Принятие к производству уголовного дела
Всё об уголовных делах
— ч.1 156 УПК о принятии к производству указывается в постановлении о возбуждении дела
— ч.2 156 УПК по возбужденному делу отдельно выносится постановление о принятии
Принятие следователем уголовного дела к своему производству
— сразу после возбуждения уголовного дела, должна быть исполнена одна формальность: следователь должен «принять дело» к своему производству.
— обязанность принимать дело к производству (перед производством каких-либо действий) помимо следователя распространяется также и на руководителя следственного отдела ( ч.2 39 УПК ) и начальника подразделения дознания ( ч.2 40.1 УПК ).
— примечание: есть только одно должностное лицо, которое не обязано принимать дело к своему производству, это следователь-криминалист . Он вправе работать по делу без вынесения такого постановления.
Два варианта принятия дела к производству
Без отдельного постановления
— первый вариант: следователь выносит постановление о возбуждении уголовного дела ( ч.1 146 УПК ) и сразу принимает его к своему производству.
— в этом случае отдельного документа не составляется, о принятии к своему производству следователь указывает отдельной строкой в постановлении о возбуждении дела
С вынесением отдельного постановления
— второй вариант: применяется если дело будет вести другой следователь (не тот что возбудил дело).
— в этом случае составляется отдельный документ: постановление принятии дела к своему производству ( ч.2 156 УПК ).
Нарушения, связанные с исполнением требований статьи 156 УПК
— теперь расскажем о том, в каких случаях может быть нарушен порядок принятия дела к производству и как его можно использовать.
— если следователь забудет принять дело к своему производству, то все доказательства полученные от произведенных им процессуальных действий считаются произведенными с нарушением норм Уголовно-процессуального кодекса, так называемыми «недопустимыми доказательствами» ( ч.1 75 УПК ).
Существенные нарушения закона, перечень признаваемый практикой
— это нарушение судебная практика относит к категории существенных нарушений (способных повлечь отмену приговора).
Что произойдет при обнаружении такого нарушения ?
а) если это нарушение выявлено на досудебной стадии, то оно повлечет возврат дела от прокурора — следователю ( ч.1 221 УПК ).
б) если такое нарушение выявлено уже после передачи дела в суд, то судья вернет дело прокурору ( 237 УПК ), прокурор в свою очередь вернет дело следователю.
— следует понять, что такое нарушение (будучи выявлено в судебной стадии) не повлечет смягчения приговора. Последствие выявления такого нарушения может быть только одно — возращение уголовного дела на досудебную стадию.
— важно: для защиты необходимо понимать выгодна ли для подсудимого такая перезагрузка ? И стоит ли ее добиваться ? (рекомендуем изучить данный аспект здесь: Цель возврата дела прокурору, защита должна четко усматривать выгоду).
Все действия заново ?
— формально, считается что абсолютно все процессуальные действия следователя произведены незаконно. Все допросы, экспертизы, и все прочее. Следователь был просто нелегитимен как должностное лицо.
— но будет ли следователь после выявления этого нарушения и возврат дела производить все расследование заново (то есть заново допрашивать свидетелей, заново назначать экспертизы) ?
— нет, на практике ничего этого он делать не станет, а просто вынесет постановление по принятии дела к производству задним числом. То есть, сделает вид, что постановление то было, но он просто его забыл подшить к делу. Конечно все будут понимать, что постановление возникло сейчас, это подделка. Но доказать это невозможно ! Потому и прокурор и судья будут вынуждены верить следователю на слово.
— теперь расскажем в каких случаях принятия дела к производству не требуется, а в каких оно обязательно. Это поможет Вам не искать процессуальные ошибки следователя в тупиковых направлениях
При возращении от прокурора
— с момента отправления дела прокурору ( ч.6 220 УПК ) следователь утрачивает полномочия по делу, оно выбыло из его производства и более никаких процессуальных действий он осуществлять не может.
— при возвращении дела от прокурора ( п.2 ч.1 221 УПК ) следователь обязан заново принять дело к производству.
При возобновлении дела
— следует учитывать что в случае приостановления уголовного дела ( ч.1 208 УПК ), то в последующем когда дело возобновляется ( 211 УПК ) следователь (если он не поменялся) не обязан выносить постановление по принятии дела к производству.
При новом обвинении
— если уголовное дело возбуждено по одной статье Уголовного кодекса, но в ходе расследования были добавлены новые эпизоды по этой же статье или новые преступления по другим статьям: в таком случае следователь не обязан каждый раз вновь принимать дело к производству. Дело в таком случае принимается к производству один раз.
НАЧАЛО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству (ч.1 ст.156 УПК РФ).
Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч.2 ст.156 УПК РФ).
Начало предварительного следствия статья 156 УПК РФ связывает с решением о возбуждении уголовного дела, которое оформляется в виде соответствующего постановления. В этом же постановлении следователь, дознаватель указывает и свое решение принять уголовное дело к своему производству.
Отдельное постановление о принятии дела к своему производству следователь, дознаватель выносит в случаях получения для производства предварительного следствия уголовного дела соответственно от руководителя следственного органа или прокурора либо по их указанию от другого следователя (дознавателя).
С момента вынесения постановления о принятии уголовного дела к своему производству следователь, дознаватель получают право и обязанность вести по нему предварительное расследование.
Уголовное дело, расследование по которому осуществляется следственной группой, принимает к своему производству руководитель следственной группы, о чем выносит соответствующее постановление. Все указания по руководству работой следственной группы, в том числе и поручения о производстве следственных действий конкретным членам следственной группы, даются в письменном виде и приобщаются к материалам уголовного дела.
ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
Если в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий орган дознания выявит преступление, по которому расследование должно осуществляться в форме дознания, то он обязан, не возбуждая уголовного дела, передать материалы дознавателю или прокурору для определения подследственности.
Данная статья 157 УПК не раскрывает понятия неотложных следственных действий и не содержит их исчерпывающего перечня. Представляется, что под неотложными следственными действиями законодатель понимает совокупность следственных действий, которые должен провести орган дознания в течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела для закрепления следов совершенного преступления.
Неотложные следственные действия проводятся, как правило, для более эффективной реализации результатов ОРД или в силу неотложности начала расследования, чтобы не допустить утраты важных доказательств по уголовному делу.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.
После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
О результатах оперативно-розыскных мер по обнаружению лица, совершившего преступление, орган дознания уведомляет следователя.
Окончание предварительного расследования
Признав предварительное следствие законченным, а собранных доказательств достаточными для аргументации выдвинутого обвинения, следователь, дознаватель принимают решение об окончании предварительного расследования. Предварительное расследование по уголовному делу может быть закончено составлением обвинительного заключения и направлением уголовного дела в суд, по которому обязательно производство предварительного следствия, составлением обвинительного акта по уголовным делам, которые расследуются в форме дознания, прекращением производства по уголовному делу, вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
Производство предварительного расследования оканчивается:
1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, установленном главами 29 — 31 УПК РФ;
2) по остальным уголовным делам — в порядке, установленном главой 32 УПК РФ.
Производство по уголовному делу оканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, когда выяснены все обстоятельства совершенного преступления, собраны доказательства виновности лица в его совершении и т.д.
Расследование по уголовному делу оканчивается вынесением постановления о прекращении уголовного дела, когда установлены обстоятельства, указанные в ст.24-28 УПК.
Предварительное следствие оканчивается составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера в случаях, если имеется заключение судебно-психиатрической экспертизы о том, что обвиняемый страдает психическим расстройством.
Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Указанное представление должно быть внесено только после вступления приговора в законную силу, в противном случае будет нарушена презумпция невиновности (ст.49 Конституции РФ).
Предварительное расследование – это регламентированная законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.
Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное преследование; всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечить участие обвиняемого в производстве по уголовному делу и не допустить дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения
1. В главе десятой УПК, озаглавленной “Общие условия производства предварительного следствия”, имеются нормы, которые также относятся и к дознанию, поэтому есть все основания вести речь об общих условиях производства предварительного следствия и дознания, т.е. предварительного расследования, с учетом исключений, предусмотренных ст. 120 УПК.
2. Общие условия предварительного расследования — это установленные уголовно-процессуальным законом (гл. 10 УПК) правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
3. Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок. Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее, полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований. Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить задачи, решающие в ходе расследования преступлений. Таким образом, значение общих условий предварительного расследования состоит в том, что их соблюдение создает предпосылки всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9055 — | 7682 —
или читать все.
95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Статья 156 УПК РФ. Начало производства предварительного расследования
1. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.
2. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.
Комментарии к ст. 156 УПК РФ
1. Следующей за стадией возбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования. Тем не менее понятие «предварительное расследование» употребляется и в других значениях.
2. Предварительное расследование — это:
— вторая, следующая за стадией возбуждения уголовного дела, стадия уголовного процесса;
— осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени задач (определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность следователя (дознаватель и др.);
3. Сущность предварительного расследования как стадии уголовного процесса заключается в том, что это промежуток времени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.
4. Предварительное расследование — это стадия уголовного процесса, начинающаяся после принятия следователем (дознавателем и др.) в соответствии с требованиями УПК решения о наличии в его распоряжении повода и достаточных данных, указывающих на уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления (решения о возбуждении уголовного дела), и завершающаяся вслед за тем, как будет собрана достаточная совокупность доказательств обо всем предмете доказывания в целом (установлены фактические основания прекращения уголовного дела). На этапе окончания предварительного расследования обычно утверждается обвинительное заключение (обвинительный акт) или прекращается уголовное дело (в отношении невменяемых — уголовное дело направляется в суд для применения принудительных мер медицинского характера).
5. Критерии предварительного расследования как вида деятельности.
6. Предварительное расследование начинается после того, как компетентный орган констатирует наличие у себя повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления.
7. Предварительное расследование — всегда деятельность уголовно-процессуальная.
8. Предварительное расследование направлено на установление всех обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК (ст. ст. 421, 434 УПК).
9. Предварительное расследование может производиться только специальным субъектом, наделенным законом полномочиями осуществлять досудебную уголовно-процессуальную деятельность.
10. Основная задача как стадии предварительного расследования, так и одноименного вида деятельности — предварительное (досудебное) собирание, закрепление, проверка и оценка доказательств обо всех обстоятельствах, перечисленных в ст. 73 УПК (ст. ст. 24, 27, 421, 434 УПК).
11. Значение стадии предварительного расследования заключается в том, что еще до начала судебного разбирательства следователь (дознаватель и др.) принимает меры к раскрытию преступления, сбору доказательств, достаточных для привлечения к ответственности виновных, а равно для установления отсутствия события (состава) преступления или других оснований прекращения уголовного дела. Тем самым она облегчает последующее судебное следствие и освобождает суд от рассмотрения дел, по которым бесспорно нет необходимости назначения наказания.
12. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса. Предварительное расследование, основанное на законе, принципах и общих условиях уголовно-процессуального производства, способствует эффективной защите прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений; а также защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. И наоборот, осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, является грубейшим нарушением законности, приносящим большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
13. Для начала предварительного расследования достаточно повода и основания к возбуждению уголовного дела (см. комментарий к ст. 140 УПК). После того как собраны (либо обнаружены в поводе) достаточные данные, указывающие на признаки объективной стороны состава преступления, немедленно (в те же сутки) должно выноситься постановление о возбуждении уголовного дела.
14. По сложным, многоэпизодным уголовным делам расследование может быть поручено прокурором или начальником следственного отдела группе следователей (ст. 163 УПК), а начальником органа дознания группе дознавателей.
15. См. также комментарий к ст. ст. 146, 149, 150, 163 УПК.
НАЧАЛО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству (ч.1 ст.156 УПК РФ).
Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч.2 ст.156 УПК РФ).
Начало предварительного следствия статья 156 УПК РФ связывает с решением о возбуждении уголовного дела, которое оформляется в виде соответствующего постановления. В этом же постановлении следователь, дознаватель указывает и свое решение принять уголовное дело к своему производству.
Отдельное постановление о принятии дела к своему производству следователь, дознаватель выносит в случаях получения для производства предварительного следствия уголовного дела соответственно от руководителя следственного органа или прокурора либо по их указанию от другого следователя (дознавателя).
С момента вынесения постановления о принятии уголовного дела к своему производству следователь, дознаватель получают право и обязанность вести по нему предварительное расследование.
Уголовное дело, расследование по которому осуществляется следственной группой, принимает к своему производству руководитель следственной группы, о чем выносит соответствующее постановление. Все указания по руководству работой следственной группы, в том числе и поручения о производстве следственных действий конкретным членам следственной группы, даются в письменном виде и приобщаются к материалам уголовного дела.
ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
Если в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий орган дознания выявит преступление, по которому расследование должно осуществляться в форме дознания, то он обязан, не возбуждая уголовного дела, передать материалы дознавателю или прокурору для определения подследственности.
Данная статья 157 УПК не раскрывает понятия неотложных следственных действий и не содержит их исчерпывающего перечня. Представляется, что под неотложными следственными действиями законодатель понимает совокупность следственных действий, которые должен провести орган дознания в течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела для закрепления следов совершенного преступления.
Неотложные следственные действия проводятся, как правило, для более эффективной реализации результатов ОРД или в силу неотложности начала расследования, чтобы не допустить утраты важных доказательств по уголовному делу.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.
После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
О результатах оперативно-розыскных мер по обнаружению лица, совершившего преступление, орган дознания уведомляет следователя.
Окончание предварительного расследования
Признав предварительное следствие законченным, а собранных доказательств достаточными для аргументации выдвинутого обвинения, следователь, дознаватель принимают решение об окончании предварительного расследования. Предварительное расследование по уголовному делу может быть закончено составлением обвинительного заключения и направлением уголовного дела в суд, по которому обязательно производство предварительного следствия, составлением обвинительного акта по уголовным делам, которые расследуются в форме дознания, прекращением производства по уголовному делу, вынесением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
Производство предварительного расследования оканчивается:
1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, установленном главами 29 — 31 УПК РФ;
2) по остальным уголовным делам — в порядке, установленном главой 32 УПК РФ.
Производство по уголовному делу оканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, когда выяснены все обстоятельства совершенного преступления, собраны доказательства виновности лица в его совершении и т.д.
Расследование по уголовному делу оканчивается вынесением постановления о прекращении уголовного дела, когда установлены обстоятельства, указанные в ст.24-28 УПК.
Предварительное следствие оканчивается составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера в случаях, если имеется заключение судебно-психиатрической экспертизы о том, что обвиняемый страдает психическим расстройством.
Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Указанное представление должно быть внесено только после вступления приговора в законную силу, в противном случае будет нарушена презумпция невиновности (ст.49 Конституции РФ).
Предварительное расследование – это регламентированная законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.
Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное преследование; всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечить участие обвиняемого в производстве по уголовному делу и не допустить дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения
1. В главе десятой УПК, озаглавленной “Общие условия производства предварительного следствия”, имеются нормы, которые также относятся и к дознанию, поэтому есть все основания вести речь об общих условиях производства предварительного следствия и дознания, т.е. предварительного расследования, с учетом исключений, предусмотренных ст. 120 УПК.
2. Общие условия предварительного расследования — это установленные уголовно-процессуальным законом (гл. 10 УПК) правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
3. Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок. Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее, полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований. Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить задачи, решающие в ходе расследования преступлений. Таким образом, значение общих условий предварительного расследования состоит в том, что их соблюдение создает предпосылки всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования и способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9644 — | 7397 —
или читать все.
95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
2. Принятие уголовного дела к производству
С помощью правил подследственности определяется надлежащий орган расследования, однако его полномочия по делу должны быть правильно оформлены (ст. 156 УПК). Факт принятия дела к своему производству отражается либо в постановлении о возбуждении дела (когда его вынес тот, кто и продолжает расследование), либо об этом выносится отдельное постановление (когда поручается расследование уже возбужденного другим органом дела — приложение 15 к ст. 476). Расследование дела лицом, не принявшим его к своему производству, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет ничтожность полученных результатов расследования (ч. 3 ст. 7).
По смыслу процессуального закона должен приниматься акт, указывающий на
прекращение полномочий конкретного следователя или дознавателя на производство по данному делу. Таким актом следует считать постановление о направлении дела руководителю следственного органа и прокурору для передачи по подследственности, передача дела другому следователю или дознавателю (которая должна быть оформлена письменно) или постановление о принятии дела к производству другим следователем или дознавателем. Иначе в одном деле могут оказаться несколько лиц, уполномоченных вести расследование, которые не образуют следственной группы.
3. Взаимодействие органов расследования. Отдельное поручение следователя. Следственная группа
Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования. Организация их взаимодействия оказывает существенное влияние на данную стадию и потому является ее общим условием. Взаимодействие органов расследования, во-пер- вых, предопределено их процессуальным положением, во-вторых, имеет различные уровни и формы.
ГЛАВА 13. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
Процессуальное положение органов расследования во многом является фундаментом процессуальной формы расследования и исходной предпосылкой их взаимодействия. Так, «хозяевами процесса» на данной стадии являются руководитель следственного органа и прокурор. Именно он осуществляет надзор над деятельностью органов дознания и следствия и с процессуальной точки зрения руководит ими (ч. 1 ст. 37 УПК). В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Он сам направляет ход расследования, принимает процессуальные решения и в некоторых случаях даже вправе приостановить исполнение указаний прокурора при несогласии с ним (ст. 38). Следователю принадлежит руководящая роль в его взаимодействии с органами дознания. Он вправе давать им обязательные для исполнения поручения и требовать от них содействия.
Взаимодействие органов расследования происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия. Каждый последующий уровень включает в себя элементы предыдущего. Так, совместное планирование имеет своей составной частью и непременным условием обмен информацией между участниками, а совместные действия невозможны без предварительно согласованного совместного плана. В то же время взаимодействие может состояться на любом из указанных уровней.
На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих формах:
— передача уголовных дел;
— представление результатов оперативно-розыскной деятельности;
— направление требований, представлений, поручений, запросов и т.п. Основной процессуальной формой взаимодействия здесь является поручение сле-
дователя (или отдельное поручение ), под которым понимается письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.
Процессуальный закон предусматривает два вида поручений следователя: а) поручение органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38) и б) поручение органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности исследования доказательств, поэтому его пределы должны быть ограничены. Дача следователем поручений допускается при условии, что не происходит неоправданное переложение им своих функций на другого следователя, могущее существенно затруднить работу последнего, либо возложение на орган дознания не свойственных для него полномочий. В частности, следователь обязан лично выполнить следственные действия, в том числе выехать для этого в другую местность, когда необходимо произвести большой объем следственных действий либо процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия: по принятию процессуальных решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос
Раздел VI. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела прокурору (ознакомление с материалами оконченного расследования).
Содержание поручения следователя составляют предписания о проведении процессуальных или розыскных действий (см. приложение 45 к ст. 476 УПК). Принимая решение о поручении производства процессуальных действий, следователь должен учитывать, что, во-первых, в отношении исполнителя не должно существовать оснований для отвода (ст. 61, 67); во-вторых, при производстве порученного процессуального действия должны быть обеспечены права участников процесса. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47), защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого), то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника
о времени и месте производства следственного действия. Нарушение права на помощь защитника является существенным нарушением закона и влечет недопустимость полученных доказательств.
Следователь вправе поручить производство следующих процессуальных действий: а) по собиранию доказательств; б) по ознакомлению лиц с постановлениями о признании их участниками уголовного процесса и разъяснений им прав и обязанностей; в) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрания обязательства о явке, привода); г) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158), — это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя 1 , например поручения органу государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.
Поручения о производстве розыскных или оперативно-розыскных действий могут преследовать цель установления личности преступника или места его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 38). Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий.
Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных действий, которые он может выполнить лично, например получение сведений из криминалистических учетов.
Поручение следователя должно быть мотивированным, учитывая общие требования к процессуальным решениям (ч. 4 ст. 7). К поручению могут прилагаться необходимые материалы, обеспечивающие: а) обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление
о наложении ареста на имущество), б) тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).
1 Такая обязанность возлагается и на участкового уполномоченного милиции (см. п. 9.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции. Утверждена приказом МВД РФ от 16.09.2002 № 900 // Российская газета. 27.11.2002 г.).
ГЛАВА 13. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
Срок выполнения поручения, направленного в другой орган, составляет 10 суток (ч. 1 ст. 152). Это срок может быть изменен или продлен самим поручителем. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено
в пределах установленного срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209). Розыскные действия (если они не сопряжены с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210). За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.
Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов расследования имеет самостоятельное значение при проведении координационных совещаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оператив- но-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.
Дальнейшим уровнем взаимодействия различных органов расследования являются их совместные действия . Здесь используются в основном три процессуальные формы взаимодействия: а) получение содействия органа дознания при осуществлении следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38); б) привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания (ч. 7 ст. 164); в) следственная группа или следственно-оперативная группа (ст. 163). Содействие может быть выражено
в деятельности обширного круга работников дознания по обеспечению: подготовки организационных условий (таких, как оцепление, конвоирование), применения принуждения, безопасности участников следственного действия (например, содействие оказывается в виде прочесывания местности для последующего осмотра обнаруженных следов). К участию в следственном действии обычно привлекаются оперативные сотрудники, например, для выполнения поисковых действий во время обыска. При этом если содействующего сотрудника не обязательно указывать в протоколе следственного действия, то каждого участвующего — обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 166).
Производство предварительного следствия следственной группой детально регламентировано УПК (ст. 163). Основанием для создания следственной группы (СГ) является сложность или большой объем расследования (значительное количество эпизодов, участников совершения преступления, количество пострадавших, обширная территория преступной деятельности, необходимость проверки значительного количества версий, производства трудоемких следственных действий и др.). Решение о создании СГ и изменении ее состава принимает руководитель следственного органа, о чем выносится либо отдельное постановление (приложение 19 к ст. 476 УПК), либо указывается в постановлении о возбуждении дела (приложение 18). В этих постановлениях должны быть указаны фамилии всех участников СГ и руководителя СГ.
К работе СГ могут быть привлечены должностные лица органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163). В действительности это означает создание уже не просто следственной, а следственно-оперативной группы (ранее широко известной на практике и предусмотренной ведомственными нормативными актами 1 ).
1 См., например, п. 14.2—14.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции. Утверждена приказом МВД РФ от 16.09.2002 № 900 // Российская газета. 27.11.2002 г.