1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

275 ст ук рф

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Новая редакция Ст. 275 УК РФ

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 275 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является внешняя безопасность РФ.

2. Внешняя безопасность РФ означает состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Составляющими внешней безопасности выступают: а) суверенитет; б) территориальная неприкосновенность; в) обороноспособность.

2.1. Суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.

2.2. Территориальная неприкосновенность — нерушимость государственных границ страны (сухопутных, водных, воздушных).

2.3. Обороноспособность представляет собой совокупность экономического, военного, научного, социально-нравственного потенциала, способного обеспечить защиту государства от нападения извне.

3. Объективная сторона государственной измены выражается в следующих формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

4. Шпионаж образуют передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

4.1. Шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации, образует государственную измену, а шпионаж, совершенный иностранцем или лицом без гражданства, рассматривается как самостоятельное преступление (см. коммент. к ст. 276).

5. Предметами преступного посягательства в форме шпионажа выступают сведения, составляющие государственную тайну, а также иные сведения.

5.1. Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22.08.2004) ).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607.

5.2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 11.02.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.

5.3. Круг иных сведений не ограничен каким-либо перечнем. К ним можно отнести любую информацию, не составляющую государственную тайну, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности РФ. Это, например, пробы грунта, воды, растительности в определенной местности, снимки или схемы железнодорожных узлов, транспортных развязок, данные, характеризующие государственных или общественных деятелей, крупных ученых, других лиц, данные о документах, удостоверяющих личность российских граждан, порядке их получения и замены и т.п.

6. Адресатами государственной измены в форме шпионажа выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители.

6.1. Иностранное государство — это любое государство, осуществляющее враждебную деятельность против Российской Федерации. Оно при этом выступает в виде своих официальных органов и организаций, их должностных лиц, а также официальных представителей.

6.2. Иностранная организация — это любая негосударственная либо межгосударственная организация, ведущая враждебную деятельность против Российской Федерации. Она также выступает в лице должностных лиц или официальных представителей.

6.3. К представителям иностранного государства или иностранной организации относятся любые лица, которые, не являясь их официальными представителями, выполняют поручения иностранного государства или иностранной организации по проведению враждебной деятельности против Российской Федерации.

7. Государственная измена в форме шпионажа отражает оконченный состав преступления с момента передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной разведки (подробнее см. коммент. к ст. 276).

8. Собирание иных сведений без задания иностранной разведки не образует государственной измены в форме шпионажа. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

9. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны заключается в предоставлении гражданином Российской Федерации иностранному государству, иностранной организации или их представителям лично или через других лиц сведений, составляющих государственную тайну, которыми он обладал до возникновения намерения совершить государственную измену. Выдача государственной тайны может быть осуществлена устным или письменным сообщением адресату сведений, передачей схем, изделий, чертежей, документов и т.п. Для выдачи государственной тайны в отличие от шпионажа характерно то, что сведения, ее составляющие, известны виновному по службе, работе, от других лиц или иным образом, но не собирались и не похищались им специально для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

10. Выдача государственной тайны отражает оконченный состав преступления с момента, когда сведения становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

11. Государственная измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации означает вступление гражданина Российской Федерации в контакт с адресатами и выполнение по их заданию различного рода враждебных акций против России. Иное оказание помощи может иметь место как в мирное, так и в военное время, как на территории РФ, так и за границей.

11.1. Действия, образующие государственную измену в рассматриваемой форме, можно разделить на две группы: а) совершение деяний, которые не образуют других предусмотренных УК РФ преступлений. Это могут быть подыскание кандидатов на вербовку и сама вербовка агентуры для иностранных спецслужб и организаций, подыскание явочных и конспиративных квартир, предоставление своей квартиры для встреч с агентурой, приобретение документов прикрытия, одежды и других предметов для экипировки агентов и т.п.; б) совершение деяний, которые сами по себе являются преступными и требуют дополнительной квалификации (за исключением выдачи государственной тайны и шпионажа). Например, терроризм, диверсия, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершаемые по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей и т.п.

11.2. Преступление в указанной форме признается оконченным (составом) с момента оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям фактической помощи.

11.3. Дача гражданином Российской Федерации согласия на сотрудничество с адресатом образует приготовление к государственной измене в данной форме.

12. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. виновный осознает общественно опасный характер деяний, перечисленных в настоящей статье, и желает их совершить.

13. Субъектом преступного посягательства признается только гражданин Российской Федерации, вменяемый и достигший 16 лет. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

14. Примечание к коммент. статье предусматривает освобождение от УО при наличии следующих условий: лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом содействует предотвращению дальнейшего ущерба интересам безопасности РФ и в действиях лица не содержится иного состава преступления.

Читать еще:  322 прим 2 ук рф

15. Государственная измена относится к особо тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК, имея в виду отличия в описании субъекта этих преступлений.

2. Выдача государственной тайны — это действия по доведению соответствующих сведений до иностранного государства, иностранной организации (правительственной, межправительственной и неправительственной) или их представителей, которыми могут быть агенты иностранных спецслужб и иные лица, в том числе и граждане России. Выдача может быть совершена разными способами (устно, по каналам связи, с использованием тайников).

Выдача государственной тайны окончена в момент перехода сведений соответствующему адресату.

3. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности охватывает собой все остальные, не являющиеся шпионажем и выдачей государственной тайны, формы предательства, например переход на сторону врага во время войны, снабжение документами прикрытия иностранных агентов, предоставление им убежища и транспорта, совершение по заданию иностранной разведки какого-либо преступления и т.п.

4. Преступление имеет формальный состав и окончено независимо от факта причинения ущерба внешней безопасности страны.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, которым должна охватываться направленность собственных действий во вред безопасности государства.

6. Субъект специальный — гражданин России, достигший 16 лет. При выдаче государственной тайны сведения, ее образующие, должны находиться в обладании субъекта вне связи с их собиранием или похищением.

7. Примечание к статье распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 275, 276 и 278 УК, и предусматривает специальный случай деятельного раскаяния этих лиц, влекущий освобождение их от уголовной ответственности. Действия, предусмотренные примечанием, должны способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам страны, что является вопросом факта.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Ст 275 УК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 УК РФ:

1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния:

  • 1) шпионаж;
  • 2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;
  • 3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.

3. Выдача государственной тайны — это сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В него включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и др.

4. Способ выдачи государственной тайны уголовно-правового значения не имеет.

5. Иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной; представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные или иные лица, действующие по их поручению.

Преступление в этой форме считается оконченным с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

6. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, может выражаться в совершении различных действий, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д. В содержание указанного признака не входят шпионаж и выдача государственной тайны.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи указанным в законе адресатам (иностранному государству, иностранной организации или их представителям).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

9. Примечание к комментируемой статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена (действующая редакция)

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 275 УК РФ

1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния:

2) выдача государственной тайны;

3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.

3. Выдача государственной тайны — это сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В него включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и др.

4. Способ выдачи государственной тайны уголовно-правового значения не имеет.

5. Иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной; представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные или иные лица, действующие по их поручению.

Читать еще:  318 статья уголовного кодекса российской федерации

Преступление в этой форме считается оконченным с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

6. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройство, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д. В содержание указанного признака не входят шпионаж и выдача государственной тайны.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи указанным в законе адресатам (иностранному государству, иностранной организации или их представителям).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

9. Примечание к комментируемой статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарии к ст. 275 УК РФ

1. Внешняя безопасность — одна из составляющих безопасности государства в целом. В соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность указанным интересам. Следовательно, внешняя безопасность как объект преступления характеризуется состоянием защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности страны от внешнего враждебного влияния.

Суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ он распространяется на всю территорию РФ. Территориальная целостность есть нерушимость Государственной границы РФ, она обеспечивается обороноспособностью страны, характеризующейся рядом обстоятельств, в том числе экономическим и военным потенциалом России, боевой подготовкой и профессионализмом личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационной готовностью гражданского населения и т.д.

Указанные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому вопрос о том, чему больше всего нанесен вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств государственной измены.

2. Объективная сторона государственной измены охватывает три альтернативных деяния: а) шпионаж; б) выдачу государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

3. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 (см. комментарий к ней). Шпионаж как вид государственной измены отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту. Поэтому при характеристике шпионажа как разновидности изменнических действий необходимо исходить из его описания в ст. 276 УК.

4. Выдача государственной тайны заключается в сообщении иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии с Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может принести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 в указанный Перечень включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики, экономики и др. .

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

5. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

6. Способ выдачи государственной тайны значения не имеет. Он может выражаться в устной или письменной передаче сообщения, с использованием технических средств (каналов связи) или без таковых, в передаче образца изделия или его чертежей и т.д. В отличие от шпионажа виновный обладает сведениями, составляющими государственную тайну, до совершения деяния, они ему были доверены или стали известны по службе, поэтому у него не было необходимости собирать или похищать их.

7. Вопрос о квалификации действий лица, выдавшего государственную тайну, которая стала ему известна случайно (например, нашел соответствующие документы), пока не имеет разрешения. В литературе по этому поводу высказаны две позиции. Согласно первой подобные случаи необходимо рассматривать не как выдачу государственной тайны, а как оказание иностранному государству помощи во враждебной деятельности против России. В соответствии со второй позицией данные действия следует квалифицировать как государственную измену в форме выдачи государственной тайны. Большинство специалистов разделяют вторую точку зрения.

8. Сведения, составляющие государственную тайну, должны сообщаться одному из следующих адресатов: а) иностранному государству; б) иностранной организации; в) их представителям.

При совершении рассматриваемого преступления иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной (различные объединения, союзы, общества и т.д., независимо от их профессиональных и творческих задач и целей); представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные лица (например, представители правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса и др.), а также иные лица, действующие по их поручению.

Выдача государственной тайны частному иностранному гражданину не образует состава рассматриваемого преступления, что в литературе обоснованно признается пробелом в уголовно-правовой охране государственной тайны.

9. Государственная измена в виде выдачи государственной тайны считается оконченным преступлением с момента перехода указанных сведений к иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

10. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д.

Оказание помощи может охватывать совершение, во-первых, других, кроме государственной измены, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства; во-вторых, деяний, которые не содержат признаков указанных посягательств, но наносят ущерб внешней безопасности страны. Первые из них требуют квалификации по совокупности преступлений.

11. Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

12. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы изменнических действий могут быть разнообразными (политические, корыстные и т.д.), на квалификацию преступления не влияют.

13. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

В теории уголовного права неоднозначно решается вопрос о признании иностранных граждан и лиц без гражданства соучастниками совершения рассматриваемого преступления. Одни авторы, ссылаясь на ч. 4 ст. 34 УК, полагают, что указанные лица могут признаваться организаторами, подстрекателями или пособниками. Другие авторы считают, что они не могут нести ответственность по комментируемой статье (так же как, например, по ст. 106 УК не может нести ответственность никто, кроме матери новорожденного ребенка). Эта позиция представляется наиболее приемлемой.

Читать еще:  251 статья ук рф

14. В примечании к ст. 275 закреплен специальный вид освобождения от уголовной ответственности, основанием которого выступает деятельное раскаяние. Лицо, во-первых, добровольно и своевременно сообщило органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России; во-вторых, в его действиях не содержится иного состава преступления. В этом случае освобождение является обязательным и безусловным.

Это я, государственная измена

Кому светит 275-я статья УК

Нельзя сказать, что в России стали чаще хватать людей по обвинению в госизмене. Однако в последние недели раз за разом сообщают о подобных делах. Что же такое государственная измена? «Лента.ру» решила разобраться в этом крайне нервном вопросе, опираясь на нормы закона.

Назначение и состав измены

Статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена» — наследница статьи 64 УК РСФСР в редакции 1960 года («Измена Родине»), которая в свою очередь восходит к более ранней статье 58-1а УК РСФСР, посвященной контрреволюционным преступлениям в форме измены Родине.

За государственную измену в России можно получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также с отягощениями в виде штрафов (до 500 тысяч рублей) и последующим ограничением свободы (лишением некоторых гражданских прав) на срок до двух лет.

В действующей редакции УК государственная измена трактуется в трех формах:
— шпионаж,
— выдача государственной тайны иностранному государству,
— оказание помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Рассмотрим все формы изменнического поведения по отдельности.

Шпионаж

Проще всего со шпионажем, как с четко определяемым умышленным актом. Шпионаж представляет собой намеренный сбор, хищение либо хранение информации, содержащей государственную тайну. Причем не коллекционирования ради, а с установленной целью передачи представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации.

Также под шпионажем понимается сбор иной (несекретной) информации, но только в случае, если он осуществляется по заданию иностранной разведки для использования против безопасности РФ.

Зачем тогда в УК отдельная 276-я статья «Шпионаж»? Она применяется по отношению только к иностранным гражданам или лицам без гражданства, пойманным на этом древнейшем виде общественно-неодобряемой деятельности. А вот шпионаж, совершенный гражданином РФ, как раз и трактуется по статье о госизмене, что также восходит к практике разграничения этих составов преступления в УК РСФСР.

Выдача государственной тайны

Госизмена в форме выдачи государственной тайны также не содержит ничего неясного. Эта часть статьи подразумевает передачу гражданином РФ иностранной разведке сведений, имеющих соответствующий гриф секретности. Передача должна осуществляться умышленно.

Отличие от шпионажа в том, что процесс сбора или хищения требуемой информации исключается, так как загрифованные сведения по условиям задачи уже находятся в руках обвиняемого.

В комментариях к 275-й статье обычно добавляют, что это происходит в случаях, когда обвиняемый располагает секретами по служебной надобности. Например, является военнослужащим, сотрудником спецслужб или работником оборонного предприятия, имеющим доступ к материалам, содержащим гостайну. То есть секреты стали известны обвиняемому «легально», на основании наличия к ним допуска от государства.

Иногда указывается еще один канал получения секретов — «иным путем». Данная формулировка подразумевает передачу секретной информации, полученной без санкции государства, однако и без признаков шпионажа (намеренного сбора по заданию).

В 2012 году УК РФ конкретизировал ответственность в этой области, пополнившись статьей 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» (до восьми лет лишения свободы). Эта статья подразумевает незаконное (без оформления надлежащего допуска и служебной надобности) получение и хранение секретных сведений «для себя». В статье отдельно указано, что под нее не попадают ситуации, предусмотренные статьями 275 и 276 (передача собранных сведений вовне).

Сама же по себе намеренная передача информации, полученной таким «нечаянным» образом, включает уже третью часть состава государственной измены — оказание помощи иностранному государству. Насколько можно судить по обрывочным сведениям, просачивающимся в прессу, это как раз случай Светланы Давыдовой, которую обвиняют по статье 275 за намеренную передачу в украинское посольство секретной информации, полученной случайным образом (подслушанной в маршрутке).

Оказанием помощи — и в любой иной устраивающей вас форме

В ноябре 2012 года формулировка 275-й статьи пополнилась расширительной трактовкой госизмены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

Ранее эта часть статьи звучала более скупо: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».

Интересно тут как расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Стоит отметить замену вполне конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на гораздо более расплывчатую «деятельность против безопасности».

Ранее под «иной помощью» обычно понимались сознательные рациональные действия гражданина РФ, содействующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам.

В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Здесь, правда, возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком может выступать, например, инициативный характер передачи — то, что обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов.

В любом случае именно такое деяние, отличающееся наименьшей формальной определенностью, потенциально подвержено необоснованному расширительному толкованию, а его квалификация по статье 275 вызывает наибольшую критику со стороны правозащитников. И именно оно было дополнительно размыто по смыслу последними правками 2012 года.

Некоторые указывают, что после замены «враждебной деятельности» на «деятельность против безопасности» могут серьезно снизиться требования к доказательной базе о наличии у обвиняемого злого умысла, а у его действий — ощутимого реального ущерба. Этим мнением, в частности, на днях поделился с общественностью президентский совет по правам человека.

Причем в 2012 году законопроект вносился в Думу и вовсе с фантастической формулировкой о том, что под деятельностью против безопасности государства следует понимать действия, направленные, «в том числе, против ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Эта «юридическая ядерная бомба», по сути запрещающая любые публичные формы несогласия с действиями федеральных властей, все-таки не прошла через бредень юридической экспертизы Госдумы, вызвав резкие протесты среди депутатов.

Антибиотик широкого спектра действия

Можно, конечно, опять поиронизировать над юридической техникой федерального законодателя, как и не в первый раз указать на примеры невысокого уровня экспертизы законопроектов, что порой с неимоверной легкостью проходят чтения в Госдуме. (К слову, рассмотрение поправок 2012 года во втором и третьем чтениях сразу заняло у парламента не более 10 минут.) Но проблема гораздо сложнее.

Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий (в том числе через интернет), и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой (не санкционированной бюрократией) гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.

Адекватно ли государство в этой перестройке? Чтобы ответить на данный вопрос, следует сперва понять, адекватно ли понимается сама угроза. А для понимания угрозы ее сначала нужно назвать.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию