20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

254 ук рф судебная практика

Статья 254. Порча земли

СТ 254 УК РФ.

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или
иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста
растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при
их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека
или окружающей среде, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными
работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной
экологической ситуации, —
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами
на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по
неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок.

Комментарий к Ст. 254 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления является земля как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Смежным с термином «земля» является понятие «почва» как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

2. Объективная сторона преступления выражается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Порча земли вследствие нарушения иных правил, не указанных в ч. 1 ст. 254 УК, образует административное правонарушение.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Санкция ч. 1 ст. 254 УК предполагает дополнительную квалификацию по нормам, предусматривающим ответственность за причинения вреда здоровью личности (ст. 111, 112, 115, 118 УК).

Вред окружающей среде может характеризоваться: возникновением заболеваний и гибелью животных и растений; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Второй комментарий к Ст. 254 УК РФ

1. Отравление земли характеризуется насыщением почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, доведением ее до такого состояния, когда она в результате антропогенной деятельности становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых и иных организмов. Загрязнение — это физическое, химическое или биологическое изменение состава почвы, превышающее установленные предельные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию флоры и фауны. Иная порча земли — это частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, повлекшее утрату ее плодородности, снижение в целом природно-хозяйственной ценности.

2. Под причинением вреда здоровью человека следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам. Содержание последствия в виде вреда окружающей среде аналогично содержанию такого же последствия, предусмотренного иными нормами об экологических преступлениях.

3. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое по роду своей профессиональной деятельности или в частном порядке хранит, использует или транспортирует удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

5. О понятиях зон экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации см. комментарий к ст. 247 УК.

Статья 254 УК РФ. Порча земли

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарии к ст. 254 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что причиняется урон земле — национальному достоянию России, основному средству производства, месту проживания народов, населяющих страну, основе функционирования всех отраслей российской экономики.

Целями охраны земель являются: а) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 Земельного кодекса РФ).

2. Объект преступления — экологическая безопасность, а также отношения по обеспечению охраны и рационального использования земли. Предметом преступления выступает земля как составная часть естественной природной среды (земли, находящиеся в промышленной зоне, сельскохозяйственные угодья, земли отдельных пользователей земельных участков: населенных пунктов, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; лесного и водного фондов, а также земли запаса). Для решения вопросов применения рассматриваемой статьи не имеет значения, является ли земля освоенной, осваиваемой либо не освоенной человеком, выведенной из оборота, не влияют форма собственности на землю и характер владения ею.

В смысле ст. 254 земля понимается как поверхностный почвенный слой, минерально-органическое образование, характеризующееся плодородием и выполняющее экологические, экономические, культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.

3. Объективная сторона преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» использует обобщающее понятие — «загрязняющее вещество», т.е. вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

4. Указанные в ст. 254 правила содержатся в различных нормативных правовых актах, регламентирующих хозяйственную, научную, медицинскую, военную и иную деятельность, связанную с обращением названных в законе опасных веществ и продуктов (например, Земельном кодексе РФ, Федеральном законе от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , Постановлении Правительства РФ от 12.11.92 N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ», Постановлении Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном контроле» и др.).

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

5. Отравление земли отражает крайнюю степень загрязнения земли и характеризуется насыщением почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, доведением ее до такого состояния, когда она в результате антропогенной деятельности становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых и иных организмов.

Загрязнение — это физическое, химическое или биологическое изменение состава почвы, превышающее установленные предельные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию флоры и фауны.

Иная порча земли — это частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, повлекшее утрату ее плодородности, ухудшение состава, снижение в целом природно-хозяйственной ценности в результате нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами (см. письмо Роскомзема от 27.03.95 N 3-15/582 «Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель»).

6. Рассматриваемая норма не предусматривает ответственности за порчу земли, произошедшую не в результате нарушения указанных правил, а в результате совершения иных действий: устройства свалок и полигонов, засорения земли отходами и отбросами и т.д. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы согласно ст. 8.6 КоАП РФ образует административно-правовой деликт.

7. В качестве последствий порчи земли в законе названо причинение вреда: а) здоровью человека или б) окружающей среде. Их содержание, по сути, аналогично таким же последствиям, предусмотренным иными нормами об экологических преступлениях. Следует лишь отметить, что при определении вреда окружающей природной среде необходимо учитывать положения Порядка определения размеров ущерба от загрязнения химическими веществами 1993 г. и Шкалы гражданских исков, предъявляемых организациям и лицам в возмещение ущерба, причиненного государственному охотничьему фонду, 1993 г.

Читать еще:  335 ук комментарий

Между нарушением правил обращения с указанными в ст. 254 опасными веществами и продуктами и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

8. Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из названных в законе последствий.

9. С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 254, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Ограничивать субъективную сторону рассматриваемого преступления виной в виде косвенного умысла, как делают некоторые авторы, нет никаких оснований .

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.Т. Разгильдиева, А.Н. Красикова. Саратов, 1999. С. 440.

10. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое по роду своей профессиональной деятельности или в частном порядке хранит, использует или транспортирует удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

11. Согласно ч. 2 ст. 254 ответственность наступает за порчу земли в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247 УК).

12. Совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, повлекших по неосторожности смерть человека, образует особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 254).

Статья 254. Порча земли

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 254 УК РФ

Объектом преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ, являются отношения, складывающиеся в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования земли, а также отношения по охране здоровья человека.

Отношения по охране и использованию земельных ресурсов регулируются Конституцией РФ; ЗК РФ; Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ; Законами РФ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» , а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов, министерств и ведомств.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1652.

СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.

Предмет преступления — земля, которая в данном случае понимается как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические, экономические, рекреационные и иные функции. Назначение земель (сельскохозяйственные, обороны, лесные, рекреационные, населенных пунктов и т.д.) значения не имеет.

Не имеет значения и то, портятся освоенные земли или неосвоенные, в чьей собственности они находятся (ст. ст. 6, 7 ЗК РФ).

Объективная сторона преступления в ст. 254 УК РФ изложена крайне казуистично и сложно .

В ч. 1 ст. 254 УК РФ после слов «или иной деятельности» необходимо вставить слово «либо», как то было сделано в проекте УК РФ 1996 г. Это изменение восстановит истинный смысл содеянного и устранит казуистичность ст. 254 УК РФ.

С объективной стороны преступление характеризуется хотя бы одним из указанных в ч. 1 статьи действий (или бездействием): отравление, загрязнение, иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании или транспортировке; последствиями в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде; причинной связью между деянием и последствиями.

Таким образом, состав преступления может иметь место, когда:

а) имеет место отравление, загрязнение или иная порча земли;

б) отравление, загрязнение, иная порча производятся не самими удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами, а вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, которые образуются вследствие нарушения правил обращения с этими веществами;

в) обращение заключается в хранении, использовании и транспортировке указанных веществ;

г) отравление, загрязнение, иная порча земли вредными продуктами повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Отравление — насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов, так как пользование ею может вызвать их гибель.

Загрязнение заключается в физическом, химическом, биологическом изменении качества почвы, которое превышает установленные нормативы вредного воздействия и создает угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами.

Поэтому к иной порче земли не относится засорение земли отбросами или отходами, устройство без разрешения свалок или полигонов, порча земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование образованию оврагов и ветровой эрозии и т.д.). Эти деяния могут повлечь административную ответственность.

К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных организмов, вредителей или уничтожение полезных организмов.

Удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты представляют собой вещества, специально предназначенные для использования в сельском хозяйстве, быту и иной хозяйственной деятельности.

Удобрения — это органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Их вносят в почву, раствором опрыскивают растения, обрабатывают семена.

Из агрохимикатов и биологических веществ чаще всего используются пестициды — весьма большая группа химических и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью, вредителями зерна и зернопродуктов, древесины, шерсти, кожи, изделий из хлопка, с эктопаразитами домашних животных, с переносчиками заболеваний человека и животных. К пестицидам также относят регуляторы роста растений. Они делятся на акарициды, альгициды, антигельминты, антирезистенты, антисептики, антифидинги, арборициды, аттрактанты, бактерициды, гербициды, дефолианты, репелленты, стимуляторы роста растений, фунгициды и т.д.

Пестициды обладают токсичными свойствами, могут накапливаться в объектах окружающей среды и организме человека. С пестицидами могут работать только специально обученные люди, не моложе восемнадцати лет и не старше установленного законом возраста (женщины — пятьдесят, мужчины — пятьдесят пять лет) с помощью специальных машин и аппаратов. Использование авиационного метода ограничивается участками, удаленными от населенных пунктов не менее чем на 1000 метров. Транспортировка должна осуществляться только специальным транспортом и в соответствующей таре. Одноразовая тара подлежит уничтожению, возвратная — обезвреживанию.

Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.

Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора с учетом международных стандартов.

Согласно приложению 2 к Временному положению о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды критериями такого загрязнения для почв и земель являются:

— содержание пестицидов в концентрациях 50 и более предельно допустимых концентраций (ПДК) по санитарно-токсикологическим критериям или 10 и более ПДК по фитотоксическим критериям;

— содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;

— для веществ, на которые не установлены ПДК для почв и земель, превышение стократной величины среднего регионального фона;

— наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изреженности или повреждении почв на площади более пятидесяти процентов отдельного поля;

Читать еще:  52 упк рф комментарий

— наличие несанкционированных свалок токсичных отходов .

Утверждено 23 июня 1995 г. N 05-11/2507 Минприроды России // Российские вести. 1995. 19 окт.

К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» (с изм. от 5 апреля 1999 г.) . Государственная регистрация выполняет роль своеобразного кадастра этих веществ. Она включает в себя информацию об их свойствах, назначении, номенклатуре, производстве, применении, биологическом действии и поведении в окружающей среде. Возложена государственная регистрация на органы санэпиднадзора РФ. Объектом ее служат все потенциально опасные вещества как природного, так и искусственного происхождения, производимые на территории РФ либо закупаемые за границей для использования в хозяйстве и быту. На основе данных регистрации ведется регистр указанных веществ.

САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669; СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824.

Под вредом здоровью понимается причинение хотя бы одному лицу тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» ).

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, непригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций (более полное понятие изложено при рассмотрении ст. 247 УК РФ).

Состав преступления материальный. Окончено преступление, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины.

Лицо осознает общественную опасность загрязнения, отравления или иной порчи земли указанными в ст. 254 УК РФ деяниями, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде и желает наступления этих последствий (прямой умысел) или осознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления указанных последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный). Либо лицо не предвидит возможности наступления указанного в законе вреда, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть (преступная небрежность), или предвидит наступление таких общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

Мотивы и цели не имеют значения для квалификации.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, которое по роду своей работы использует удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники НИИ, агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов и другие лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с указанными веществами.

Квалифицирующий признак в соответствии с ч. 2 ст. 254 УК РФ — порча земли в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247 УК РФ). Понятие «те же деяния» следует толковать аналогично рассмотренным в ч. 2 ст. 250 УК РФ.

Состав преступления формальный.

Преступление может совершаться с субъективной стороны как умышленно, так и по неосторожности.

Особо квалифицирующий признак (ч. 3 ст. 254 УК РФ) — причинение перечисленными в ч. 1 и ч. 2 ст. 254 УК РФ деяниями по неосторожности смерти человеку.

Как наказывают за порчу земли по статье 254 УК РФ

Земля – главное богатство человечества. На протяжении всей истории она дает людям пропитание, это главный источник жизни. Однако с увеличением масштаба человеческой деятельности возникли проблемы экологического характера – почва подвергается загрязнению и эрозии. За последние столетие процесс эрозии захватил 26% от общей площади земель, используемых в сельскохозяйственном секторе.

Россия – входит в число самых загрязненных стран в мире. Экологическая ситуация в стране характеризуется крайней неоднородностью: 65% территории страны – это дикая природа, 15% активно используется населением для промышленных целей. Именно эта часть находится в критическом состоянии. Порча земли, загрязнение водоемов и воздуха негативно сказываются на здоровье людей. По этой причине законодательство РФ уделяет значительное внимание охране природных объектов, в частности, охране земель.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Законодательство РФ о порче земли

Юридические основания экологической политики России представлены в Конституции в статье 42.

Другие нормативно-правовые акты, регулирующие экологическую безопасность в Российской Федерации:

  • федеральные законы:Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года и др.;
  • кодексы: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ.
  • постановления Правительства:Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р и др.;
  • санитарные нормы;
  • строительные нормы.

Уголовный кодекс

Уголовная ответственность за порчу земли предусмотрена ст. 254 УК РФ. Под термином «земля» понимается охраняемый законом природный объект, который включает поверхностный почвенный слой.

В первых двух частях настоящей статьи дается определение признакам общественно опасного деяния, относящегося к категории преступления небольшой тяжести. В части третей раскрываются признаки преступления средней тяжести.

Состав преступления

Состав преступления – это набор объективных и субъективных признаков, наличие которых определяет общественно опасное деяние как преступление. Состав преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ, материальный. Это означает, что преступление признается совершенным с момента наступления указанного в законе последствия.

Предметом преступления выступает поверхностный слой земли – почва.

Основной объект настоящего преступления — экологическая безопасность общества. Дополнительным объектом служат здоровье человека, состояние животного и растительного мира. В особо квалифицированном составе преступления в качестве дополнительного объекта рассматривается также жизнь человека.

Объективная сторона преступления выражается в действии или бездействии. Первое – активное поведение – предполагает, что лицо использует при обработке земель способы, которые приводят к ее порче. Второе – пассивное поведение – означает, что лицо не соблюдает требования экологической безопасности, в результате чего происходит порча земли сельскохозяйственного назначения.

С какого возраста лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за порчу земли? Субъектом преступления рассматривается лицо, достигшее возраста 16 лет, также им может быть должностное лицо. Субъективная сторона преступления выражается в прямом или косвенном умысле либо в неосторожности.

Преступление с прямым умыслом – ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит и желает наступления опасных последствий. В свою очередь, косвенный умысел – ситуация, когда лицо знает о последствиях и относится к ним безразлично.

Под неосторожностью понимается ситуация, когда лицо совершило преступление из-за невнимательности или легкомысленности, но, в силу своего должностного и профессионального положения, должно было обладать достаточной компетенцией для превращения опасных последствий.

Преступление небольшой тяжести

К признакам этого типа преступления относятся деяния, которые стали причиной вреда для здоровья людей или жизнеспособности природы:

  • отравление земель – порча земли ядовитыми веществами;
  • загрязнение земель – ухудшение качества верхнего слоя почвы в результате промышленной деятельности или аварии;
  • захламление земель – размещение любых видов отходов (бытовых, производственных) в неустановленных местах;
  • истощение или затопление земель – нерациональное использование земельных ресурсов.

Ответственность за порчу земель в таком случае предполагает одно из следующий наказаний:

  • штраф до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • лишение права занимать определенные должности сроком до трех лет;
  • лишение права заниматься определенным видом деятельности;
  • обязательные работы на срок до 480 часов.

Если преступное деяние было совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, то уголовная ответственность за порчу земли включает наказание в форме ограничения или лишения свободы на срок до двух лет либо принудительные работы сроком до двух лет.

Примечание 1. Комментарий к ст. 254 УК РФ указывает, что зона экологического бедствия – территория РФ, где произошли глубокие необратимые негативные изменения окружающей среды (уменьшение популяции животных, загрязнение воды, воздуха и др.).

Примечание 2. Зона чрезвычайной экологической ситуации – территория, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, которые представляют значительную угрозу здоровью населения.

Преступления средней степени тяжести

Если преступное деяние привело к смерти человека, то преступление приобретает среднюю степень тяжести. Она предполагает наказание в форме обязательных работ сроком до пяти лет либо лишения свободы на тот же период.

Освобождение от уголовной ответственности

Освобождение лица от уголовной ответственности определено в статьях 75 и 78 УК РФ. Статья 75 УК РФ говорит об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. В этой статье представлены следующие условия, при которых лицо освобождается от уголовной ответственности:

  1. Преступление совершено впервые.
  2. Преступление имеет небольшую или среднюю степень тяжести.
  3. Раскаяние в содеянном, добровольная явка с повинной.
  4. Помощь в раскрытии преступления.
  5. Компенсация причиненного ущерба.
Читать еще:  Доведения до суицида статья ук рф наказание

Заключительный этап в деле об освобождении лица от ответственности по ст. 75 — вывод компетентного государственного органа о том, что нет необходимости привлекать это лицо к уголовной ответственности.

Статья 78 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. В статье указаны сроки каждого вида преступления, по истечении которых лицо освобождается от ответственности:

  • два года – преступление небольшой степени тяжести;
  • шесть лет – преступление средней степени тяжести;
  • десять лет – тяжкое преступление;
  • пятнадцать лет – особо тяжкое преступление.

Сроки давности исчисляются с момента совершения преступления и до момента приговора суда.

Внимание! Сроки замораживаются, если лицо избегает следствия и суда.

Административный кодекс

Другим нормативно-правовым документом, обеспечивающим охрану почвы, выступает КоАП РФ. Статья 8.6. включает ответственность за порчу, захламление, засорение и загрязнение земель, а также за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя земли.

  • для граждан – штраф в размере до 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от пяти до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от тридцати до 50 тысяч рублей.

Снижение плодородности почвы в результате нарушения правил работы с агрохимическими веществами.

  • для граждан – административный штраф размером до 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – до 10 тысяч рублей;
  • для предпринимателей (без создания юридического лица) – от 20 до 40 тысяч рублей или приостановление любой коммерческой деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц – от 40 до 80 тысяч рублей или приостановление любой деятельности сроком до 90 суток.

Справка. Комментарий к статье 8.6. КоАП РФ поясняет, что к плодородным слоям земли относится чернозем. А плодородность земель сельскохозяйственного назначения определяется способностью почвы удовлетворять потребности растений в минеральных веществах, воде, воздухе и тепле.

Заключение

Экологическая безопасность земли в России – одна из приоритетных целей в области законодательства. Главный нормативно-правовой акт – это Конституция РФ. К другим документам, регулирующим охрану земли, относят Федеральные законы, постановления Правительства, кодексы и санитарные нормы.

Ответственность за порчу земли предусмотрена как уголовным, так и административным законодательством. К действиям, которые надлежит квалифицировать по ст. 254 УК РФ как порчу земли, относят: отравление, загрязнение, захламление, а также истощение или затопление земель. Судебная практика по ст. 254 УК РФ показывает, что освобождение от уголовной ответственности может быть осуществлено по статьям 75 и 78. Согласно КоАП РФ, порча земель – это самовольное удаление, перемещение плодородного слоя почвы, а также его отравление путем насыщения ядохимикатами.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Уголовная ответственность за порчу земли согласно ст. 254 УК РФ

Экологические преступления – важная, современная проблема государстваи когда дело касается применения наказания в отношении порчи (деградации) земли, должна применяться такая правовая норма, как ст. 254 УК РФ.Задача правовой нормы – обеспечение охраны земельного ресурса, предотвращение порчи земельного фонда, снижения его качества из-за нарушения правил хозяйствования, небезопасной эксплуатации. Данный ресурс необходим для решения задач любой отрасли хозяйства, является средством производства и национальным достоянием страны.

Особенности применения ст. 254 УК РФ

Касательно сложившейся ситуации с состоянием земель в Российской Федерации можно прийти к неутешительным выводам: государственный ресурс бездарно и стремительно теряет свою ценность, порча земли становится проблемой национального масштаба. Более того, применение правовых норм недостаточно для решения вопроса, уголовная ответственность за порчу земли применяется крайне редко.

Краткий обзор ситуации на сегодняшний день: приблизительно 15% площади государства загрязнены настолько, что представляют опасность для жизни и здоровья людей.Около 40% населения живут в районах с неблагополучной экологической средой.Объем затрат на охрану окружающей среды с 2003 года вырос приблизительно в пять раз (по данным Росстата).

Главным вопросом является то, насколько эффективно законодательство справляется с предотвращением такого рода правонарушений, какие «подводные камни» встречаются при использовании существующих законов.

Для грамотного правоприменения необходимо учитывать различные правовые акты и нормативы, устанавливающие требования к максимально допустимому содержанию вредных веществ, правила их эксплуатации.

Удобрения – вещества, созданные для подпитки растений, служащие для увеличения роста урожайности. Под ядохимикатами подразумеваются пестициды, химические вещества, служащие для истребления вредных насекомых, борьбы с заболеваниями растений, сорняками, вредителями.

Остальные опасные вещества подлежат государственной регистрации, включающей в себя:

  • наличие информации об их производстве;
  • описание применения;
  • указаниеноменклатуры;
  • описание свойств и поведенческиххарактеристик.

Если загрязнение произошло разновидностями веществ, не попадающими под определения и нормы (например, нефтепродукты), то применить наказаниепо ст.254 невозможно.

Внимательно следует отнестись к реализацииданной нормы вотношении использования пестицидов, так какправонарушениепопадает и под нормыАдминистративного кодекса. Деяние можно классифицировать по ч.2 ст.247 УК РФ, что осложняет применение ст.254: совершено одно правонарушение, а значит наказание возможно только по одной из норм, под которое оно попадает.

В связи с этим правоприменители часто сталкиваются с проблемой квалификации и конкуренции правовых норм, характерных для главы, посвящённой экологическим преступлениям.

Применяя ту или иную статью, эксперты руководствуются правилом: «Если правонарушение попадает под действие общей (например, ст.247) нормы и специальной (ст.254) нормы, то применяется специальная».

По поводу применения отталкиваются от полученных последствий: если при правонарушении был причинен вред здоровью людей или окружающей среде, то оно квалифицируется по ст.254.Также ведутся дискуссии по поводу того, что является объектом правонарушения.

Выделяют три мнения по этому вопросу:

  • экологическая безопасность земли;
  • общественные отношения, которые относятся к сфере охраны и рационального использования земли;
  • земля – компонент экосистемы.

Что касается субъекта: это граждане, достигнувшие 16-летия, нарушившие правила реализации прописанных в правовой норме видов деятельности, если при этом были выявлены указанные в законе последствия нарушения.

Если говорить конкретнее, то такое правонарушение может быть допущено работниками складов, на которых хранятся опасные вещества, транспортных компаний, осуществляющими их перевозку, сельхозработниками, частными лицами (фермерами).

Независимо от вида деятельности, профессиональной подготовки, информированности о правилах работы с указанными веществами, все граждане, имеющие дело с веществами, определёнными в законе, являются субъектами правонарушения, так как должны соблюдать установленные стандарты и правила.

Важный момент: если проведение хозяйственных мероприятий, связанных с опасными веществами, было порученогражданину, не обладающему соответствующими навыками, опытом, профессионализмом и квалификацией, который не мог знать о наступлении вредных последствий, то ответственность несёт лицо, поручившее ему данную работу.

Проблема использования ст. 254

Эксперты отмечают узость применения данной статьи по следующим критериям:

  • не охватывает все виды взаимодействия и деятельности по отношению к вредным веществам, речь идёт только о хранении, правилах транспортировкии использовании;
  • подразумевает охрану только части природного ресурса – почвы;
  • указан довольно узкий круг вероятных источников воздействия на окружающую среду.

Если брать применение статьи в части наказания, то оно представляет из себя штрафные санкции (200 тыс. рублей, доход или з/п за 18 месяцев), устанавливаетотъем права заниматься определённой деятельностью, работать в конкретной должности на 2 или 3 года, привлечение к исправительным работам до2 лет.

Рассматривая практику применения, можно выявить следующее:

  1. Глобальное загрязнение объекта – почвы,производится, как правило, такими структурами и предприятиями, для которых не составляет труда выплатить сумму в 200 тысяч, соответственно штрафные санкции не предотвратят ущерб, наносимый почве.
  2. Отъём права занимать должность, относится только к людям, занимающимся деятельностью в рамках государственных/муниципальных структур, а значит, ответственность по данной статье ненаступает в случае, когда гражданин должности не занимает.

По комментарию экспертов, состав преступления не включает в себя степени причинения вреда здоровью людей как умышленно, так и по неосторожности. Соответственно, наказание имеет незначительную степень в сравнении с характером и наносимой опасностью обществу, а значит ужесточение наказания- необходимая мера.

Статистика

Из статистики (довольно скудной) хорошо прослеживается низкая эффективность нормы вынесения обвинительных приговоров,то есть сложилось критическое положение в ситуации с охраной земли.

Причинами кризиса являются не только недостаточное обеспечение контроля по исполнению закона правоохранительными органами, но и несовершенство законодательства.

Это связано с неактуальностью многих правовых норм, отсутствием отработанного механизма их реализации в действительности, наличие законодательных актов, противоречащих друг другу, негативными изменениями в структуре природоохранных органов. Возможно законодателю следует обратиться к зарубежному опыту защиты окружающей среды и внести поправки согласно уже успешно реализуемым правовым нормам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector