: семья, органы местного самоуправления, религиозные объединения, профессиональные союзы, политические партии, правозащитные организации, негосударственные СМИ.
Для современного гражданского общества характерны:
— правовая защищённость граждан; — определённый уровень гражданской культуры;
— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
— свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
— конкуренция образующих его структур и различных групп людей.
Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
— обеспечивает защиту частных сфер жизни человека от влияния государства и других политических структур.
— создает механизмы общественного самоуправления.
Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
Вывод: Гражданское общество может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан. Задача гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 1371 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Правовое государство (продолжение)
Власть в правовом государстве
Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.
Французский просветитель Ш. Монтескьё (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.
М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своём труде «Введение к уложению государственных законов» писал:
«Законы существуют для пользы и безопасности людей.
Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.
Начало и источник сих сил в народе. »
Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.
В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.
В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868— 1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котлярев- ского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем. заповедь — уважение к правовой личности». И ещё одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».
Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.
Принципы (признаки) правового государства
Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.
Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.
О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон», — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрёл новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.
Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.
Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.
Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Правовое государство
Урок 5. Обществознание 9 класс
Конспект урока «Правовое государство»
Вы, наверное, не раз слышали термин «правовое государство». Многие политологи считают его фундаментом демократии. Демократическое государство не может быть неправовым.
Но что означает этот термин? Государство, где есть право, законы? Но в таком случае все государства – правовые, потому что издание законов – неотъемлемый признак любого из них. Наиболее древние из дошедших до нас писаных законов – Законы вавилонского царя Хаммурапи – относятся к 18 веку до нашей эры. Можно ли назвать Вавилонское царство правовым государством?
На самом деле, правовым считают то государство, в котором реализуются три принципа: верховенство права, незыблемость прав и свобод человека и разделение властей. Давайте о каждом из них поговорим поподробнее.
Принцип верховенства права означает, что закон одинаков для всех, все должны действовать в рамках закона. Это относится и к гражданам и к государству.
«Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», – гласит статья 15 Конституции России. «Все равны перед законом и судом», – статья 19.
Правосудие должно осуществляться одинаково, независимо от того, богат человек или беден, обладает он властью и влиянием или нет, какого его общественное положение. В Законах царя Хаммурапи этот принцип не соблюдался.
Граждане равны в своей обязанности действовать в рамках закона. «Duralex, sedlex» – «Суров закон, но это закон». Этот принцип был сформулирован ещё в Древнем Риме. Но закон закону рознь. «Хороший» закон должен обладать рядом качеств.
Во-первых, он должен быть справедливым, то есть не противоречить тем нравственным принципам, которые преобладают в общественном сознании. «Несправедливый закон – это не закон», – заявлял ещё на рубеже 4 – 5-ого веков христианский теолог и философ Августин Блаженный. Кроме того, закон должен соответствовать уровню развития общества. Устаревшие правовые положения должны своевременно устраняться.
Во-вторых, закон должен быть доступен: граждане должны иметь возможность его прочитать и понять (по крайней мере, юристы).
В-третьих, формулировка закона должна быть достаточно чёткой, не допускающей различного толкования, двусмысленности. Чтобы не получалось, как в известной русской поговорке: «Закон, что дышло, куда поверни, туда и вышло».
В-четвёртых, правовая система не должна быть противоречивой. Если один закон будет запрещать то, что разрешает другой, то в обществе может сформироваться правовой нигилизм, то есть отрицание безусловной необходимости действовать в рамках закона. Если следуя одному закону, нарушаешь другой, какой смысл вообще ими руководствоваться?
И в-пятых, закон должен быть выполним. Можно, конечно, потребовать от пешеходов перелетать над потоком движущихся по дороге машин. Только много ли найдётся граждан, которые будут в состоянии следовать этому пункту правил дорожного движения?
Для правового государства характерна взаимная ответственность гражданина и государства. «Человеку разрешено всё, что не запрещено законом, государству запрещено всё, что не разрешено законом», – эту идею можно считать лозунгом правового государства.
У государства гораздо больше возможностей оказывать давление на граждан, ведь оно обладает аппаратом принуждения. Именно поэтому действия, полномочия органов власти и должностных лиц должны регламентироваться более жёстко, чем действия граждан. Это имеет очень важное значение для реализации второго принципа правового государства: незыблемость прав и свобод человека.
Вы ещё будете знакомиться с историей становления и развития этой идеи. Сегодня мы обозначим два основных подхода к ответу на вопрос о происхождении прав человека. Первый принято называть теорией позитивного права. Права у человека есть потому, что их даёт ему государство. Ну, раз дало, то вправе и назад забрать. Такой подход к трактовке прав человека не способствует укреплению представления об их незыблемости. Идея правового государства базируется на другой теории – теории естественного права.
Основные – гражданские – права есть у человека не потому, что кто-то их ему даёт, а потому, что он человек. Права принадлежат человеку с момента рождения, никто не может его их лишить. Перечень естественных прав человека включён в принятую Организацией Объединённых Наций в 1948 году Всеобщую Декларацию прав человека.
Никакие законы, никакие действия государства не должны покушаться на всеобщие, естественные права человека. Но в реальности в разных странах существует различное понимание этих прав. Скажем, в США наличие в уголовном законодательстве такой меры наказания, как смертная казнь, не расценивается как нарушение права человека на жизнь. А в большинстве стран Европы смертная казнь отменена. Даже преступник, совершивший самые ужасные злодеяния, не должен быть лишён основного права человека – права на жизнь. В Скандинавских странах, например, в Швеции, высокие подоходные налоги большинством населения не расцениваются как покушение на частную собственность. Во многих странах Азии и Латинской Америки не считается нарушением принципа равенства в правах ограничения и преследования гомосексуалов. То есть, эффективной будет защита тех прав человек, которые признаются ценными в культуре того или иного общества.
Соблюдение принципа равенства в правах, максимальная реализация прав человека возможна лишь при наличии в государстве независимой судебной системы. Только независимый суд может быть беспристрастным, руководствоваться лишь нормами закона при вынесении решения. То есть, соответствовать тому идеалу, который сформулировали ещё древние римляне, изображая богиню правосудия Фемиду с повязкой на глазах. Независимость судей может быть обеспечена их выборностью, особым механизмом их сменяемости (например, когда представитель исполнительной власти не может уволить судью или отстранить его от ведения дела своим единоличным решением).
Во многих странах с этой целью вводится суд присяжных. Присяжные – не профессиональные юристы, это обычные граждане. Выслушав сторону обвинения и защиты, они должны принять решение о том, кто был более убедителен в доказательствах, то есть виновен подсудимый или нет, а если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Впервые в России суд присяжных был введён по судебной реформе 1864 года. В Российской Федерации право обвиняемых в уголовных преступлениях на рассмотрение их дел судом присяжных было закреплено законом в июле 1993 года. Первый процесс с участием присяжных заседателей был проведён в Саратовской области в декабре того же года над братьями Мартыновыми.
Достичь полной беспристрастности суда очень сложно. Даже если судьи будут совершенно независимы от исполнительной власти, они останутся людьми со своими симпатиями и антипатиями, эмоциями. Но независимый суд – это тот идеал, к которому должно стремиться государство, если оно правовое. Каким образом можно добиться того, чтобы государство оставалось правовым, не скатывалось от демократии к произволу. Ответом на этот вопрос стала идея разделения властей.
Впервые она была высказана древнегреческим философом Аристотелем. «Во всяком государстве, — писал он, — этих составных частей три.
Вот эти три части: первая — законовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая — должности, третья — судебные органы». Своеобразное разделение властей существовало также в Древнеримской республике. Консулы и другие магистратуры осуществляли непосредственно управление страной. Сенат принимал законопроекты, контролировал деятельность магистратов, осуществлял высшее руководство в военной, внешнеполитической, финансовой сферах. Комиции (народные собрания) голосовали за принятие законов и выбирали должностных лиц.
В Новое время к идее разделения властей вернулись деятели эпохи Просвещения. Особенно большой вклад в разработку этой теории внёс Шарль Луи Монтескьё. Он обосновал необходимость разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, для того чтобы ни одна из них не становилась доминирующей в государстве. Впервые в практику управления эта идея была внедрена в Соединённых Штатах Америки после принятия Конституции 1787 года. О том, что идея эта – не отвлечённое философствование, а вполне жизненная теория, свидетельствует тот факт, что эта Конституция действует в США до сих пор. Поскольку разделение властей предполагает возможность их контроля над деятельностью друг друга, подобное устройство государственного управления называют также системой сдержек и противовесов. Более подробно о ней мы будем говорить позднее.
Итак, правовым называют государство, в котором граждане и государственные органы действуют в рамках закона и равны перед законом. Кроме принципа верховенства права осуществляются также принцип незыблемости прав и свобод человека и принцип разделения властей.
Является ли Россия правовым государством? Статья 1 Конституции нашей страны утверждает: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но некоторые исследователи ставят это под сомнение. В 2009 году Всемирный банк опубликовал доклад о качестве государственного управления в странах мира. Оценивалась ситуация в 2008 году в 212 странах мира. Были выделены 6 основных показателей. Высшая оценка составляла 100 баллов. Качество государственного управления в России было оценено следующим образом:
· учёт мнения населения и подотчётность государственных органов (оценка уровня политических свобод и возможности граждан выбирать правительство и другие органы власти) – 22;
· политическая стабильность и отсутствие насилия – 24;
· эффективность работы правительства (качество работы государственных служащих, степень их независимости от политического давления, качество разработки и реализации внутренней политики) – 45;
· качество законодательства – 31;
· верховенство закона – 20;
· сдерживание коррупции (коррупция – использование должностным лицом своих полномочий, возможностей, связей в целях личной выгоды) – 15.
Для сравнения качество государственного управления в Финляндии было оценено Всемирным банком так: 97, 97, 98, 94, 98, 100.
3.Правовое государство и его признаки.
Идеи о правовом государстве получили свое развитие еще с времен глубокой древности. Идею единства власти и права, справедливых законов, господства права и законности развивали еще такие древние мыслители как Солон, Платон, Аристотель. Большой вклад в разработку теории о правовом государстве внесли И. Кант, Г. Гегель, Д. Локк. Среди русских государствоведов известности достигли А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский.
Теоретические разработки позволили юридической науке сформулировать признаки правового государства, или критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться правовым.
В настоящее время принято выделять четыре основных признака правового государства:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) принцип разделения властей;
3) незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;
4) взаимная ответственность государства и личности.
Господство права предполагает правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; правовой характер принимаемых законов, которые по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека; связанность государства им же созданными законами; самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов; верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм.
Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых служит своеобразным противовесом другой. Данный принцип означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.
Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав. Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека, т.е. принадлежащих ему от природы, от рождения. К числу таких прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения, свобода совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей и должностных лиц.
Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. Следовательно, личность может требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений, а также актов государственных органов и должностных лиц, которыми были нарушены права и свободы граждан.
В числе названных признаков правового государства стержневым является признак господства права. Без него не возможна нормальная жизнедеятельность общества.
Важным условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утверждение в обществе главенства общечеловеческих ценностей, климата соблюдения и поддержки демократических традиций.