2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

288 статья ук рф

Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица

Новая редакция Ст. 288 УК РФ

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к Статье 288 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, самовольно (незаконно) присвоивший его полномочия, совершает с использованием этих полномочий противоправные действия, в результате которых существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций.

2. Объект преступного посягательства — интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, их авторитет. Дополнительный объект — права и законные интересы граждан или организаций.

3. Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица может быть выполнена только путем действий. Она характеризуется следующими обязательными признаками: а) незаконное присвоение служащим полномочий должностного лица и совершение с использованием этих полномочий определенных действий; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения правоохраняемых интересов; в) причинная связь между указанными действиями и наступившими последствиями.

3.1. Преступление окончено (составом) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

3.2. Полномочия должностного лица — это круг его прав и обязанностей, установленных соответствующими нормативными актами (законом, уставом, положением, инструкцией, приказом и т.д.). Присвоение полномочий состоит в том, что виновный, нарушая установленный законом порядок назначения или избрания на определенную должность либо не имея надлежащим образом оформленного специального полномочия, неправомерно принимает на себя права и обязанности по осуществлению функций представителя власти или по выполнению организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в соответствующих органах или муниципальных учреждениях.

3.3. Способы присвоения полномочий должностного лица могут быть различны: устное заявление виновного о наличии у него полномочий должностного лица при фактическом их отсутствии, использование подложных документов или форменной одежды должностного лица и т.д.).

3.4. В случаях присвоения полномочий должностного лица с использованием поддельных документов, изготовленных (составленных) самим виновным или другими лицами, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 288 и ст. 292 или 327).

3.5. Между действиями виновного, совершенными в связи с присвоением полномочий должностного лица, и последствиями должна быть установлена причинная связь. Если государственный или муниципальный служащий, присвоивший функции должностного лица, совершает с их использованием другое преступление, то все содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 288 и статьи, предусматривающей УО за совершенное преступление.

4. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Виновный осознает, что самовольно и неправомерно присваивает и осуществляет полномочия должностного лица, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате своих действий общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций и желает их наступления (прямой умысел), либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

4.1. Мотивы и цели совершения преступления на квалификацию не влияют, однако могут учитываться при назначении наказания.

5. Субъект преступного посягательства — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

5.1. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственными гражданскими служащими признаются граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

5.2. Служащими органов местного самоуправления являются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном ФЗ, законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами местного самоуправления, обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (см. ст. 7 ФЗ от 08.01.1998 N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в ред. от 13.04.1999) ).
———————————
СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224; 1999. N 16. Ст. 1933.

6. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 288 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Присвоение полномочий должностного лица заключается в том, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, причиняя существенный вред правоохраняемым интересам.

2. С объективной стороны преступление характеризуется действием, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями.

3. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий — устно, используя заблуждение потерпевшего, с предъявлением фиктивных документов и т.п.

Читать еще:  28 упк рф

4. Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Эти действия могут содержать состав какого-либо иного преступления (мошенничества, присвоения, служебного подлога и т.д.). В подобных случаях они образуют совокупность преступлений.

5. Преступление окончено в момент наступления указанных в законе последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

6. Субъект преступления специальный — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к статье 288 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Таким образом, объективная сторона характеризуется наличием следующих признаков: 1) присвоение виновным полномочий должностного лица; 2) совершение в связи с таким присвоением определенных действий; 3) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; 4) причинно-следственная связь между указанными действиями и наступившим последствием.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правоустанавливающих документов и т.д.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, получение якобы сотрудником ГИБДД взятки от водителя, нарушившего Правила дорожного движения, не влечет существенного нарушения прав этого водителя, поскольку освобождает его от обязанности подвергнуться административной ответственности. Однако получение взятки под угрозой составить протокол о нарушении Правил дорожного движения (т.е. с вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения должно рассматриваться как существенное нарушение прав гражданина.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Читать еще:  28 глава ук рф

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета; государственный служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на федеральном уровне (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574), Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ — на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления — это служащие государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Кроме того, правоохранительная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, может проходиться и в государственных учреждениях (ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, — это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Не являются государственными и муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому они не могут нести ответственность по ст. 288 УК РФ.

Другой комментарий к статье 288 УК РФ

1. Понятие гражданского служащего дается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , а муниципального служащего — в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» .

———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

2. Объективная сторона преступления заключается в присвоении полномочий должностного лица, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов организаций. Это означает, что государственный или муниципальный служащий совершает действия, которые входят в круг полномочий должностных лиц.

3. Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.

4. Субъект преступления — государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.

5. Совершение рассматриваемого преступления с использованием подделанного официального документа требует дополнительной квалификации по ст. 292 УК.

Остались вопросы по ст 288 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 288 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарии к ст. 288 УК РФ

1. Рассматриваемое преступление, так же как и другие преступления, предусмотренные в гл. 30 УК, является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления), однако, в отличие от других, его субъектом является государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, т.е. не осуществляющий полномочия представителя власти и не выполняющий в государственных или муниципальных органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

2. Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим является гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Служащим органа местного самоуправления (муниципальным служащим) — субъектом ответственности по ст. 288 — считается не являющийся должностным лицом гражданин, исполняющий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Читать еще:  46 упк рф в новой

Служащие, работающие в государственных или муниципальных бюджетных и автономных учреждениях, государственных корпорациях, а также военнослужащие, не являющиеся должностными лицами, не могут нести ответственность за присвоение полномочий должностного лица по ст. 288. Лица, не замещающие государственные должности государственной службы или муниципальные должности муниципальной службы и, следовательно, не являющиеся государственными либо муниципальными служащими, а лишь выполняющие в государственных органах и органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности этих органов, также не могут нести ответственность по ст. 288.

3. Присвоение полномочий должностного лица заключается в совершении служащим таких действий, которые входят в полномочия только должностных лиц соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Обязательным условием наступления уголовной ответственности в этом случае закон считает существенное нарушение подобными действиями служащего прав и законных интересов граждан или организаций (см. комментарий к ст. 285).

4. Преступление совершается умышленно. Мотивы преступления могут быть любыми и учитываются при назначении наказания.

5. Присвоение полномочий должностного лица государственным или муниципальным служащим, совершенное с помощью служебного подлога, квалифицируется по совокупности со ст. 292 УК. Если действия служащего, которые были связаны с присвоением полномочий должностного лица и повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содержали к тому же признаки какого-либо иного уголовно наказуемого деяния, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Комментарии к статье Уголовного кодекса о присвоении прав служащими которые не являются должностными лицами

Статья 288 УК РФ регламентирует присвоение прав служащим, которые не являются должностными лицами. Осуществление ими из-за этих деяний, влекущих значительное нарушение законных интересов людей и предприятий, карается штрафными санкциями.

Статья 288 и комментарий к ней

Присвоение полномочий должностного лица работниками на государственной и муниципальной основе и осуществление ими проступков, влекущих нарушение правовых основ и постановлений физических и юридических лиц, наказуемо штрафными санкциями:

  • в сумме до 40 тыс. руб. или в размере зарплаты;
  • иной прибыли заключённого на срок до 3 мес.;
  • принудительными работами на время до 360 ч.;
  • исправительной деятельностью на срок до двух лет;
  • лишением свободы на период до 3 мес.

Таким образом, за совершение правонарушения преступное лицо наказывается исходя из всех особенностей осуществления правового преступления.

Стоит привести ст. 288 УК РФ с комментариями действий, входящих в состав противоправного проступка:

  1. Объекты: главный – взаимоотношения в сфере власти страны, интересов государственной служебной работы и службы на местах осуществления деяния; дополнительный – взаимоотношения в области охраны законных прав юридических и физических лиц либо сберегаемых законом интересов социума или страны.
  2. Объективная сторона: осуществление работниками на государственной и муниципальной основе действий с присвоением полномочий лица, который находится выше по службе. Присвоение выражено в определённых приказаниях, актах, выдаче определённых указаний, подписании документации, участии в переговорах.
  3. Субъект: служащий государства или муниципалитета, который не считается должностным лицом.
  4. Субъективная сторона: по смыслу диспозиции ст. 288 Уголовного кодекса присвоение прав способно совершаться с прямым умыслом, когда физическое лицо понимает всю социальную опасность собственных правонарушений, и с косвенным умыслом.

Противоправное деяние способно окончиться в момент значимого нарушения правовых основ и интересов определённых лиц или компаний либо охраняемых законодательством интересов социума или страны.

В комментариях обозначены законы, указы, подзаконные акты, применимые к злоупотреблению полномочиями. Они влекут изменение наказания в соответствии с ситуацией.

Судебная практика по ст. 288 УК РФ

Из практики судебных заседаний стоит выделить такой пример.

Приговором Ивановского суда устанавливается, что физическое лицо К., не обладающий правами служащего лица – главы администрации Новоталицкого поселения, находясь на службе в муниципалитете, воспользовался полномочиями по принятию решений. Это имело уголовные последствия, а именно:

  • выдачу юридически важных справок с подписью главы администрации Новоталицкого села;
  • оформление справок соответствующими данными (печатью).

При этом справка имела ложные сведения о наличии у гражданина С. участка земли на территории сельской местности. За эти деяния физическое лицо К. было наказано соответствующим образом.

Консультации и комментарии юристов по ст. 288 УК РФ

Консультации профессиональных юристов можно получить с помощью обращения по телефону. Номера телефонов высококвалифицированных адвокатов легко найти на различных сайтах.

Консультируя граждан, юристы отмечают главные комментарии к статье 288 УК РФ и поясняют:

  1. Составы правонарушения с включением в них объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.
  2. Противоправный проступок считается законченным с ситуации, когда присваиваются полномочия должностного лица.
  3. Комментарии основываются на Конституции России, УК РФ, постановлении Правительства, подзаконных актах.

Чаще всего специалисты дают развёрнутый ответ на интересующие вопросы, чтобы сделать понятными пояснения, касающиеся статьи 288 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Все представленные положения по статье можно использовать в рефератах, дипломах, статьях на юридическую тематику. Они помогут правильно понять суть уголовной статьи и раскрыть её надлежащим образом.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию