Определение подследственности прокурором
Определение подследственности прокурором
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Обзор документа
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”
Значительные изменения, внесенные в последнее время в положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел, требуют от органов прокуратуры формирования единого подхода к исполнению норм действующего уголовно-процессуального законодательства и усиления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В целях обеспечения надлежащего исполнения требований законодательства, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, иных территориальных прокуроров и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур:
1.1. При реализации полномочий, предусмотренных п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в строгом соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ.
1.2. Незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия.
Иметь в виду, что прием сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может быть осуществлен органом дознания дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.
В случае очевидности подследственности незамедлительно передавать сообщение для дальнейшей процессуальной проверки в соответствующий орган предварительного расследования или должностному лицу, уполномоченному на основании ст. 151 УПК РФ производить дознание или предварительное следствие (за исключением случаев, требующих безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего).
Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ.
Учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения, зарегистрированного в установленном порядке правоохранительным органом в книге регистрации сообщений о преступлении, решение о его передаче должно иметь процессуальную форму постановления.
1.3. В ходе надзора за законностью возбуждения уголовных дел в каждом случае проверять соблюдение положений ст. 151 УПК РФ. Особое внимание уделять возбуждению уголовных дел о преступлениях, отнесенных ч. 5 ст. 151 УПК РФ к альтернативной подследственности.
1.4. Исключить из практики факты необоснованного изъятия и немотивированной передачи прокурорами в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ органам предварительного следствия уголовных дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов дознания.
Исходить из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.04.2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ», из которого следует, что прокурор не вправе произвольно определять подследственность уголовного дела, а обязан руководствоваться ст. 150 и 151 УПК РФ, относящими к формам предварительного расследования как следствие, так и дознание, а также предусматривающими конкретные составы преступлений, расследование уголовных дел о которых осуществляется в форме дознания.
1.5. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ реализовывать полномочия по передаче материалов проверки сообщения о преступлении и уголовных дел из органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации при наличии данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи.
1.6. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением положений ч. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», касающихся изменения подследственности преступлений.
Учесть, что вынесение после 01.01.2012 процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, подследственность которых изменена положениями п. 9 ст. 20 указанного Федерального закона, следственными органами, к компетенции которых производство по уголовным делам о преступлениях данной категории не отнесено, с учетом положений ст. 4 УПК РФ является незаконным.
2. Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора, исходя из особенностей деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках воинских формированиях и органах с учетом изменения уголовно-процессуального законодательства и в соответствии с положениями настоящего приказа определить своим организационно-распорядительным документом порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением норм уголовно-процессуального законодательства о подследственности командирами воинских частей и соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов, а также органами предварительного расследования, поднадзорными военным прокурорам.
3. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российски Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур усилить контроль за исполнением требований ст. 151 УПК РФ. Принимать оперативные меры к устранению выявленных нарушений закона случаев необоснованной передачи подчиненными прокурорами органа предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, в отнесенных законом к его подследственности.
4. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29.01.2008 № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел признать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и прокурорам приравненных к ним специализированных прокуратур, а также довести его до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих предварительное расследование, Следственного комитета Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник юстиции | Ю.Я. Чайка |
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”
Текст указания официально опубликован не был
Обзор документа
В связи с корректировкой УПК РФ в части подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел даны поручения заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений данного органа, территориальным прокурорам и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур.
Материалы проверки сообщения о преступлении следует передавать от одного органа предварительного расследования другому в строгом соответствии с установленными правилами.
На факты нарушения органами дознания и предварительного следствия норм о подследственности, установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, необходимо реагировать незамедлительно.
Следует иметь в виду, что сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении могут приниматься органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.
В случае очевидности подследственности сообщение для дальнейшей процессуальной проверки необходимо передавать незамедлительно.
Следует учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного правоохранительным органом в соответствующей книге, решение о его передаче должно иметь форму постановления.
Одноименное указание от 29.01.2008 признано утратившим силу.
О некоторых вопросах, возникающих при определении подследственности по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами правоохранительных органов и военнослужащими
Анализ складывающейся правоприменительной практики свидетельствует об отсутствии единого подхода при определении подследственности уголовных дел, совершенных должностными лицами.
Так, в ряде субъектов России уголовные дела этой категории расследуются следователями при органах внутренних дел, а в других – следователями Следственного комитета Российской Федерации.
Отсутствие единообразной практики по указанному вопросу обусловлено неудачной конструкцией подпункта «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, порождающей неоднозначное его толкование.
В уголовно-процессуальном законе различаются следующие виды подследственности:
-предметная (родовая, определяется характером совершенного преступления, который, в свою очередь, находит отражение, прежде всего, в квалификации преступления);
-персональная(личная, исключительная, т.е.это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление);
-альтернативная (универсальная, смешанная, т.е. определенные виды преступлений могут расследоваться органом, выявившим данное преступление);
—по связи дел(в основу данного вида подследственности положена связь преступления, рассматриваемого по «основному» делу, с другим преступлением, совершенным одним и тем же лицом или другими лицами).
Правила территориальной подследственности регламентированы ст. 152 УПК РФ.
Предметный вид подследственности определяется характером совершенного преступления, который, в свою очередь, находит отражение, прежде всего, в квалификации преступления. В зависимости от квалификации преступления разграничиваются полномочия между органами дознания и предварительного следствия (ч. 2 и 3 статьи 151 УПК РФ), а также между следователями, находящимися в разных ведомствах (ч. 2 п. 1-4 ст. 151 УПК РФ), и дознавателями (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Персональный вид подследственности определяется субъектом, совершившим конкретное преступление (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 и ч. 4 статьи 151 УПК РФ).
Если должностным лицом, указанным в подп. и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ совершено преступление, которое не относится к компетенции Следственного комитета РФ(например, ст. 264 УК РФ),то подпункт «в» п. 1 ч.2 ст. 151 УПК РФ является специальной нормой по отношению к п. 3 ч.2данной статьи, и имеет приоритет в правоприменении.
В силу этого следователи Следственного комитета РФ производят предварительное следствие по всем преступлениям, совершенным должностными лицами правоохранительных органов.
При определении понятия «должностное лицо» следует руководствоваться пунктом 1 примечания к статье 285 УК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Так, к исполняющим функции представителя власти следует относить сотрудников правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В тексте подпункта «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ союз «или» разделяет сотрудников различных ведомств от военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Только применительно к последним закон устанавливает в качестве необходимого основания для расследования дел органами Следственного комитета связь деяния с исполнением служебных обязанностей.
Таким образом, проведение процессуальных проверок, возбуждение и расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных должностными лицами, перечисленными в подпункте «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а именно: должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона относится к компетенции следователя Следственного комитета Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 151 УПК РФ прокурор наделен правом определения исключительной подследственности, а согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ — полномочиями передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому.
Так, при наличии оснований, то есть данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи прокурор вправе изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.04.2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ» и указания Генерального прокурора Российской Федерации от 19 декабря 2011 года № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».
Отдел по надзору за процессуальной
деятельностью в органах СК РФ прокуратуры КЧР
Подследственность уголовных дел
Важно понимать, по каким признакам дела направляются в тот или иной следственный орган. Почему иногда это прокуратура, а иногда полиция. Также когда определяется состав суда, УПК регламентирует, что основывать выбор необходимо, исходя из подследственности. Только так можно четко определять, какая инстанция будет заниматься тем или иным делом.
Подследственность в уголовном процессе
Обобщенно, термин означает наличие совокупных признаков, которыми обладает факт правонарушения. Таковыми являются:
- какова тяжесть преступления;
- где произошел факт содеянного;
- кто обратился с заявлением.
В последнем случае имеется в виду, кто инициировал процесс. Это может быть лицо, которое совершило преступление, или же тот, в отношении кого производились неправомерные действия.
Совокупность всех этих факторов позволяет определять, в какую инстанцию направлять заявление для инициации разбирательства по уголовному делу. А так как значение имеет, кто будет дознавателем, следователем, прокурором или судьей, то и это определяет понятие подследственности.
Законодательное регулирование (ст. 151 УПК РФ)
Рассматривать данный вопрос необходимо в виде совокупности двух основополагающих аспектов, а именно:
- Сочетание всех признаков, которыми характеризуется конкретное преступление. Принимается решение, какому органу разрешить произвести предварительное расследование.
- Компетенция структуры, которая будет выполнять следственные действия и проводить необходимые мероприятия в рамках Уголовного процессуального кодекса РФ.
Все это описано в тексте статьи 151 и комментариях к ней.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Кто разрешает споры о подследственности уголовного дела?
Суть в распределении уголовных дел между компетентными инстанциями заключается в том, чтобы обеспечить максимально быстрое и эффективное разбирательство. В большинстве случаев под уголовным делопроизводством предполагают дела о кражах, убийствах, изнасилованиях и других преступлениях, направленных против человека и его свобод.
Важно!Рассмотрение осуществляется прокуратурой. Именно прокурор разрешает территориальным следственным органам завести дело и приступить к расследованию. Определение подследственности прокурором описано в комментариях к вышеупомянутой статье УПК России. Прокуратура также дает разрешение на инициацию апелляционного или кассационного судопроизводства.
Виды подследственности
Классификация предполагает пять различных типов, каждый из которых указывает, кто будет заниматься следственными мероприятиями, вплоть до раскрытия уголовного дела. Так, родовой вид именуется предметным, а смешанный — альтернативным. Также дела классифицируются по связующим признакам, а также в зависимости от территории и персональной принадлежности. Каждый вид достоин того, чтобы рассмотреть его отдельно.
Подследственность предметная (родовая)
В соответствии с такой классификацией определяются ведомства и отделы, которые будут производить предварительное расследование и заниматься дознанием. Здесь главное значение имеет состав преступления. В ст. 151 указано, кому должны быть направлены (могут быть) уголовные дела. Материалы рассматриваются:
- следственным комитетом страны;
- ФСБ Российской Федерации;
- МВД России;
- органами, контролирующими сбыт наркотиков (ФСКН РФ).
Важно! Это что касается следователей. Но подследственного могут допрашивать и дознаватели. Это могут быть сотрудники пограничных служб, пожарного надзора, таможенники. В кодексе четко проговаривается перечень конкретных преступлений, по которым определяется подследственность уголовных дел.
Следователь и свидетель
Подследственность альтернативная (смешанная)
Здесь предполагается, что один и тот же факт может быть расследован работниками различных органов. Об этом говорит пункт пятый статьи 151 УПК РФ. В данном случае разбирательство должно производиться подразделениями, которые выявили сам факт преступных действий. Иными словами, имеет место географическая привязка следственных органов и местности, где было совершено содеянное беззаконие.
Подследственность персональная
В данном аспекте определяющим фактором является статус субъекта. Все зависит от того, кем является преступник или его жертва. Так, если речь идет о преступлении, совершенном рядовым гражданином против такого же, то дело направляется на предварительное следствие в соответствии с родовой или смешанной подследственностью.
Обратите внимание! Иное дело, когда кто-либо из них — медийное лицо, политик, крупный бизнесмен и т. д. Тогда разбираться в мотивах и фактах будут вышестоящие органы. Как правило, это Следственный комитет России, который является верховным в своей сфере деятельности. В противном случае дела заводятся в местных (территориальных) следственных инстанциях.
Подследственность территориальная
Этот определяющий аспект является сочетаемым. Конечно же, имеет значение место преступления, и в большинстве случаев его достаточно, чтобы определить месторасположение следственной инстанции. Но этот признак является достаточным, но не обязательным. Чаще всего он сочетается с остальными. Учитывается:
- Где зафиксирован факт преступной деятельности.
- В каком месте преступление, которое готовилось заблаговременно, было доведено до конца.
- Где больше всего эпизодов. Это в случае, когда одни и те же лица совершили ряд уголовных деяний (например, «гастролеры»).
Также учитывается место проживания (место нахождения) обвиняемого (подозреваемого).
Обратите внимание! Иногда дела направляются в территориальные органы, которые расположены там, где живет или находится большинство свидетелей. Делается это для того, чтобы расследование и суд не затягивались по причине неявок и т. д.
Подследственность по связи дел
Это значит, что если новое дело имеет отношение к уже открытому, то официальным следственным органом назначается та инстанция, которая занимается первым эпизодом. В остальном подследственность уголовных дел определяется в соответствии с остальными пунктами. А если в процессе раскроются дополнительные обстоятельства, которые будут достаточными для передачи материалов в вышестоящие органы, то так и делается.
Последствия нарушения правил о подследственности уголовных дел
Цель определения признаков — обеспечение эффективности расследования. Кроме того, значение имеют и права потерпевшей стороны. Нарушение прав обвиняемого также не допускается. Каждый из них должен иметь возможность при необходимости обратиться с ходатайством или жалобой.
Но есть еще один аспект, который именуется «правами обвиняемых на законных (естественных) следователей и на справедливый суд и законный приговор». Нарушение правил подследственности стоит на одном уровне по важности с этими законными правами обвиняемого (подозреваемого). И если в определенный момент было нарушение, последствия наступят тут же.
Обратите внимание! Главное, что в таких случаях возникает обоснованное подозрение в непристрастности. Иными словами, со стороны может показаться, что дело изначально направляется в те инстанции, которые будут «решать вопросы» заинтересованных лиц, вместо того, чтобы справедливо и объективно вести расследование. Здесь нарушается принцип равенства сторон, что считается грубейшим нарушением законов России.
Подследственность при проведении неотложных следственных действий
Зачастую появляется необходимость немедленно отреагировать на произошедший эпизод и начать действия, не дожидаясь решения в подследственности. Например, когда задержан подозреваемый, и на вынесение решения о задержании счет идет на часы, а первичное дознание должно быть выполнено. Другой пример: требуется немедленная проверка алиби. В этом случае действуют определенные правила.
Дознания, не терпящие отлагательств (до определения подследственности), производятся:
- Органами, оговоренными первым и восьмым пунктами статьи 151 в третей ее части УПК. Исключения — в пунктах 2—6 части второй.
- Таможенники, если речь идет об уголовном преступлении, попадающем под их юрисдикцию. Это незаконное пересечение границы, контрабанда и т. д.
- Командующие офицеры воинской части. Здесь идет речь о тех военнослужащих, которые совершили незаконные действия, будучи в рядах вооруженных сил России.
- Руководство отделов уголовно-исполнительных служб. Лицо не выполняет (нарушает) требования, оговоренные в приговоре. Повод для дознания — нарушение установленного порядка.
- Прочие лица. Здесь целый перечень, который указан в статье 40 УПК.
На все необходимые действия неотложного порядка государство отводит не более 10 суток с момента, когда дело было заведено, а подследственный уведомлен. В этот период органы могут выполнять срочные оперативные мероприятия для установления фактов и восстановления событий. По истечении этого срока дело должно быть передано в соответствующий орган, как того требует подследственность.
Таким образом, подследственность уголовных дел является совокупностью определенных признаков совершенного преступления, позволяющих отнести предварительное расследование к компетенции конкретного госоргана предварительного следствия.
Подследственность: понятие, аспекты использования
Подходы к понятию подследственности
Подследственность в уголовном процессе в качестве понятия используется в 3 аспектах:
- Как правовой институт, который осуществляет регулирование отношений между разными органами следствия и дознания в области расследования определенной категории уголовных дел.
- В качестве системы установленных законом полномочий органов расследования в сфере ведения некоторого перечня уголовных дел в соответствии с их юридическими свойствами. Производится для того, чтобы достичь оперативности и четкости в ходе производства предварительного расследования.
- В качестве совокупности признаков уголовных дел, по которым законодатель относит их к компетенции определенного органа предварительного следствия или дознания.
Самым распространенным является последний подход, он чаще всего используется в учебной литературе.
Виды подследственности
В правовой литературе принято обозначать 5 видов подследственности: предметную, территориальную, персональную, по связи дел и альтернативную.
Первая подследственность определяется с помощью характера совершенного преступления. В первую очередь это отражается в его квалификации. Данный вид подследственности разграничивает компетенцию:
- органов следствия и дознания;
- определенных органов дознания;
- органов, проводящих предварительное следствие.
Основная форма предварительного расследования заключается в предварительном следствии, которое является обязательным во всех уголовных делах, исключая те, по которым предусматривается дознание. Список преступлений, по которым предварительное следствие не является обязательным (подследственность органам дознания) определяется в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.
Положения указывают, что в соответствии с письменным указанием прокурора дознание производится и по другим преступлениям, которые имеют небольшую или среднюю степень тяжести. Так, преступления, подследственные органам дознания, УПК жестко не определяются. Помимо этого, в соответствии с письменным указанием прокурора такие уголовные дела часто передаются для предварительного следствия. Дела, касающиеся остальных преступлений, можно отнести безоговорочно к компетенции следователя.
В соответствии с предметным признаком распределение подследственности между органами дознания рассматривает ч. 3 ст. 151 УПК. Здесь определен орган, уполномоченный на производство уголовно-процессуальной деятельности, и категория преступлений, которые включены в компетенцию этого органа.
Распределение подследственности различных органов предварительного следствия происходит с помощью перечисления в разных частях и пунктах ст. 151 УПК. Здесь же рассматриваются категории преступлений, которые относятся к ведению следователей определенного ведомства. Подпункт «а» п. 1 ч. 2 рассматриваемой статьи установил подследственность следователей, которые работают в Следственном комитете РФ. В рамки их компетенции включены уголовные дела, которые касаются особо тяжких и тяжких преступлений против жизни (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, которое повлекло по неосторожности к смерти потерпевшего лица; преступления против половой свободы и неприкосновенности; против конституционных прав граждан и человека, военные и должностные преступления и др.).
Эта же статья во 2 п. 2 ч. установила подследственность дел для следователей органов федеральной службы безопасности, на которых возлагается расследование большей части дел о преступлениях против основ конституционного строя и государственной безопасности (например, измена государству, диверсии, шпионаж и др.), о незаконном пересечении границ РФ, о выпуске и продаже оружия массового поражения и др.
В пункте 3 ч. 2 этой же статьи определена подследственность для следователей ОВД РФ, которые осуществляют расследование преступлений против:
- личности (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, которое не привело к смерти потерпевшего; неоказание помощи больным; торговля людьми и др.),
- собственности (мошенничество, кражи, грабежи при условии отягчающих обстоятельств, вымогательство, разбои и др.),
- безопасности в обществе (включая преступления, которые приводят к нарушению общественного порядка).
Пункт 5 части 2 статьи предусматривает категории преступлений, дела о которых могут быть подследственны следователям органов, осуществляющих контроль оборота наркотиков и психотропных веществ.
Признаки подследственности
Предметная подследственность вместе с основным (характер совершенных преступлений) обладает вспомогательным признаком. В соответствии со ст. 434 УПК по любому уголовному делу в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в невменяемом состоянии, а также у лиц, у которого после преступления выявлено психическое расстройство (делает невозможным назначение или исполнение наказания), обязательно проводится предварительное следствие.
Территориальную подследственность определяют несколько признаков.
Законодатель указывает в ч. 1 ст. 152 УПК, что предварительное расследование необходимо производить по месту совершения действия, которое содержит признаки преступления. Это основной признак. Понятие «место совершения преступления» важно соотносить с границами территории, обслуживаемой конкретным органом предварительного расследования. Ее границы могут совпадать с границами образования, которые установлены административно-территориальным делением в Российской Федерации (это может осуществлять, например, следователь по городу, району в процессе расследования дела), могут включать в свой состав границы административного деления более высокого уровня (край, область), а также определяются другими границами (это могут осуществлять в процессе расследования следователи специализированных, включая военные, следственных отделов Следственного комитета РФ).
В случае, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом, расследование уголовного дела происходит в месте окончания преступления.
Есть ситуации, когда невозможно или усложнено определение точного места совершения (завершения) преступления на первоначальной стадии расследования бывает сложно или практически невозможно. Примерами могут быть: похищение груза по пути следования поезда (выявление преступления происходит на станции получателя), обнаружение трупа и др. Законодатель не дал точного ответа, как поступать в таких случаях, поэтому производство предварительного расследования происходит чаще всего на месте обнаружения преступления.
Также 152 статья в 3 части указывает на еще один вспомогательный признак, отражающий территориальную подследственность. Это может быть место совершения большей части преступлений или самого тяжкого из них.
Правоприменительная практика содержит информацию о случаях, когда в различных местах совершается равное количество преступлений, при этом их тяжесть равнозначна.
Здесь специалисты руководствуются общим правилом. В соответствии с ним в процессе соединения в одном производстве уголовных дел, которые находятся под следствием разных органов предварительного расследования, подследственность определяет прокурор. Он же может учесть определенные обстоятельства, которые указывают на целесообразность производства расследования в выбранном месте, включая:
- место нахождения обвиняемого, включая его содержание под стражей;
- место нахождения большей части потерпевших лиц и свидетелей;
- профессиональную подготовку следователя определенного подразделения, включая их загруженность;
- разбросанность территорий, где были совершены преступления и др.
Замечание 3
В качестве исключения для обеспечения объективного и полного расследования и соблюдения процессуальных сроков возможно осуществление расследования в месте, где находится обвиняемый или большее количество свидетелей.
Когда преступления совершаются за пределами российской территории, расследование уголовного дела производится по месту жительства (пребывания) потерпевшего в стране. Также оно может быть осуществлено в месте нахождения большей части свидетелей или по месту жительства (пребывания) обвиняемого лица в РФ. Такая ситуация предусмотрена, когда потерпевшее лицо живет или пребывает за пределами РФ.
Персональную подследственность, в первую очередь, определяют субъекты совершенного преступления, включая:
- военнослужащих, должностных лиц органов федеральной службы безопасности и др. Это предусмотрено для преступлений, которые совершены по причине исполнения ими служебных обязанностей (в расположении части, гарнизона, соединения, учреждений;
- депутатов, прокуроров, судей, следователей и др. В соответствии с этим предварительное расследование производит следователь Следственного комитета РФ (включая следователей военного следственного отдела Следственного комитета РФ). Если указанные лица совершают преступления, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, то производство расследования осуществляется следователями Следственного комитета РФ в форме дознания.
Второй признак персональной подследственности представлен личностью потерпевшего лица. Расследование уголовных дел о преступлении, которое совершено в отношении судьи, прокурора, следователя и прочих лиц, указанных в 447 статье УПК, в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, а также должностных лиц правоохранительных органов, военнослужащих и прочих лиц, осуществляется следователями Следственного комитета нашей страны.
Помимо этого, по любому уголовному делу о тяжких и особо тяжких преступлениях несовершеннолетних и в их отношении предварительное следствие производят следователи Следственного комитета РФ.
В соответствии с общим правилом в случае конкуренции персональной подследственности и других видов предпочтение отдается именно первой из них. Тем не менее, УПК содержит исключение из этого правила. Уголовные дела, касающиеся измены государству, шпионажа, разглашения тайны государства и утраты документации, которая ее содержит, расследуются следователями органов ФСБ. Это происходит в случае, если их совершают военнослужащие и прочие лица, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК,
Основой подследственности в области связи дел является связь преступления, которое рассматривается по «основному» делу с другим (побочными) преступлениями. Оно может быть совершено одним и тем же человеком или другими людьми (например, кража с одновременным вовлечением в это деяние несовершеннолетнего). Таким образом, она имеет место в случае, когда подследственность одного дела определяют в соответствии с подследственностью другого. Такие дела определяются ч. 6 ст. 151 УПК и должны расследоваться следователем того органа, к подследственности которого необходимо отнести преступление.
Рассматривая альтернативную (смешанную) подследственность, важно отметить, что она предусмотрена для судопроизводства предварительного следствия по некоторым делам. Закон в этом случае допускает вести дело следователям разных ведомств. Данный признак подследственности определен с учетом того, что по некоторым преступлениям (например статья 159-160 УК) предварительное следствие производится следователем органа, который выявил преступное деяние.
Кто расследует уголовные дела — признаки и виды подследственности
Подследственность – это определение органа следствия или дознания, в ведении которого должно находиться расследование преступления, классифицированного по определенным признакам. Иными словами, это порядок, определяющий, к чьей юрисдикции относится расследование конкретного преступного деяния. Рассмотрим более подробно, какой бывает подведомственность уголовных дел (УД), и каким актом Уголовно-Процессуального Кодекса (УПК) РФ она регламентируется.
Подследственность в уголовном процессе
Подследственность уголовных процессов классифицируется по 2 факторам:
- сочетанию признаков преступного деяния;
- полномочиям следственных органов различных ведомств.
Разбирательство по УД доверяется дознавателям или следователям, в соответствии с тяжестью совершенного преступления. Так, дела малой тяжести ведут дознаватели, а средней тяжести и тяжкие – следователи. Например, небольшую кражу, классифицируемую по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ , рассматривает дознаватель, а кражу по ст. 158, ч. 2 или ч. 3 – следователь.
Органы дознания:
- отдел внутренних дел (ОВД);
- государственная пожарная служба (ГПС);
- служба судебных приставов (ССП);
- командиры воинских частей.
Функции органов дознания сводятся к инициированию заведения УД, квалифицированных по их подследственности, сбору доказательной базы и проверке сообщений по совершенным и потенциальным преступлениям. Например, сотрудник ССП вправе инициировать возбуждение УД на злостного неплательщика алиментов.
Законодательное регулирование
Если же ведением УД будет заниматься следственный орган ненадлежащей подследственности, то вся собранная доказательная база и сделанные выводы не смогут являться основанием для рассмотрения данного дела в суде и вынесения приговора. К примеру, преступное деяние, совершенное сотрудником ОВД, не может расследоваться органами внутренних дел, даже иной территориальной подследственности. Расследовать данное преступление вправе только Следственный комитет.
Если же при расследовании преступления выяснится, что дело имеет иную подследственность, то оно направляется прокурору для адресации другому следственному органу. Например, при пожаре инспектор (дознаватель) ГПС выявил, что был совершен умышленный поджог. В данной ситуации он обязан собрать необходимый следственный материал, а затем обратиться к прокурору с заявлением о передаче уголовного дела по подследственности.
Виды подследственности
Подследственность подразделяется по следующим классифицирующим факторам:
Классифицирующий признак | Детальное определение |
---|---|
Предметный (родовой) | Определение подследственности в соответствии с составом противоправного деяния. По данному признаку УД распределяются таким образом:
|
Смешанный (альтернативный) | Дела, расследование по которым может находиться в юрисдикции разных ведомств. Например, преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, могут вести как следователи ОВД, так и следователи ФСКН. Дело будет разбирать ведомство, которое выявило это преступление. |
Территориальный (по месту совершения преступления) | Данная подследственность означает, что преступление рассматривается тем подразделением следственных органов, на территории которого оно совершено. Если преступное деяние было начато на территории, подведомственной одному ОВД, а закончено на другом, то подследственность будет определена территорией того ОВД, где преступление было завершено. |
Персональный (по субъекту преступления) | Определение дела в подследственность в зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние или в отношении которого оно было совершено. К данной подследственности относятся УД, где фигурантами преступления являются:
|
Таким образом, расследование каждого конкретного преступления должно проводиться теми органами, которые уполномочены законом на проведение следственных мероприятий в рамках подследственности данного уголовного дела.