1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

275 ук рф состав

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Ст 275 УК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 УК РФ:

1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния:

  • 1) шпионаж;
  • 2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;
  • 3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.

3. Выдача государственной тайны — это сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В него включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и др.

4. Способ выдачи государственной тайны уголовно-правового значения не имеет.

5. Иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной; представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные или иные лица, действующие по их поручению.

Преступление в этой форме считается оконченным с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

6. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, может выражаться в совершении различных действий, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д. В содержание указанного признака не входят шпионаж и выдача государственной тайны.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи указанным в законе адресатам (иностранному государству, иностранной организации или их представителям).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

9. Примечание к комментируемой статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Новая редакция Ст. 275 УК РФ

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 275 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является внешняя безопасность РФ.

2. Внешняя безопасность РФ означает состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Составляющими внешней безопасности выступают: а) суверенитет; б) территориальная неприкосновенность; в) обороноспособность.

2.1. Суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.

2.2. Территориальная неприкосновенность — нерушимость государственных границ страны (сухопутных, водных, воздушных).

2.3. Обороноспособность представляет собой совокупность экономического, военного, научного, социально-нравственного потенциала, способного обеспечить защиту государства от нападения извне.

3. Объективная сторона государственной измены выражается в следующих формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

4. Шпионаж образуют передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

4.1. Шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации, образует государственную измену, а шпионаж, совершенный иностранцем или лицом без гражданства, рассматривается как самостоятельное преступление (см. коммент. к ст. 276).

5. Предметами преступного посягательства в форме шпионажа выступают сведения, составляющие государственную тайну, а также иные сведения.

5.1. Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22.08.2004) ).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607.

5.2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 11.02.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.

5.3. Круг иных сведений не ограничен каким-либо перечнем. К ним можно отнести любую информацию, не составляющую государственную тайну, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности РФ. Это, например, пробы грунта, воды, растительности в определенной местности, снимки или схемы железнодорожных узлов, транспортных развязок, данные, характеризующие государственных или общественных деятелей, крупных ученых, других лиц, данные о документах, удостоверяющих личность российских граждан, порядке их получения и замены и т.п.

6. Адресатами государственной измены в форме шпионажа выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители.

6.1. Иностранное государство — это любое государство, осуществляющее враждебную деятельность против Российской Федерации. Оно при этом выступает в виде своих официальных органов и организаций, их должностных лиц, а также официальных представителей.

6.2. Иностранная организация — это любая негосударственная либо межгосударственная организация, ведущая враждебную деятельность против Российской Федерации. Она также выступает в лице должностных лиц или официальных представителей.

6.3. К представителям иностранного государства или иностранной организации относятся любые лица, которые, не являясь их официальными представителями, выполняют поручения иностранного государства или иностранной организации по проведению враждебной деятельности против Российской Федерации.

7. Государственная измена в форме шпионажа отражает оконченный состав преступления с момента передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной разведки (подробнее см. коммент. к ст. 276).

8. Собирание иных сведений без задания иностранной разведки не образует государственной измены в форме шпионажа. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

9. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны заключается в предоставлении гражданином Российской Федерации иностранному государству, иностранной организации или их представителям лично или через других лиц сведений, составляющих государственную тайну, которыми он обладал до возникновения намерения совершить государственную измену. Выдача государственной тайны может быть осуществлена устным или письменным сообщением адресату сведений, передачей схем, изделий, чертежей, документов и т.п. Для выдачи государственной тайны в отличие от шпионажа характерно то, что сведения, ее составляющие, известны виновному по службе, работе, от других лиц или иным образом, но не собирались и не похищались им специально для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Читать еще:  30 ч3 статья ук рф

10. Выдача государственной тайны отражает оконченный состав преступления с момента, когда сведения становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

11. Государственная измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации означает вступление гражданина Российской Федерации в контакт с адресатами и выполнение по их заданию различного рода враждебных акций против России. Иное оказание помощи может иметь место как в мирное, так и в военное время, как на территории РФ, так и за границей.

11.1. Действия, образующие государственную измену в рассматриваемой форме, можно разделить на две группы: а) совершение деяний, которые не образуют других предусмотренных УК РФ преступлений. Это могут быть подыскание кандидатов на вербовку и сама вербовка агентуры для иностранных спецслужб и организаций, подыскание явочных и конспиративных квартир, предоставление своей квартиры для встреч с агентурой, приобретение документов прикрытия, одежды и других предметов для экипировки агентов и т.п.; б) совершение деяний, которые сами по себе являются преступными и требуют дополнительной квалификации (за исключением выдачи государственной тайны и шпионажа). Например, терроризм, диверсия, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершаемые по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей и т.п.

11.2. Преступление в указанной форме признается оконченным (составом) с момента оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям фактической помощи.

11.3. Дача гражданином Российской Федерации согласия на сотрудничество с адресатом образует приготовление к государственной измене в данной форме.

12. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. виновный осознает общественно опасный характер деяний, перечисленных в настоящей статье, и желает их совершить.

13. Субъектом преступного посягательства признается только гражданин Российской Федерации, вменяемый и достигший 16 лет. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

14. Примечание к коммент. статье предусматривает освобождение от УО при наличии следующих условий: лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом содействует предотвращению дальнейшего ущерба интересам безопасности РФ и в действиях лица не содержится иного состава преступления.

15. Государственная измена относится к особо тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК, имея в виду отличия в описании субъекта этих преступлений.

2. Выдача государственной тайны — это действия по доведению соответствующих сведений до иностранного государства, иностранной организации (правительственной, межправительственной и неправительственной) или их представителей, которыми могут быть агенты иностранных спецслужб и иные лица, в том числе и граждане России. Выдача может быть совершена разными способами (устно, по каналам связи, с использованием тайников).

Выдача государственной тайны окончена в момент перехода сведений соответствующему адресату.

3. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности охватывает собой все остальные, не являющиеся шпионажем и выдачей государственной тайны, формы предательства, например переход на сторону врага во время войны, снабжение документами прикрытия иностранных агентов, предоставление им убежища и транспорта, совершение по заданию иностранной разведки какого-либо преступления и т.п.

4. Преступление имеет формальный состав и окончено независимо от факта причинения ущерба внешней безопасности страны.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, которым должна охватываться направленность собственных действий во вред безопасности государства.

6. Субъект специальный — гражданин России, достигший 16 лет. При выдаче государственной тайны сведения, ее образующие, должны находиться в обладании субъекта вне связи с их собиранием или похищением.

7. Примечание к статье распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 275, 276 и 278 УК, и предусматривает специальный случай деятельного раскаяния этих лиц, влекущий освобождение их от уголовной ответственности. Действия, предусмотренные примечанием, должны способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам страны, что является вопросом факта.

Статья 275 УК РФ: состав преступления, комментарий

Государственная измена (ст. 275 УК РФ) представляет собой деяние против внешней безопасности страны. Рассмотрим его подробнее.

Статья 275 УК РФ: состав преступления

Под указанным деянием следует понимать выдачу тайны, шпионаж либо иное пособничество зарубежному правительству, службе либо их представителям в осуществлении враждебной деятельности против России. В качестве наказания по ст. 275 УК РФ выступает тюремное заключение на 12-20 лет. При этом дополнительно суд может назначить конфискацию имущества виновного субъекта.

Норма 275 УК РФ: комментарий

В примечании к рассматриваемой норме сказано, что лицо, которое совершило указанное неправомерное деяние, может освобождаться от ответственности, если оно своевременным и добровольным сообщением в уполномоченные органы власти или другим способом способствовало предупреждению последующего вреда интересам России. При этом в его действиях не должно содержаться другого состава преступления. Данное правило распространяется и на нормы 276 и 278 Кодекса.

Общественная опасность

Деяние, установленное в норме 275 УК РФ («Государственная измена») представляет угрозу для страны. Общественная опасность состоит в том, что из владения России уходят данные составляющие особую тайну. Попав в руки зарубежных спецслужб, они могут использоваться против интересов страны. Это, в свою очередь, создает риск сведения к нулю многолетнего труда различных коллективов по разработке и внедрению оригинальных технологий, планов обороны в особые периоды, новых типов оружия и так далее. Поведение изменника может нанести огромный экономический вред государству, привести к остановке строительства стратегически важных объектов, повлечь срыв перспективных исследований в научной и технической областях. Особое значение имеют неправомерные действия в области налаживания международных отношений, поскольку может спровоцировать их разрыв.

Суть деяния

Статья 275 УК РФ расценивает поведение субъекта как акт предательства. Гражданин России оказывает помощь иностранному правительству, организации либо представителям в ходе враждебной деятельности против страны. Норма 275 УК РФ устанавливает ответственность за специальные виды пособничества. Они выражаются в шпионаже, выдаче особо секретных тайн и прочие акты, направленные на подрыв внешней безопасности державы.

Объект

Им, по норме 275 УК РФ, выступает безопасность и обороноспособность страны. Эти характеристики относятся к состоянию защищенности России от внешних угроз. Поведение виновного субъекта создает опасность для территориальной неприкосновенности, суверенитета, общественного, федеративного строя государства. Все эти сферы имеют между собой тесную взаимосвязь. Вопрос о том, к какому именно компоненту вред относится в большей степени, должен решаться индивидуально в каждом случае в соответствии с имеющимися материалами.

Шпионаж

Его субъективные и объективные признаки по смыслу норм 276 и 275 УК РФ одинаковы. Шпионаж подразумевает передачу особо секретных сведений зарубежным странам, организациям или их представителям. В качестве него также расценивается сбор, похищение либо хранение для последующего перенаправления указанных данных этим субъектам. Под шпионажем понимают собирание и передачу сведений по заданию иностранной разведки во вред Российской Федерации. Указанные деяния, совершенные российским гражданином, рассматриваются по ст. 275 УК РФ. Если субъектом является иностранное лицо или не имеющее гражданства, то оно привлекается к ответственности, согласно норме 276 Кодекса.

Выдача тайны

По норме 275 УК РФ, она выступает в качестве одной из форм оказания помощи иностранным субъектам в проведении деятельности враждебного характера по отношению к России. Под выдачей тайн следует понимать передачу иностранным субъектом информации лицом, которому она была доверена по работе, службе либо иным образом, кроме похищения и собирания. Этим указанный вид государственной измены отличается от шпионажа. В рамках последнего осуществляется передача сведений, которыми субъект не располагает по работе или службе. К примеру, гражданин, являясь сотрудником НИИ, по личной инициативе установил незаконную связь с иностранным лицом и выдал известную ему по службе информацию, представляющую государственную тайну.

Примечание

Предметом противоправных действий при выдаче информации является государственная тайна. Это защищаемые законом данные из области внешнеполитической, военной, разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной, экономической деятельности, при распространении которых может возникнуть вред для безопасности России. В законодательстве установлен перечень сведений, выступающих как государственная тайна.

Окончание деяния

Преступление по выдаче гостайны считается завершенным с момента, когда сведения перешли в адрес иностранного субъекта. В качестве представителей зарубежной страны либо организации выступают их официальные лица. Ими могут быть члены делегаций, сотрудники спецслужб и прочих структур. Кроме этого, законодательство предусматривает покушение или приготовление к преступлению. К примеру, виновный может быть задержан при попытке выдать сведения указанным субъектам.

Другая помощь

Статья 275 УК РФ в качестве нее предусматривает совершение разных действий, ориентированных на оказание содействия зарубежным субъектам в ходе проведения последними разведывательной либо другой деятельности, подрывающей конституционный строй и безопасность России, если на них не распространяются иные указанные выше формы. Объективная сторона в этом случае связана с установлением связи (контакта) гражданином страны с иностранными представителями и совершением по полученным от них заданиям:

  1. Иных неправомерных действий против конституционных основ и безопасности России.
  2. Преступлений, которые не образуют состав по рассматриваемой статье, но наносят ущерб РФ.

Действия виновного в первом случае будут квалифицироваться по совокупности норм. В частности, ему будет вменена государственная измена и конкретное деяние (вооруженный мятеж, террористический акт и так далее). Во втором случае исчерпывающего перечня не предусмотрено. Деяния могут быть весьма разнообразными. Однако в качестве основного признака во всех случаях выступает посягательство на внешнюю безопасность России.

Завершение и стадии неправомерных действий

Преступление будет расцениваться как оконченное в момент фактического оказания содействия (помощи). В этом случае также могут иметь место этапы деяния. В частности, приготовление предполагает:

  • Разработку плана по содействию.
  • Формирование условий для налаживания контакта с иностранными субъектами.
  • Приведение сведений в систему, удобную для передачи и так далее.
  • Неудавшуюся попытку установить связь с иностранными представителями.
  • Совершение действий, которые направлены на оказание содействия, которым зарубежные службы воспользоваться не могли, и так далее.

Субъективная сторона

К ответственности по норме 275 УК РФ может привлекаться исключительно российский гражданин, возраст которого — от 16 и больше. В качестве соучастников могут выступать иностранные лица или не имеющие никакого гражданства. Субъективную сторону характеризует прямой умысел. Виновный субъект понимает общественную угрозу своего поведения и желает совершить незаконные действия. Направленность умысла при квалификации преступления подлежит установлению. Цели и мотивы гражданина могут быть разными. В качестве них выступают корысть, националистические побуждения, месть и так далее. Мотивы, несмотря на то, что они в норме не указываются, имеют существенное значение в процессе раскрытия механизма совершения деяния, установлении степени вины и применении наказания.

Это я, государственная измена

Кому светит 275-я статья УК

Нельзя сказать, что в России стали чаще хватать людей по обвинению в госизмене. Однако в последние недели раз за разом сообщают о подобных делах. Что же такое государственная измена? «Лента.ру» решила разобраться в этом крайне нервном вопросе, опираясь на нормы закона.

Назначение и состав измены

Статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена» — наследница статьи 64 УК РСФСР в редакции 1960 года («Измена Родине»), которая в свою очередь восходит к более ранней статье 58-1а УК РСФСР, посвященной контрреволюционным преступлениям в форме измены Родине.

За государственную измену в России можно получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также с отягощениями в виде штрафов (до 500 тысяч рублей) и последующим ограничением свободы (лишением некоторых гражданских прав) на срок до двух лет.

В действующей редакции УК государственная измена трактуется в трех формах:
— шпионаж,
— выдача государственной тайны иностранному государству,
— оказание помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Рассмотрим все формы изменнического поведения по отдельности.

Шпионаж

Проще всего со шпионажем, как с четко определяемым умышленным актом. Шпионаж представляет собой намеренный сбор, хищение либо хранение информации, содержащей государственную тайну. Причем не коллекционирования ради, а с установленной целью передачи представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации.

Также под шпионажем понимается сбор иной (несекретной) информации, но только в случае, если он осуществляется по заданию иностранной разведки для использования против безопасности РФ.

Зачем тогда в УК отдельная 276-я статья «Шпионаж»? Она применяется по отношению только к иностранным гражданам или лицам без гражданства, пойманным на этом древнейшем виде общественно-неодобряемой деятельности. А вот шпионаж, совершенный гражданином РФ, как раз и трактуется по статье о госизмене, что также восходит к практике разграничения этих составов преступления в УК РСФСР.

Выдача государственной тайны

Госизмена в форме выдачи государственной тайны также не содержит ничего неясного. Эта часть статьи подразумевает передачу гражданином РФ иностранной разведке сведений, имеющих соответствующий гриф секретности. Передача должна осуществляться умышленно.

Отличие от шпионажа в том, что процесс сбора или хищения требуемой информации исключается, так как загрифованные сведения по условиям задачи уже находятся в руках обвиняемого.

В комментариях к 275-й статье обычно добавляют, что это происходит в случаях, когда обвиняемый располагает секретами по служебной надобности. Например, является военнослужащим, сотрудником спецслужб или работником оборонного предприятия, имеющим доступ к материалам, содержащим гостайну. То есть секреты стали известны обвиняемому «легально», на основании наличия к ним допуска от государства.

Иногда указывается еще один канал получения секретов — «иным путем». Данная формулировка подразумевает передачу секретной информации, полученной без санкции государства, однако и без признаков шпионажа (намеренного сбора по заданию).

В 2012 году УК РФ конкретизировал ответственность в этой области, пополнившись статьей 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» (до восьми лет лишения свободы). Эта статья подразумевает незаконное (без оформления надлежащего допуска и служебной надобности) получение и хранение секретных сведений «для себя». В статье отдельно указано, что под нее не попадают ситуации, предусмотренные статьями 275 и 276 (передача собранных сведений вовне).

Сама же по себе намеренная передача информации, полученной таким «нечаянным» образом, включает уже третью часть состава государственной измены — оказание помощи иностранному государству. Насколько можно судить по обрывочным сведениям, просачивающимся в прессу, это как раз случай Светланы Давыдовой, которую обвиняют по статье 275 за намеренную передачу в украинское посольство секретной информации, полученной случайным образом (подслушанной в маршрутке).

Оказанием помощи — и в любой иной устраивающей вас форме

В ноябре 2012 года формулировка 275-й статьи пополнилась расширительной трактовкой госизмены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

Ранее эта часть статьи звучала более скупо: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».

Интересно тут как расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Стоит отметить замену вполне конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на гораздо более расплывчатую «деятельность против безопасности».

Ранее под «иной помощью» обычно понимались сознательные рациональные действия гражданина РФ, содействующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам.

В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Здесь, правда, возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком может выступать, например, инициативный характер передачи — то, что обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов.

В любом случае именно такое деяние, отличающееся наименьшей формальной определенностью, потенциально подвержено необоснованному расширительному толкованию, а его квалификация по статье 275 вызывает наибольшую критику со стороны правозащитников. И именно оно было дополнительно размыто по смыслу последними правками 2012 года.

Некоторые указывают, что после замены «враждебной деятельности» на «деятельность против безопасности» могут серьезно снизиться требования к доказательной базе о наличии у обвиняемого злого умысла, а у его действий — ощутимого реального ущерба. Этим мнением, в частности, на днях поделился с общественностью президентский совет по правам человека.

Причем в 2012 году законопроект вносился в Думу и вовсе с фантастической формулировкой о том, что под деятельностью против безопасности государства следует понимать действия, направленные, «в том числе, против ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Эта «юридическая ядерная бомба», по сути запрещающая любые публичные формы несогласия с действиями федеральных властей, все-таки не прошла через бредень юридической экспертизы Госдумы, вызвав резкие протесты среди депутатов.

Антибиотик широкого спектра действия

Можно, конечно, опять поиронизировать над юридической техникой федерального законодателя, как и не в первый раз указать на примеры невысокого уровня экспертизы законопроектов, что порой с неимоверной легкостью проходят чтения в Госдуме. (К слову, рассмотрение поправок 2012 года во втором и третьем чтениях сразу заняло у парламента не более 10 минут.) Но проблема гораздо сложнее.

Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий (в том числе через интернет), и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой (не санкционированной бюрократией) гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.

Адекватно ли государство в этой перестройке? Чтобы ответить на данный вопрос, следует сперва понять, адекватно ли понимается сама угроза. А для понимания угрозы ее сначала нужно назвать.

275 ук рф состав

1. Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.
Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории — записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб внешней безопасности страны.
Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.
Суверенитет — это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти.
Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.
2. Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Ф., являясь старшим научным сотрудником особо важного учреждения Минобороны России, имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. сумел войти в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.
Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в форме шпионажа путем выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
3. В УК РСФСР были предусмотрены семь форм измены: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти.
Переход на сторону врага предполагал совершение этого деяния в период войны или в боевой обстановке. УК не называет военное время и боевую обстановку в качестве признаков состава преступления.
Бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы по существу не были формами измены, а лишь способами совершения указанного преступления. Буквальное толкование этих форм как перемещение гражданина СССР на территорию иностранного государства или отказ возвратиться на территорию СССР противоречило понятию измены Родине как враждебной деятельности гражданина СССР совместно с внешним противником и не позволяло отграничить это преступление от незаконного выезда из страны (ст. 83 УК РСФСР).
В УК эта форма государственной измены отменена.
Не вписывалась полностью в признаки измены и такая ее форма, как заговор с целью захвата власти. В тех случаях, когда заговорщики осуществляют свою деятельность совместно с иностранным государством или иностранной организацией, их действия образуют состав государственной измены. Но когда заговорщики действуют, не контактируя с иностранными государствами или иностранными организациями, заговор не содержит признаков государственной измены.
Важное изменение внесено в содержание таких форм измены, как выдача государственной тайны и оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В УК РСФСР в качестве адресата выдачи и оказания помощи называлось только иностранное государство и не назывались иностранные организации или их представители.
В УК речь идет не только об иностранном государстве, но и об иностранных организациях или их представителях.
4. Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
5. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации, — ст. 2 Федерального закона от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 06.10.97) .
———————————
РГ. 1993. N 182; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно»; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
6. Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
И шпионаж, и выдача — конкретизация основной формы измены — оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены. Как уже говорилось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях, и т.д.
7. Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической — срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной — поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки — расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.
8. Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; иное оказание помощи — с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
9. Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. Виновный должен осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, характер адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности России.
10. Субъектом государственной измены является только гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.
11. Если за измену Родине по п. «а» ст. 64 УК РСФСР предусматривалась смертная казнь с обязательной конфискацией имущества, то в комментируемой статье — санкция от двенадцати до двадцати лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Согласно ч. 5 ст. 15 УК это преступление относится к особо тяжкому, поскольку за совершение его законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.
12. В примеч. к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену. Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности при следующих условиях: если лицо способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector