1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подсудность уголовных дел присяжным заседателям

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

Председатель коллегии адвокатов «Мистюков, Погуляев, Ванатский» (адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст. 111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 295 УК РФ («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 357 («Геноцид»). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ («Убийство») и ч. 4 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои «за» и «против». На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей. Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии. Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд. Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12. При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так «отфильтровать» доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

В России расширяется компетенция суда присяжных

1 июня вступают в силу поправки, касающиеся института присяжных заседателей

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Суд присяжных в России с 1 июня существенно расширяет свою компетенцию — вступил в силу инициированный президентом России закон о поправках в УПК.

Он включает три основные новеллы — возможность рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, возможность рассмотрения дел присяжными в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет (ранее они не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы), а также расширяет число статей УК, дела по которым могут рассматривать присяжные.

Суд присяжных в районных судах

В связи с распространением суда присяжных на районные и гарнизонные суды дополнительно к подсудности присяжных отнесены уголовные дела по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).

Кроме того, как пояснили ТАСС в Верховном суде, возвращена подсудность суду присяжных уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство с отягчающими обстоятельствами), ч. 5 ст. 228.1 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере), ч. 4 ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств организованной группой, либо в особо крупном размере, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 357 УК РФ (геноцид), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы.

Эти уголовные дела будет рассматривать суд в составе судьи районного или гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей (и двух запасных).

К подсудности уголовных дел суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет. Но изменится состав этого суда — он будет состоять из судьи областного или приравненного в нему суда и коллегии из восьми присяжных заседателей (ранее — из 12 заседателей).

Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

Реформа суда присяжных

Последнее десятилетие компетенция суда присяжных в России сокращалась. В конце 2008 года из нее были исключены дела по девяти составам УК — теракт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, массовые беспорядки, госизмена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, в конце 2010 года — уголовные дела, содержащие сведения о гостайне, и уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей.

В декабре 2015 года Владимир Путин поддержал предложение, озвученное в ходе встречи с уполномоченными по правам человека и членами Совета по правам человека, расширить роли института суда присяжных и инициировал законопроект поправок в УПК.

Масштаб реформы

По оценке экспертов, число рассматриваемых с участием присяжных дел может увеличиться в 70 раз — до 15 тыс. в год. В первую очередь — за счет отнесения к компетенции присяжных дел по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). Ежегодно по ч. 1 ст. 105 выносятся приговоры в отношении 6–7 тыс. подсудимых, по ч. 4 ст. 111 — в отношении 5–6 тыс. Теперь они имеют право ходатайствовать о рассмотрении их дел судами присяжных.

Для реализации права на суд присяжных в районных и гарнизонных судах было оборудовано 2,3 тыс. залов, включая совещательные комнаты и видеонаблюдение на пути к ним, чтобы обезопасить присяжных от возможного воздействия со стороны других участников процесса. Подготовку к новой форме работы прошли почти 7 тыс. судей и почти 9 тыс. работников аппаратов судов, Генеральная прокуратура организовала образовательные семинары для гособвинителей во всех федеральных округах.

Читать еще:  Отвод председательствующему судье

Право на суд присяжных

Как пояснили ТАСС в Верховном суде России, «возможность подачи ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных лицами, обвиняемыми в совершении преступлений, уголовные дела по которым с 1 июня 2018 года станут подсудны этому суду, будет зависеть от того, на какой стадии будет находиться в этот момент производство по делу. До назначения уголовного дела судом к рассмотрению обвиняемые будут вправе подать такое ходатайство». УПК РФ предусматривает возможность апелляционного и кассационного обжалования решений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, с определенными ограничениями, установленными в законе.

С учетом сокращения коллегии присяжных для обвинительного вердикта в районном суде (с коллегией из шести присяжных) нужно не менее трех голосов присяжных, проголосовавших за виновность подсудимого.

Последние годы суды присяжных продемонстрировали, что они чаще выносят оправдательные приговоры, чем при рассмотрении дел в обычном порядке. В 2017 году из 318 тыс. подсудимых, чьи дела рассматривались судом в общем порядке, были осуждены 67% (212 тыс.), 0,9% (2,9 тыс.) оправданы, в отношении 1,2% (3,9 тыс.) дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, в отношении 28% (90 тыс.) — по нереабилитирующим. 11% (23 тыс.) суды смягчили обвинение. С учетом дел, рассмотренных в особом порядке, в 2017 году были оправданы 0,3% подсудимых.

После вердиктов присяжных в 2017 году осуждены 446 человек, 52 (10%) оправданы.

За последние 10 лет (2008–2017) суды присяжных рассмотрели 4139 уголовных дел. По их вердиктам 7680 человек (83%) были осуждены, 1544 (16%) — оправданы.

Кандидаты в присяжные

На формирование списков кандидатов в присяжные на 2018 год из бюджета регионам были выделены субвенции в 517 млн рублей. Как сообщили ТАСС в судебном департаменте при Верховном суде РФ, необходимое число кандидатов в присяжные для работы в областных и районных судах региональным властям представляют председатели высших региональных судов. Если численность населения в муниципальных районах недостаточна, регионы вправе создать судебный округ из нескольких муниципальных образований с единым списком кандидатов для нескольких судов.

По данным судебного департамента, по информации, поступившей из регионов, включению в списки кандидатов в присяжные в 2018 году подлежат 5 млн 937,6 тыс. человек. 16 регионов попросили дополнительное финансирование на составление списков. Как ранее разъяснил Верховный суд, для формирования коллегии присяжных в областном суде подлежат вызову в суд не менее 14 кандидатов, в районном и гарнизонном суде — не менее 12 кандидатов.

Оплата труда присяжных

Присяжными могут быть граждане, постоянно проживающие в этом районе, в возрасте старше 25 лет, не имеющие непогашенную судимость, не признанные недееспособными, не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. К работе присяжными не допускаются подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, либо имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении дела. Гражданин вправе отказаться быть присяжным в возрасте старше 65 лет, либо по состоянию здоровья, либо если он является госслужащим, военнослужащим или священнослужителем. В течение пяти лет после увольнения со службы могут отказаться выступать присяжными судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, частные детективы, сотрудники ФСБ, ФСО, СВР, МВД, ФСИН и таможни. Кандидатов в присяжные могут вызывать в суд один раз в год.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного по месту его основной работы. Кроме того, присяжному возмещаются расходы на проезд в суд и обратно и проживание в гостинице.

Подсудность дел суду присяжных

Согласно п.2 ч.2 ст.30 УПКРФ суд I инстанции в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из 12 присяжных – заседателей рассматривает, за некоторым исключением, уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст.31 УПКРФ – это уголовные дела, подсудные Верховному суду республики РФ, Краевому (областному) суду, Суду города федерального значения, Суду автономной области/автономного округа. К ним относятся уголовные дела в основном о наиболее тяжких преступлениях (н: убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, совершенное организованной группой или повлекшее тяжкие последствия, изнасилование, повлекшее смерть потерпевшей или иные тяжкие последствия, а также изнасилование малолетней потерпевшей и другие тяжкие преступления). В ряде случаях суды присяжные рассматривают и уголовные дела о менее тяжких преступлениях – это некоторые преступления против правосудия – ст.294, ч.1-3 ст.296, 297, 298 УКРФ.

ФЗ от 30.12.2008г. в п.2-3 ч.2 ст.30 внесены изменения, касающиеся именно подсудности уголовных дел суду присяжных. Из под его юрисдикции были выведены дела о терроризме, шпионаже и государственной измене. В настоящее время эти дела рассматриваются коллегией из трех профессиональных судей.

Ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных и порядок его рассмотрения на предварительном следствии

Возможность рассмотрения дела судом присяжных определяется следующими критериями: во-первых, подсудностью, во-вторых, волеизъявлением обвиняемого о рассмотрении дела именно таким составом суда. волеизъявление д/б выражено ходатайством и заявлено, либо по окончании предварительного следствия и предъявлении обвиняемому всех материалов дела для ознакомления, либо в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения.

Кроме того, ВСРФ дает разъяснение, что по смыслу ч.5 ст.231 УПКРФ такое ходатайство м/б заявлено и в период до принятия судьей решения о назначении судебного заседания, в том числе и во время предварительного слушания, назначенного по другому основанию. Такое разъяснение дается в п.2 ПП ВСРФ №23 от 22.11.2005г.

Заявление такого ходатайства на предварительном следствии должно предшествовать разъяснение следователем обвиняемому, во-первых, его право ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных, во-вторых, особенностей рассмотрения дела таким судом, в-третьих, прав обвиняемого в судебном разбирательстве, в-четвертых, порядка обжалования судебного решения. Юридическим документом, который отражает процедуру разъяснения этих прав, является протокол ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела, в нем делается запись о разъяснении обвиняемому указанных прав, и отражается его желание воспользоваться этими правами, или отказаться от них. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участие присяжных – заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство.

Разъяснение ВСРФ п.3 – решение о выделении уголовного дела в такой ситуации принимается следователем только при окончании предварительного следствия и до направления дела в суд. Судья не вправе решать вопрос о выделении уголовного дела.

Разъяснение ВСРФ в п.2 – решение следователя, в том числе, и о невозможности выделения дела в отдельное производство д/б мотивированным в соответствующем постановлении. При отсутствии такого постановления дело подлежит возвращению прокурору со стадии предварительного слушания.

При невозможности выделения дела в отдельное производство уголовное дело в целом подлежит рассмотрению судом присяжных.

Обвиняемый не заявивший ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, тем не менее, д/б своевременно уведомлен о заявлении такого ходатайства другим обвиняемым и в этом случае ему предоставляются все те права, которыми обладают и лица, заявившие такое ходатайство.

Если обвиняемый, в том случае, когда он один проходит по уголовному делу, не заявил ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, то дело рассматривается единолично федеральным судьей или коллегией из трех профессиональных судей.

Полномочия профессионального судьи и присяжных – заседателей

К числу особенностей рассмотрения уголовных дел в суде присяжных следует отнести разграничение компетенции профессионального судьи и присяжных – заседателей или иначе говоря, разграничение судей – права и судей – факта.

Присяжные – заседатели не могут решать вопросы чисто юридического характера, но руководствуясь жизненным опытом и здравым смыслом они вполне способны разобраться в том, совершены ли определенные действия, совершил ли эти действия подсудимый, и виновен ли подсудимый в совершении этих действий, т.е. они исследуют фактическую сторону дела. В соответствии с этим законодатель определил и компетенцию присяжных, так они разрешают вопросы, предусмотренные лишь в п.1,2,4 ч.1 ст.299 УПКРФ, а именно:

1. Имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый

2. Доказано, что деяние совершил подсудимый

3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния

В случае признания подсудимого виновным присяжным предоставляется право сказать, заслуживает ли он снисхождения. Все остальные вопросы, перечисленные в ст.299 УПКРФ разрешаются профессиональным судьей. Несоблюдение данного правила влечет за собой отмену приговора.

Особенности проведения предварительного слушания

Если обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных, судья должен вынести постановление о назначении предварительного слушания. Такое постановление выносится в течении 14 суток со дня поступления в суд дела, обвиняемый по которому находится под стражей и в течении 30 суток со дня поступления в суд дела, по которому обвиняемому избрана иная мера пресечения.

Судебное заседание о рассмотрении дела в порядке предварительного слушания д/б начато, во-первых, не позднее 14 суток со дня вынесения постановления о назначении предварительного слушания, во-вторых, не ранее истечения 7 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения и не ранее 3 суток со дня направления сторонам уведомления о вызове из в судебное заседание. В целом предварительное слушание проводится с соблюдением общих требований главы 34 УПКРФ.

На этом этапе судопроизводства судья единолично решает целый ряд вопросов, в том числе и относящихся к производству в суде присяжных, а именно:

Читать еще:  Подать жалобу на судью районного суда

1. Об изменении подсудности уголовного дела, если согласно закону такое дело не м/б направлено в суд присяжных

2. Об удовлетворении ходатайства обвиняемого о направлении его дела в суд присяжных

3. Об исключении доказательств, полученных с нарушением закона

Разрешая ходатайство обвиняемого, председательствующий судья выясняет у него поддерживает ли он это ходатайство, если поддерживает, то разъяснялись ли ему следователем юридические последствия удовлетворения такого ходатайства, включая особенности обжалования и рассмотрения жалоб на приговоры судов присяжных, а также выясняет, имеются ли у других, участвующих в деле обвиняемых возражения по этому ходатайству. Если в итоге обвиняемый отказался от своего ходатайства, то председательствующий судья выясняет у него будет ли им заявляться ходатайство о рассмотрении его дела коллегией из трех профессиональных судей. По итогам предварительного слушания председательствующий в совещательной комнате принимает одно из следующих решений:

1. О направлении уголовного дела по подсудности

2. О возвращении уголовного дела прокурору

3. О приостановлении производства по уголовному делу

4. О прекращении уголовного дела

5. О назначении судебного заседания

12.04.2010

В постановлении о назначении судебного заседания д/б отражено:

1. Дата, на которую следует приглашать кандидатов в присяжные заседатели

2. Количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, их должно быть не менее 20 человек, верхнего предела нет, больше – по делам, получившим широкую огласку, вызываются от 25 до 32 кандидатов в присяжные заседатели.

3. Д/б указано каким, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание. Если указывается частично закрытое заседание, то указывается, в какой именно части оно будет закрытым.

Постановление о назначении судебного заседания с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения его дела судом присяжных не принимается. Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе.

Особенности подготовки к рассмотрению дела судом присяжных

После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков методом случайной выборки. Всем потенциальным присяжным заседателям рассылаются анкеты, составленные таким образом, чтобы получив ответы на вопросы этой анкеты аппарат суда имел возможность установить наличие законных оснований для освобождения потенциальных присяжных заседателей от исполнения соответствующих обязанностей.

Анкета предоставляет возможность гражданину заявить о своем желании или нежелании исполнять обязанности присяжного заседателя в зависимости от указанных гражданином оснований, суд принимает решение об освобождении или не освобождении от указанных обязанностей и направляет гражданину специальную карточку с уведомлением об этом.

По завершении всей этой процедуры, секретарем судебного заседания или помощником судьи составляется предварительный список кандидатов в присяжные заседатели. В этом списке указываются их ФИО, домашние адреса, список подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи. Храниться этот список в канцелярии присяжных заседателей. К материалам дела не приобщается и сторонам на данном этапе не передается. Включенным в этот предварительный список кандидаты в присяжные заседатели не позднее, чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

Глава ВС Вячеслав Лебедев поддержал скорую судебную реформу

Революционные преобразования могут произойти в судебной системе России. Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев в соответствии с поручениями президента Владимира Путина предложил распространить суд присяжных на большинство уголовных дел о тяжких преступлениях; ввести в составы судей судебных следователей; продолжить сокращение дел, рассматриваемых в особом порядке, а мелкие кражи даже с банковских счетов перевести из уголовно наказуемых в административные деяния. Господин Лебедев надеется, что обсуждение и введение в законодательство его личных инициатив не займет десятилетия, как это произошло с другими судебными реформами. По данным высокопоставленных источников “Ъ”, уже принято принципиальное решение о расширении подсудности дел присяжных, однако вводиться это будет постепенно.

На совещании судей федеральных судов председатель ВС Вячеслав Лебедев подвел итоги их работы за прошлый год. Однако, дойдя до судов присяжных и сообщив, что на уровне субъектов федерации они рассмотрели 273 дела в отношении 419 обвиняемых, оправдав 80 из них, а в районах — 153 из 585 подсудимых, господин Лебедев неожиданно сообщил, что считает возможным распространить их на все дела о тяжких преступлениях, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Исключение, по его мнению, может быть сделано только для уголовных дел, содержащих сведения, составляющие гостайну. К таковым, например, относятся дела о шпионаже и измене родине. Уже после совещания господин Лебедев объяснил журналистам, что о возможном расширении подсудности дел присяжным говорилось в недавнем поручении президента Владимира Путина. Поручения, напомним, были даны после декабрьской встречи господина Путина с членами Совета по правам человека при президенте, на которой по теме реформирования судебной системы с кратким докладом выступил адвокат Генри Резник (см. “Ъ” от 13 и 30 января).

Как менялся суд присяжных в России

По словам главы ВС, распространить народный суд на десятки новых составов преступлений, в том числе мошенничество и растрату, являлось его личной инициативой, одобренной зампредами Верховного суда. Однако сама идея пока не оформлена и не направлена в администрацию президента.

Так же обстоит дело и с другим поручением Владимира Путина — о возможном введении института судебных следователей. По словам Вячеслава Лебедева, эти представители судебной системы могли бы рассматривать ходатайства об арестах и их продлении; санкционировать обыски и другие следственные мероприятия, а также рассматривать допустимость доказательств, представленных органами предварительного расследования.

Следует отметить, что похожие функции были предложены судебным следователям еще в 2015 году, когда Владимир Путин впервые предложил обсудить необходимость их создания. Причем инициатива тогда исходила от бывшего министра финансов и зампреда правительства Алексея Кудрина, возглавляющего сейчас Счетную палату. Однако предложение получило в основном негативные отзывы от министерств и ведомств. В частности, в Генпрокуратуре решили, что после введения следственных судей нужно будет решить вопрос и со специализацией служителей Фемиды, чтобы одни и те же судьи не могли избирать меру пресечения и рассматривать дела, поскольку это может привести к их заинтересованности в исходе процессов. Специализация же влекла за собой увеличение штатов судей и их помощников, то есть дополнительные расходы, на которые власти тогда не пошли.

В частности, он полагает, что кражи в размере до 2,5 тыс. руб. с банковских счетов или электронных средств на эту сумму (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК), за которые предусмотрено до шести лет заключения, для лиц, впервые их совершивших, должны быть переведены в разряд административных правонарушений. По ст. 7.27 КОАП РФ за «мелкое хищение» может быть назначен штраф в размере пятикратной стоимости похищенного, административный арест или исправработы.

Председатель ВС обратил внимание судей на то, что обвинение по ст. 210 (организация преступного сообщества или участие в нем) УК РФ «нередко предъявляется без достаточных оснований», в связи с чем следует «с повышенным вниманием относиться к проверке обоснованности таких обвинений». Согласно приведенной господином Лебедевым статистике, в 2019 году судами были рассмотрены уголовные дела в отношении 493 человек, обвиняемых по ст. 210 УК РФ. Из них осуждено только 233 лица, или 47%, а в отношении большинства остальных уголовное преследование в этой части прекращено по реабилитирующим их обстоятельствам.

Среди оправданных по обвинениям в ОПС можно выделить бывшего главу Республики Коми Вячеслава Гайзера, получившего половину из запрошенного для него срока в 21 год. При этом обвинение в ОПС позволило содержать его под стражей весьма длительный срок.

Как Владимир Путин предложил скорректировать судебную систему

Господин Лебедев между тем отметил, что, пожалуй, впервые за последние годы значительно сократилось количество уголовных дел, рассматриваемых судами в особом порядке. Если в общем порядке было рассмотрено 45% уголовных дел, по которым проходили 372 тыс. человек (осуждены 245 тыс., а 2,2 тыс. оправданы), а в отношении остальных преследование было прекращено судом или приняты меры принудительного медицинского лечения, то еще 376 тыс. лиц осуждены в особом порядке. При этом дел без судебного следствия рассмотрено на 23% меньше, чем в позапрошлом году. Господин Лебедев считает, что в этом прежде всего заслуга прокуратуры, которая более тщательно подходила к данной процедуре, и самих судов. Кстати, президент Владимир Путин ранее заявлял, что особый порядок не должен служить для прикрытия «некачественной, некомпетентной работы следствия».

Председатель Верховного суда рассчитывает, что оглашенные им предложения уже вскоре начнут обсуждаться исполнительной и законодательной властями, а также институтами гражданского общества и будут реализованы. «Говорить можно много, но если это не будет реализовано, то какой толк от этого обществу!» — отметил он, выразив надежду, что новая реформа пройдет быстрее, чем другие, связанные с правосудием. Некоторые из них, по словам господина Лебедева, заняли десятилетия.

«Суд присяжных — это максимальная состязательность в уголовном судопроизводстве, а по экономическим делам это особенно важно,— отметил “Ъ” уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.— Основная часть обвинений выдвигается по статье 159 УК (мошенничество). Сегодня следователь на свое усмотрение трактует действия как носящие преступный умысел, а суд, как правило, идет у него на поводу. Если же рассматривать дело будут присяжные, обвинению придется доказывать, что действия предпринимателей, причинившие кому-то ущерб, были заранее спланированы, а не стали, скажем так, стечением обстоятельств. А доказать это не так-то легко». По словам господина Титова, следственные судьи должны не рассматривать дело по существу, а заниматься процессуальными вопросами — избранием меры пресечения, ходатайствами об аресте имущества, приобщении результатов экспертизы. «Сегодня, когда один и тот же судья занимается всем, может возникнуть случай вроде того, который был в нашей практике. Судья 17 раз продлевала обвиняемому заключение в СИЗО. Конечно, в приговоре она не могла указать срок меньше того, который обвиняемый уже отбыл под следствием! Введение института следственных судей — дополнительные затраты, но на них нужно пойти, потому что это решает системные проблемы».

Читать еще:  Отвод прокурору упк рф

Эксперты ОГФ предложили ряд решений для выхода российской судебной системы из кризиса недоверия

Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко заявил “Ъ”, что российское адвокатское сообщество «положительно оценивает» инициативу ВС РФ о расширении уголовных составов, в которых возможно участие присяжных. По его словам, еще с начала 2000-х годов, когда были проведены первые эксперименты с введением присяжных, защитники ратовали за тотальное расширение компетенции суда присяжных. Господин Пилипенко напомнил, что год назад суды присяжных начали работать на районном уровне. «К новой практике уже привыкли, хотя число присяжных оказалось меньше, но разница очевидная — присяжные выносят, как было объявлено сегодня, до 26% оправдательных вердиктов на фоне 1% у обычных судей»,— заявил “Ъ” глава ФПА. Он отметил, что сам институт присяжных «очень полезен для страны», так как помогает воспитывать граждан в духе ответственности за участие в процессе, добросовестного исполнения своего гражданского долга, участия в чужой судьбе и проч. Как подчеркнул Юрий Пилипенко, вопрос о расширении списка статей УК, подсудных присяжным, в прошлом году поднимал перед президентом России его коллега Генри Резник, хотя последний говорил о более широкой компетенции присяжных. При этом он отметил, что у адвокатов есть ряд важных вопросов к работе судов присяжных, связанных в том числе с отменой вынесенных вердиктов.

По словам президента ФПА, к теме следственных судей имеются различные подходы, связанные с теми полномочиями, какие они могут получать и как они будут реализованы на практике, не произойдет ли слияния следователей и судей и т. д. «Здесь нас сразу память возвращает к прокурорскому надзору»,— заявил господин Пилипенко, который считает, что ранее тот был более эффективен.

Отметим, что прокурорский надзор планируется усилить в стадии досудебного производства. Согласно этому предложению, которое пока также не оформлено законодательно, следователь вначале должен обращаться в надзор, а уже тот — выходить в суд с ходатайством об аресте обвиняемого или подозреваемого и продлении данной меры пресечения.

По данным собеседника “Ъ”, средства потребуются как на дополнительное оборудование судов, так и на оплату самих народных судей. Сейчас они получают половину оклада профессионального судьи за сутки работы, в среднем от 700 руб. до 1 тыс. руб. Если суточный заработок заседателя по основному месту работы больше, чем в суде, государство возмещает ему недополученные средства в полном объеме, а также иные расходы. Списки кандидатов в присяжные составляются раз в четыре года, а обновить их предполагается в 2022 году, когда уже может быть расширена подсудность дел, рассматриваемых прежде всего в районных судах.

Уголовные дела, рассматриваемые судом присяжных

Подсудность – распределение уголовных дел между различными звеньями судебной системы

  • родовой (предметной) – определяется совершенным преступлением
  • территориальной – определяется по месту, где было совершено преступление
  • персональной – определяется индивидуальными признаками лица, совершившего преступление.

Предметная подсудность дел присяжным

Можно выделить следующие критерии отнесения уголовного дела к компетенции присяжных:

  • диспозитивность (данная форма судопроизводства применяется по ходатайству подсудимого, в противном случае дело рассматривается судьей областного (краевого) суда)
  • уголовное дело должно быть подведомственно областным (краевым судам (за исключением дел, содержащих государственную тайну, и дел в отношении отдельных категорий лиц)
  • за преступления, вменяемые подсудимому, с учетом положений Уголовного кодекса РФ могут быть назначены наиболее суровые наказания (бессрочное лишение свободы или смертная казнь).

Согласно ст. 57 и ч. 2 ст. 59 УК РФ данные наказания не могут быть применены к женщинам, несовершеннолетним, мужчинам старше 65 лет, а в некоторых случаях – к лицам, выданным для уголовного преследования иностранным государством (ч. 2.1 ст. 59 УК РФ).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По мнению Конституционного Суда РФ, невозможность рассмотрения судом присяжных уголовного дела по ч. 2 ст. 105 УК РФ в отношении женщины является проявлением гендерной дискриминации (Постановление от 25.02.2016 № 6-П). позднее данная правовая позиция была распространена и на мужчин старше 65 лет (Постановление от 16.03.2017 № 7-П). До внесения соответствующих изменений суды не вправе отказывать этим категориям подсудимых в рассмотрении их дел с участием присяжных. Позиции КС РФ учтены в Федеральном законе от 23.06.2016 № 190-ФЗ, вступающем в силу с 1 июня 2018 г.

Областным (краевым) судам подсудны не только дела о преступлениях, караемых наиболее суровыми наказаниями, но и иные дела об особо тяжких преступлениях. Такие дела могут быть рассмотрены с участием присяжных в отношении любых подсудимых (женщин, несовершеннолетних и пр.).

В настоящее время суд присяжных компетентен рассматривать дела:

О преступлениях, наказуемых пожизненным лишением свободы или смертной казнью, – в отношении мужчин от 18 до 65 лет:

  • квалифицированный состав убийства (ч. 2 ст. 105 УК РФ)
  • организация преступного сообщества, совершенная лицом, которое занимает высокое положение в преступной иерархии (ч. 4 ст. 210)
  • незаконный оборот наркотиков (ч. 5 ст. 228.1)
  • контрабанда наркотиков (ч. 4 ст. 229.1)
  • покушение на жизнь специальных потерпевших (ст. 277, 295, 317)
  • геноцид (ст. 357).

Если эти преступления были совершены лицами, которым не может быть назначена высшая мера наказания, уголовное дело рассматривается районным судом (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

Уголовные дела о других особо тяжких преступлениях, подсудных областному (краевому) суду – в отношении всех подсудимых:

  • квалифицированный состав похищения человека (ч. 3 ст. 126)
  • бандитизм (ст. 209)
  • угон воздушного, водного, железнодорожного транспорта (ч. 1–3 ст. 211)
  • пиратство (ст. 227)
  • агрессивная война или призывы к ней (ст. 353, 354)
  • реабилитация нацизма (ст. 354.1)
  • преступления в отношении оружия массового поражения (ст. 355)
  • нарушение правил ведения войны (ст. 356)
  • экоцид (ст. 358)
  • простой и квалифицированный составы наемничества (ч. 1 и 2 ст. 359)
  • нападение на лиц, находящихся под международной защитой (ст. 360).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При этом, из подсудности суда присяжных изъяты некоторые дела, подсудные областным (краевым) судам, а именно:

  • об особо квалифицированном составе сексуального насилия (ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132)
  • об особо квалифицированном составе действий сексуального характера с лицом младше 16 лет (ч. 6 ст. 134)
  • о массовых беспорядках (ч. 1 ст. 212)
  • о государственной измене (ст. 275)
  • о шпионаже (ст. 276)
  • о насильственном захвате (удержании) власти (ст. 278)
  • о вооруженном мятеже (ст. 279)
  • о диверсии (ст. 281).

Несмотря на то, что подсудность – довольно подвижная категория, на которую влияет множество факторов (уголовная политика, интересы борьбы с преступностью, обеспечение деятельности судов), изменение подсудности дел судам присяжных вызывает многочисленную критику. За время действия УПК РФ подсудность суда присяжных изменялась неоднократно, одной из последних новелл стало изъятие из подсудности присяжных дел о преступлениях террористической направленности (Федеральный закон от 30.12.2008 № 321-ФЗ). Как указал Конституционный Суд РФ, изменение подсудности дел суду присяжных само по себе не ограничивает конституционных прав личности, но должно быть обоснованным, недискриминационным (Постановление от 19.04.2010 № 8-П).

Территориальная подсудность

Специальных правил определения территориальной подсудности суду присяжных нет, применяются общие нормы УПК РФ для определения подсудности дела соответствующему областному (краевому) суду:

  • по месту, где преступление было совершено (ч. 1 ст. 32 УПК РФ)
  • по месту, где преступление было окончено (ч. 2 ст. 32 УПК РФ)
  • по месту, где было совершено большинство преступлений по уголовному делу (ч. 3 ст. 32 УПК РФ).
  • по месту, где было совершено наиболее тяжкое из преступлений по уголовному делу (ч. 3 ст. 32 УПК РФ)
  • по месту жительства (пребывания) потерпевшего или обвиняемого в преступлении, совершенном за пределами России (ч. 4 ст. 32 УПК РФ).

При этом применяются общие правила об изменении территориальной подсудности (ст. 35 УПК РФ).

Персональная подсудность

Коллегия присяжных заседателей может участвовать и в рассмотрении уголовных дел окружными (флотскими) военными судами (ст. 28 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). При этом действуют те же правила определения предметной подсудности: военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими либо лицами, проходящими военные сборы (ч. 6 ст. 31 УПК РФ).

Новеллы подсудности

С 1 июня 2018 г. подсудность дел судам присяжных будет существенно расширена (см.: Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ). Данная форма судопроизводства будет применяться районными судами по следующими уголовным делам:

В отношении лиц, к которым не могут применяться наиболее суровые наказания, при обвинении в:

  • квалифицированном убийстве (ч. 2 ст. 105)
  • покушении на жизнь специальных потерпевших (ст. 277, 295, 317)
  • геноциде (ст. 357).

В отношении любых подсудимых – при обвинении в:

  • убийстве (ч. 1 ст. 105 УК РФ)
  • причинении тяжких телесных повреждений со смертельным исходом (ч. 4 ст. 111).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector