2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

285 ук рф злоупотребление должностными полномочиями комментарий

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Комментарий к Ст. 285 УК РФ

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст. 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.

3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.

Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 или ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

Читать еще:  42 ук рф комментарий

5. Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.

7. Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных комментируемой статьей или ст. 286 УК, надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Ст. 285 УК РФ с комментариями. Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) представляет особую опасность для общества. Это связано с тем, что выход служащих за рамки их компетенции дискредитирует деятельность органов власти различного уровня. На практике некоторые сотрудники допускают превышение должностных полномочий. Ст. 285 УК РФ не определяет ответственность за такое деяние. Наказание за него предусматривается 286 статьей Кодекса. Далее рассмотрим ст . 285 УК РФ (с комментариями ).

Основной состав

Злоупотребление полномочиями вопреки служебным интересам, повлекшее существенное ущемление прав организаций и граждан, государства и общества, совершенное из корыстных или иных личных побуждений, наказывается:

  1. Денежным взысканием до 80 000 руб. или равным доходам за 6 мес.
  2. Запретом на пребывание на некоторых постах или осуществление определенной деятельности до 5 лет.
  3. Арестом на 4-6 мес.
  4. Принудительными работами либо заключением в тюрьму на срок до 4 лет.

Квалифицирующие составы

За указанное выше деяние, которое было совершено гражданином, находящимся на государственном посту РФ или субъекта страны, а также являющимся главой местной структуры управления, приговор по ст. 285 УК РФ ужесточается. Виновным в таких случаях грозит:

  1. Штраф 100-300 тысяч руб. или равный доходам субъекта за 1-2 года.
  2. До 5 лет принудительных работ.
  3. Тюремное заключение сроком до 7 лет.

В дополнение к последним двум наказаниям может быть установлен запрет, приведенный в части первой ст. 285 УК РФ , на срок до 3 лет. За деяния, установленные в ч. 1 рассматриваемой нормы, приведшие к тяжким последствиям, предусмотрено тюремное заключение до 10 лет. В дополнение может назначаться указанный выше запрет на срок до 3 лет.

Примечание к ст. 285 УК РФ

Служащие муниципальных/госорганов несут ответственность по рассматриваемой норме в исключительных случаях, предусмотренных законодательными и прочими правовыми актами. Должностным лицом в рамках статьи признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию наделенный функцией представителя власти или реализующий задачи административно-хозяйственного, организационно-распорядительного характера в:

  1. Госорганах.
  2. Структурах территориального управления.
  3. Муниципальных и госучреждениях.
  4. Госкомпаниях, госкорпорациях.
  5. Унитарных предприятиях.
  6. Акционерных обществах, в которых контрольный пакет бумаг принадлежит государству, регионам, муниципалитетам.
  7. ВС, прочих войсках и формированиях.

Государственные посты федерального уровня устанавливаются Конституцией, ФКЗ, ФЗ для непосредственного исполнения соответствующих функций госорганов. Региональные должности определяются уставами субъектов.

Пояснения к норме

Объективная часть ст. 285 УК РФ включает в себя три признака:

  1. Совершение деяния. Оно может выражаться в виде бездействия либо действия и состоит в превышении полномочий вопреки служебным интересам.
  2. Возникновение последствий. Они выражаются в причинении ущерба правам и интересам граждан и общества, государства и организаций.
  3. Причинно-следственная связь преступления и последствия.

Специфика деяния

Использованием служебного положения в рамках ст. 285 УК РФ считается совершение деяний, которые, несмотря на непосредственную связь с реализацией предусмотренных задач, обязанностей и прав лица, не были вызваны необходимостью. При этом они противоречили не только общим требованиям, предусмотренным для госаппарата и структурам местной власти, но и целям, для достижения которых гражданин был наделен соответствующей компетенцией. Злоупотреблением следует считать действия гражданина, совершенные из корыстного или иного побуждения, входящие в его полномочия, но не обусловленные необходимыми основаниями. К примеру, субъект выдает водительское удостоверение лицу, не сдавшему экзамен, принимает на работу сотрудников, которые фактически не выполняют обязанности, освобождает подчиненного от непосредственной деятельности для направления его в коммерческую организацию или привлечения для обустройства домовладения, принадлежащего виновному.

Дополнительно

Ответственность по рассматриваемой ст. 285 УК РФ возможна и в случае умышленного невыполнения виновным его обязанностей, если такое бездействие обуславливалось корыстным мотивом либо другой личной заинтересованностью, противоречило задачам, для реализации которых лицо было наделено соответствующей компетенцией, повлекло существенное ущемление прав организаций, граждан, государства, общества. В качестве неправомерного использования служебного полномочия расценивается протекционизм. Он предполагает незаконное содействие в карьерном росте, трудоустройстве, поощрение подчиненных, прочее покровительство, совершаемое из корыстных и других личных мотивов.

Исключения

Когда деяние, санкции за которое зафиксированы ст. 285 УК РФ, совершается субъектом для устранения опасности, он может быть освобожден от ответственности. Для этого должно быть доказано, что в момент преступления отсутствовали иные способы предотвращения угрозы. Вместе с тем при квалификации деяния важно установить, что не были превышены пределы крайней необходимости. Не признаются преступными деяния, повлекшие ущерб охраняемым интересам, если они совершались во исполнение приказа, являвшегося для виновного обязательным. При выполнении заведомо незаконного распоряжения ответственность для лица наступит не по ст. 285 УК РФ , а по соответствующей норме (на общих основаниях). Действия вышестоящего служащего при этом рассматривается (при наличии соответствующих предпосылок) как организацию преступления либо подстрекательство к его совершению. Квалификация будет осуществляться по соответствующей норме Особенной части со ссылкой на 33 статью (ч. 3 или 4). Гражданин, который дал заведомо незаконное распоряжение подчиненному служащему, не осознававшему его неправомерность и выполнившему его, привлекается к ответственности как непосредственный исполнитель. При этом, если для получения желаемого результата лицом использовались не переданные ему полномочия, а авторитет, имеющиеся служебные связи и пр., то состав преступления, определенного в ст. 285, отсутствует.

Существенное нарушение интересов и прав

Этот признак считается обязательным при квалификации деяния по ст. 285 УК РФ. Существенным считается нарушение интересов и прав, которые гарантированы общепризнанными международными нормами и принципами, Конституцией страны. К примеру, деяние виновного может касаться чести, достоинства, частной жизни человека, его жилища и пр. Оценивая существенность, следует учитывать степени негативного влияния преступления на нормальную жизнедеятельность граждан, работу предприятия, функционирования государственной, региональной, местной власти, размер и характер возникшего материального ущерба, количество потерпевших. Немаловажное значение имеет тяжесть вреда, причиненного им. При этом учитывается имущественный, моральный и физический вред.

Заключение

Субъективная сторона деяния предполагает наличие вины умышленного характера. При этом умысел может быть косвенным либо прямым. В качестве обязательного компонента выступает наличие корыстного или личного мотива. Злоупотребление полномочиями считается преступлением с материальным составом.

285 ук рф злоупотребление должностными полномочиями комментарий

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

(введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

(введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 285 УК РФ.

1. Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков, характеризующих его объективную и субъективную стороны:
а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
б) совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности;
в) наступление конкретных последствий деяния, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
г) наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными выше последствиями.
Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает ответственность по комментируемой статье.
2. При решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица состава данного преступления необходимо устанавливать круг и характер его служебных прав и обязанностей, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях, инструкциях и т.п. В соответствующих процессуальных документах (в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении, приговоре) должны содержаться ссылки на эти правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину.
Необходимость такой конкретизации формулировки обвинения обусловлена тем обстоятельством, что комментируемая статья (в отличие от ранее действовавшей ст. 170 УК РСФСР) предусматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением, которое занимает должностное лицо в соответствующем государственном органе, органе местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях.
3. Формы и способы злоупотреблений должностными полномочиями могут быть самыми разнообразными: издание противоречащих закону либо иному нормативному правовому акту приказов и распоряжений, повлекших указанные в комментируемой статье последствия; неосновательное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения; сокрытие совершенных в государственном органе, органе местного самоуправления либо в государственном или муниципальном учреждении хищений, недостач, злоупотреблений по службе (например, сокрытие должностными лицами органов расследования преступлений в целях создания видимости благополучия в криминогенной обстановке в районе, городе и т.д.).
Одной из форм злоупотребления должностными полномочиями может явиться попустительство совершению преступлений иными лицами (например, должностное лицо, в полномочия которого входит контроль за хранением и расходованием товарно-материальных ценностей, сознательно не выполняет этой обязанности, что приводит к существенному нарушению интересов государственного либо муниципального учреждения).
4. Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями может наступить лишь при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности .
———————————
БВС РФ. 1992. N 4. С. 6.

Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены им с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности, так называемое «временное позаимствование денежных и иных средств», производство работ лично для себя или своих близких за счет государственного или муниципального учреждения, использование для личных нужд рабочей силы или транспорта соответствующего учреждения).
Если злоупотребление должностными полномочиями явилось способом хищения чужого имущества, содеянное должно рассматриваться как хищение и квалифицироваться по ст. 160 УК.
Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
5. Под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства как обязательном элементе объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями понимается такое нарушение, которое повлекло причинение существенного материального либо иного вреда (нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органа государственной власти, органов местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, создание серьезных помех и сбоев в их работе, сокрытие хищений в крупном размере, других преступлений и т.п.).
Решение вопроса о том, явилось ли нарушение указанных в комментируемой статье прав и законных интересов существенным, зависит от конкретных обстоятельств злоупотребления должностными полномочиями, в частности от степени отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу органов и учреждений, указанных в п. 1 примеч. к комментируемой статье, характера и размера понесенного ими ущерба, числа потерпевших граждан, тяжести причиненного им морального или имущественного вреда.
Во всяком случае, если лицо признается виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, в соответствующих процессуальных документах должно содержаться обоснование существенности нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
6. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Установление повышенной ответственности такого должностного лица за злоупотребление своими полномочиями объясняется как самим характером правомочий, которыми оно наделено в отношении широкого круга физических и юридических лиц, так и теми серьезными последствиями, которые могут наступить в результате противоправных действий. К таким последствиям относится прежде всего подрыв авторитета государственных органов либо органов местного самоуправления и связанное с ним существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
7. Квалификация злоупотребления должностными полномочиями по ч. 3 комментируемой статьи по признаку наступления тяжких последствий возможна, когда по делу установлено, что в результате противоправных действий (бездействия) причинен такой вред, как крупные аварии, длительная дезорганизация работы государственного или муниципального учреждения, нанесение материального ущерба в крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п. При этом необходимо, чтобы кроме этих вредных последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки данного состава преступления.

Ст. 285 УК РФ с комментариями. Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) представляет особую опасность для общества. Это связано с тем, что выход служащих за рамки их компетенции дискредитирует деятельность органов власти различного уровня. На практике некоторые сотрудники допускают превышение должностных полномочий. Ст. 285 УК РФ не определяет ответственность за такое деяние. Наказание за него предусматривается 286 статьей Кодекса. Далее рассмотрим ст . 285 УК РФ (с комментариями ).

Основной состав

Злоупотребление полномочиями вопреки служебным интересам, повлекшее существенное ущемление прав организаций и граждан, государства и общества, совершенное из корыстных или иных личных побуждений, наказывается:

  1. Денежным взысканием до 80 000 руб. или равным доходам за 6 мес.
  2. Запретом на пребывание на некоторых постах или осуществление определенной деятельности до 5 лет.
  3. Арестом на 4-6 мес.
  4. Принудительными работами либо заключением в тюрьму на срок до 4 лет.

Квалифицирующие составы

За указанное выше деяние, которое было совершено гражданином, находящимся на государственном посту РФ или субъекта страны, а также являющимся главой местной структуры управления, приговор по ст. 285 УК РФ ужесточается. Виновным в таких случаях грозит:

  1. Штраф 100-300 тысяч руб. или равный доходам субъекта за 1-2 года.
  2. До 5 лет принудительных работ.
  3. Тюремное заключение сроком до 7 лет.

В дополнение к последним двум наказаниям может быть установлен запрет, приведенный в части первой ст. 285 УК РФ , на срок до 3 лет. За деяния, установленные в ч. 1 рассматриваемой нормы, приведшие к тяжким последствиям, предусмотрено тюремное заключение до 10 лет. В дополнение может назначаться указанный выше запрет на срок до 3 лет.

Примечание к ст. 285 УК РФ

Служащие муниципальных/госорганов несут ответственность по рассматриваемой норме в исключительных случаях, предусмотренных законодательными и прочими правовыми актами. Должностным лицом в рамках статьи признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию наделенный функцией представителя власти или реализующий задачи административно-хозяйственного, организационно-распорядительного характера в:

  1. Госорганах.
  2. Структурах территориального управления.
  3. Муниципальных и госучреждениях.
  4. Госкомпаниях, госкорпорациях.
  5. Унитарных предприятиях.
  6. Акционерных обществах, в которых контрольный пакет бумаг принадлежит государству, регионам, муниципалитетам.
  7. ВС, прочих войсках и формированиях.

Государственные посты федерального уровня устанавливаются Конституцией, ФКЗ, ФЗ для непосредственного исполнения соответствующих функций госорганов. Региональные должности определяются уставами субъектов.

Пояснения к норме

Объективная часть ст. 285 УК РФ включает в себя три признака:

  1. Совершение деяния. Оно может выражаться в виде бездействия либо действия и состоит в превышении полномочий вопреки служебным интересам.
  2. Возникновение последствий. Они выражаются в причинении ущерба правам и интересам граждан и общества, государства и организаций.
  3. Причинно-следственная связь преступления и последствия.

Специфика деяния

Использованием служебного положения в рамках ст. 285 УК РФ считается совершение деяний, которые, несмотря на непосредственную связь с реализацией предусмотренных задач, обязанностей и прав лица, не были вызваны необходимостью. При этом они противоречили не только общим требованиям, предусмотренным для госаппарата и структурам местной власти, но и целям, для достижения которых гражданин был наделен соответствующей компетенцией. Злоупотреблением следует считать действия гражданина, совершенные из корыстного или иного побуждения, входящие в его полномочия, но не обусловленные необходимыми основаниями. К примеру, субъект выдает водительское удостоверение лицу, не сдавшему экзамен, принимает на работу сотрудников, которые фактически не выполняют обязанности, освобождает подчиненного от непосредственной деятельности для направления его в коммерческую организацию или привлечения для обустройства домовладения, принадлежащего виновному.

Дополнительно

Ответственность по рассматриваемой ст. 285 УК РФ возможна и в случае умышленного невыполнения виновным его обязанностей, если такое бездействие обуславливалось корыстным мотивом либо другой личной заинтересованностью, противоречило задачам, для реализации которых лицо было наделено соответствующей компетенцией, повлекло существенное ущемление прав организаций, граждан, государства, общества. В качестве неправомерного использования служебного полномочия расценивается протекционизм. Он предполагает незаконное содействие в карьерном росте, трудоустройстве, поощрение подчиненных, прочее покровительство, совершаемое из корыстных и других личных мотивов.

Исключения

Когда деяние, санкции за которое зафиксированы ст. 285 УК РФ, совершается субъектом для устранения опасности, он может быть освобожден от ответственности. Для этого должно быть доказано, что в момент преступления отсутствовали иные способы предотвращения угрозы. Вместе с тем при квалификации деяния важно установить, что не были превышены пределы крайней необходимости. Не признаются преступными деяния, повлекшие ущерб охраняемым интересам, если они совершались во исполнение приказа, являвшегося для виновного обязательным. При выполнении заведомо незаконного распоряжения ответственность для лица наступит не по ст. 285 УК РФ , а по соответствующей норме (на общих основаниях). Действия вышестоящего служащего при этом рассматривается (при наличии соответствующих предпосылок) как организацию преступления либо подстрекательство к его совершению. Квалификация будет осуществляться по соответствующей норме Особенной части со ссылкой на 33 статью (ч. 3 или 4). Гражданин, который дал заведомо незаконное распоряжение подчиненному служащему, не осознававшему его неправомерность и выполнившему его, привлекается к ответственности как непосредственный исполнитель. При этом, если для получения желаемого результата лицом использовались не переданные ему полномочия, а авторитет, имеющиеся служебные связи и пр., то состав преступления, определенного в ст. 285, отсутствует.

Существенное нарушение интересов и прав

Этот признак считается обязательным при квалификации деяния по ст. 285 УК РФ. Существенным считается нарушение интересов и прав, которые гарантированы общепризнанными международными нормами и принципами, Конституцией страны. К примеру, деяние виновного может касаться чести, достоинства, частной жизни человека, его жилища и пр. Оценивая существенность, следует учитывать степени негативного влияния преступления на нормальную жизнедеятельность граждан, работу предприятия, функционирования государственной, региональной, местной власти, размер и характер возникшего материального ущерба, количество потерпевших. Немаловажное значение имеет тяжесть вреда, причиненного им. При этом учитывается имущественный, моральный и физический вред.

Заключение

Субъективная сторона деяния предполагает наличие вины умышленного характера. При этом умысел может быть косвенным либо прямым. В качестве обязательного компонента выступает наличие корыстного или личного мотива. Злоупотребление полномочиями считается преступлением с материальным составом.

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом. Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание.

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.

Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объективная сторона нарушения

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2020 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию