0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

314 1 ук рф комментарии

Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —
наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, —
наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарий к статье 314.1 УК РФ

1. Объект преступления — отношения, обеспечивающие реализацию административного надзора.

Под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. Он устанавливается для предупреждения преступлений и иных правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Основания для административного надзора дифференцируются в зависимости от того, в отношении кого он устанавливается. Лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, может подвергнуться ему, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка; лицо, освобожденное из мест лишения свободы, — если оно в течение одного года совершает два административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье населения и общественную нравственность, и более.

Надо иметь в виду, что применительно к лицам, судимым за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от указанных оснований.

Срок административного надзора зависит от категории лица, в отношении которого он устанавливается (ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ), при наличии оснований он может быть продлен или прекращен досрочно.

При административном надзоре применяются административные ограничения, которые могут частично отменяться или, наоборот, дополняться.

2. Объективная сторона выражается в несоблюдении следующих требований административного надзора:

а) неприбытие без уважительных причин при освобождении лица из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или в срок, определенный администрацией исправительного учреждения. Уважительные причины — оценочное понятие, они определяются исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков;

б) самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания.

Обязанности поднадзорного закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения одного из указанных деяний.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а применительно к самовольному оставлению места жительства или пребывания и специальной целью — уклонением от административного надзора.

4. Субъект преступления специальный — лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Другой комментарий к статье 314.1 Уголовного Кодекса РФ

1. С 1 июля 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Закон ввел жесткие ограничения в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие виды запретов: на пребывание в определенных местах, на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, на пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, на выезд за установленные судом пределы территории. Также обязательна явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Осуществляется надзор органом внутренних дел по месту жительства поднадзорного и устанавливается на срок от одного года до трех лет. Надзор может быть прекращен досрочно. Если поднадзорный твердо встал на путь исправления, а также в случаях погашения или снятия с поднадзорного судимости.

Таким образом, объектом посягательства являются общественные отношения, складывающиеся по поводу административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

2. Объективная сторона заключается в уклонении от выполнения запретов и правил, установленных в рамках административного надзора. Уклонение может быть совершено как путем действия (самовольное оставление места жительства или места пребывания), так и бездействия (неприбытие без уважительных причин к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок).

Состав преступления — формальный, оно считается оконченным при совершении указанных в законе запрещенных действий.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и дополняется таким обязательным признаком, как цель — уклонение от административного надзора.

Субъект преступления — специальный. К таковым относятся: лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (но только при наличии следующих условий: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных нарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность); лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (независимо от наличия каких-либо условий).

Комментарии и консультации юристов по ст 314.1 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 314.1 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

Читать еще:  Афера статья ук рф

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарий к Ст. 314.1 УК РФ

1. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Институт административного надзора как своеобразное правовое средство, обеспечивающее предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость, а также оказание на этих лиц индивидуального профилактического воздействия, был восстановлен в российской правовой системе Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» . По смыслу этого Закона цели административного надзора достигаются путем установления освобожденному из мест лишения свободы ряда административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение нахождения вне своего жилища по месту жительства или пребывания в определенное время; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

Виды административных ограничений устанавливаются по судебному решению, но их конкретизация может осуществляться органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного.

2. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, сформулирован как формальный, с учетом чего обязательными признаками объективной стороны этого преступления является только общественно опасное и противоправное деяние, а именно неприбытие без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок либо самовольное оставление этим лицом места жительства или пребывания.

Нарушение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, возложенных на него в связи с этим ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, не является основанием для применения комментируемой статьи и, если в этих действиях не содержится состава иного преступления, влечет возложение на него административного взыскания, предусмотренного ст. 19.24 КоАП.

3. Наличие оконченного состава преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, констатируется уже в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания, или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания.

Моментом окончания данного преступления, являющегося по своему характеру длящимся, признается обнаружение и (или) задержание поднадзорного лица или же его явка по месту жительства или пребывания.

4. Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление им места жительства или пребывания, не образуют состава преступления, могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.

5. Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой-либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.

Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел, оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз и т.п. может влечь только административную, но не уголовную ответственность. В то же время оставление поднадзорным места своего жительства для совершения преступления в другом населенном пункте, хотя после этого он и возвращается к месту своего жительства, является основанием для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей.

6. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого при освобождении из мест лишения свободы или после освобождения установлен административный надзор.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор может быть установлен в отношении лица, которое: 1) освобождается или освобождено из мест лишения свободы; 2) имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 3) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или после освобождения из мест лишения свободы совершило в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность. При этом в отношении лиц, имеющих судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор может быть установлен независимо от наличия указанных в этом пункте обстоятельств, и, следовательно, они могут подлежать уголовной ответственности в соответствии с комментируемой статьей, даже если до этого не совершали никаких правонарушений.

Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений

СТ 314.1 УК РФ.

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарий к Ст. 314.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1, выражается в виде бездействия или действия по: а) неприбытию без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок (данное бездействие состоит в нарушении обязанности, установленной в п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»); б) самовольному оставлению указанным лицом места жительства или пребывания (данное действие состоит в нарушении обязанности, установленной в п. 5 ч. 1 ст. 11 указанного Закона). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2, характеризуется действием и (или) бездействием по неоднократному несоблюдению указанным лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, в соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона, сопряженным с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (предусмотренного гл. 19 КоАП РФ, кроме правонарушения, закрепленного ст. 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (предусмотренного гл. 20 КоАП РФ), либо правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (закрепленного в гл. 6 КоАП РФ). В соответствии с примечанием к статье признается неоднократным несоблюдение поднадзорным лицом указанных административных ограничения или ограничений, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние (по ст. 19.24 КоАП РФ) два раза в течение одного года.

Читать еще:  Бездействие сотрудника полиции статья ук рф

2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанного действия (бездействия).

3. Уважительными причинами неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, в определенный срок к избранному им месту жительства или пребывания могут быть конкретные обстоятельства, которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей (например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица) (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. N 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а по ч. 1 — специальной целью уклонения от административного надзора.

5. Субъект специальный: по ч. 1 — лицо, в отношении которого установлен административный надзор, по ч. 2 — лицо, в отношении которого установлен и осуществляется административный надзор, которое ранее привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 19.24 КоАП РФ, два раза в течение одного года.

Второй комментарий к Ст. 314.1 УК РФ

1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в несоблюдении следующих требований административного надзора:

а) неприбытие без уважительных причин при освобождении лица из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или пребывания в срок, определенный администрацией исправительного учреждения. Уважительные причины — понятие оценочное, они определяются исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков;

б) самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания или фактического нахождения.

2. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а применительно к самовольному оставлению места жительства, пребывания или фактического нахождения специальной целью — уклонением от административного надзора.

3. Субъект преступления — специальный: лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в неоднократном несоблюдении административных ограничения или ограничений, сопряженном с совершением административного правонарушения, виды которого указаны в законе.

5. Содержание субъективных признаков аналогично содержанию признаков, указанных в ч. 1 ст. 214.1 УК (специальная цель в этом случае отсутствует).

Ответственность за уклонение от административного надзора согласно статьи 314-1 УК РФ

Ст. 314-1 УК РФ создана законодателем, чтобы привлекать к ответственности лицза уклонение от административного надзора.Под действие статьи попадают те граждане, которые многократно не соблюдают ограничения, которые были установлены судебными органами согласно соответствующим законам РФ (пленум Верховного суда). При этом наказание касается только тех случаев, когда несоблюдение ограничений сопряжено с организацией этим лицом различных нарушений права против настоящего порядка. Исключениями в данном случае являются те нарушения права, которые предусмотрены ст. 19.24 КоАП (Кодекса об административных правонарушениях).

Определение и особенности

В статье нормы, касающиеся надзора, нарушение которых влечёт наказание.

  1. Неявка человека без законной на то причины к месту проведения наказания. В данном случае это относится к тому человеку, по отношению к которому был применён надзор после его освобождения с объектов лишения свободы. Ещёподобные правила относятся к тем лицам, которые выбрали место проживания или пребывают в учреждениях с исправительным режимом.
  2. Оставление человеком места его жительства, проживания или же место его нахождения, для того чтобы уклониться от надзорных органов.
  3. Эти правонарушения, совершённые контролируемымлицом, наказываются или установлением запретана свободу на 1 год, либопринудительным трудом на 24 месяца или обязательными работами в размере 180-240 часов.

Ещё одно поведение, попадающее под действие нормы 314.1 – это нарушения действующих норм права, посягающих на целостность, неприкосновенность объектов общества или же общественного порядкаили на объекты безопасности в рамках общества.

Сюда же попадают все те правонарушения, которые посягают на нравственность внутри общества, благополучие или здоровье общественности.

Такие деяния могут быть наказаны следующими способами:

  • штрафные санкции до 60 тыс. рублей;
  • шестикратный размер зарплаты или любого дохода;
  • работы в размере 100-180 часов;
  • выполнение работ сроком доодного календарного года;
  • арест на 6 месяцев;
  • лишение свободы на 12 месяцев.

Под систематическим несоблюдением требований понимается несоблюдение ограничений судебных органов, регламентируемых соответствующими федеральными и другими типами законов в рамках проводимого дела, когда человек уже ранее был привлечён к ответственности за такое же или аналогичное деяние.

Правовой комментарий

Устанавливается надзор в тех случаях, когда за лицом были отмечены следующие правонарушения:

  1. Преступления особо тяжкие или тяжкие по своему характеру.
  2. Случаи рецидива.
  3. Умышленные, если потерпевшим становится несовершеннолетний.

Надзор необходим для того, чтобы предупредить преступления и любые другие нарушения права, а также для того, чтобы оказывать воздействия и проводить профилактические мероприятия, направленные на защиту государства и общества.

Субъективная сторона выражается в следующих действиях:

  1. Неприбытие человека без уважительных причин в учреждение, установленное и определённоеему компетентными органами.
  2. Добровольное оставление лицомтого места, где он должен находиться, жить или пребывать согласно судебному постановлению.

Согласно последним изменениям статьи 314.1 и правовому комментарию, были определены некоторые моменты в отношении объектов, объективной стороны, надзора и других моментов.

Согласно правовым комментариям, объектом преступления являются те взаимоотношения, которые обеспечивают реализацию надзора. Под таким надзором в рамках статьи 314.1 понимается наблюдение, инициируемое компетентными органами УВД за тем лицом, которое было освобождено от тюремного заключения при установлении каких-либо временных границ по отношению к свободе и правам этого человека, а также при возложенных на этого человека обязанностях.

Субъект преступления и особенности доказывания

В рамках действия ст. 314-1 к субъектам относятся:

  1. Освобождённые, но имеющие как неснятую, так и ещё непогашенную судимость.
  2. Признанные злостными нарушителями во время отбывания наказания.
  3. Отбывшие наказание и имеющий судимость.

Речь идёт о тех, ктонесмотря на имеющуюся судимость, совершили в течение 12 месяцев после приговора суда новые деяния.

В протоколах о правонарушении отражаются также и некоторые другие доказательства. К примеру, это свидетельские показания.

В процессе формирования обвинения дознаватель отмечает такие моменты, как:

  • обстоятельства и факты правонарушения;
  • место, время правонарушения;
  • ограничения по отношению к гражданину, которые были установлены судом и нарушены гражданином;
  • действия человека при совершении правонарушения;
  • виновность гражданина;
  • определение мотивов и формы вины.

Главная особенность доказывания по норме 314.1 состоит в том, что в деле будут протоколы о нарушениях. Именно они в ходе производства будут доказательствами.

Судебная практика

Среди случаев судебной практики по статье 314.1 можно выделить следующие:

  1. Приговор Миасского суда по Челябинской области от 21.04.2016 года, согласно которому гражданина осудили по второй части 314.1 статьи УК РФ к лишению свободы на 6 месяцев с обязательным отбыванием наказания на территории колонии исправительного типа. Но после этого было апелляционное постановление облсуда Челябинска от 16.06.2016 года. Согласно этому постановлению, приговор отменён на первой инстанции, а производство по делу было прекращено согласно 24 статьи УПК России из-за отсутствия состава преступления в совершенном деянии.Решение было отменено, так как в нём не содержалось ссылок на вступившие в законную силу решения МВД о привлечении лица к административной ответственности. Кроме того, в решении не были указано какие именно проступки образуют признак неоднократности.
  2. Установление административного надзора по отношению к гражданину Н. Это установление было принято решением Озерского горсуда по Челябинску и Челябинской области от 30.08.2013 года с большим количеством нарушений. Гражданину было инкриминировано множество нарушений ограничений, установленных судом: отсутствие гражданина на месте его проживания и жительства с 23 до 06 часов 12.04, а также 15 и 17 декабря 2015-го года. В связи с этим гражданин был привлечен к ответственности согласно 19.24 КоАП России.Однако опрос соседей не производился. Это стало причиной отмены решения.

Связи между 314.1 УК РФ и другими нормами

Рассматриваемая статья в связи со следующими составами УК:

  1. Рецидив–статья №18 УК.
  2. Наказания при рецидиве– №68.
  3. Условное осуждение– №73.
  4. Сроки, определяющие погашения гражданской судимости– №95.
  5. Нанесение побоев– №116.
  6. Совершение кражи– №158.
  7. Совершение грабежа– 161.
  8. Совершение разбоев – № 162.
  9. Недолжное исполнение судебных приговоров, а также решений или актов в рамках судебного делопроизводства — №315.

Это основные виды противоправных действий, которые связаны с нормой 314.1 УК России.

Связи с Административным кодексом:

  1. Нарушение правил алкогольной и алкогольсодержащей продукции — №14.16 КоАП.
  2. Неисполнение регламентированных федеральными законами требований, связанных с противодействием процессов легализации доходов — №15.27.
  3. Появление человека в местах общественного пользования в состоянии алкогольного или других видов опьянения — №20.21.

Связи со статьями Уголовно-процессуального кодекса:

  1. Порядок постановления судебного приговора и проведения заседания суда – №316;
  2. Пределы и рамки для обжалования установленного приговора — №317.
  3. Таковы взаимосвязи с другими нормами права.

Методические рекомендации по сбору и документированию материалов, необходимых для рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по сбору и документированию материалов, необходимых для рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации , дополняющие статью 314.1 УК частью 2, предусматривающей усиление ответственности за неоднократное нарушение поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений.

Читать еще:  277 ук рф состав

Часть 2 статьи 314.1 УК предусматривает уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Как следует из диспозиции части 2 статьи 314.1 УК, для признания поведения лица преступным необходимо наличие нескольких обстоятельств. Основная их часть относится к объективной стороне данного деяния. Прежде всего, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно неоднократно не соблюдать административные ограничение или ограничения, установленные ему судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, перечислены в статье 4 данного Федерального закона и включают в себя:

запрещение пребывания в определенных местах;

запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Однократное несоблюдение поднадзорным лицом установленных ему обязанностей не является основанием для привлечения его к уголовной ответственности по рассматриваемой статье УК. Только неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, является обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК.

Понятие неоднократности применительно к данному составу преступления определено в примечании к статье 314.1 УК, в соответствии с которым неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение данным лицом установленных ему административных ограничения или ограничений при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Административная ответственность за несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, закреплена частями 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП. Следовательно, привлечь к уголовной ответственности можно только такое поднадзорное лицо, которое продолжает не соблюдать установленные в отношении него административные ограничения, несмотря на то, что оно к этому моменту уже дважды в течение одного года было подвергнуто административному наказанию по части 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП, и при этом ни по одному из административных наказаний не истек срок, установленный в статье 4.6 КоАП, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Этот срок составляет один год со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.

Однако рассмотренных выше обстоятельств не достаточно для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности по части 2 статьи 314.1 УК. Поднадзорное лицо, неоднократно не соблюдающее административные ограничение или ограничения, установленные ему судом, должно совершить административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП), и только в этом случае в его действиях будут содержаться все признаки, составляющие объективную сторону преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность включены в главу 6 КоАП, административные правонарушения против порядка управления — в главу 19 КоАП, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, — в главу 20 КоАП.

Основанием возникновения уголовной ответственности будет являться совершение поднадзорным лицом любого единичного административного правонарушения, предусмотренного главами 6, 19 или 20 КоАП (при наличии иных, рассмотренных выше признаков деяния, закрепленного в части 2 статьи 314.1 УК). Поднадзорное лицо может совершить такие административные правонарушения, как например, вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП), самоуправство (ст. 19.1 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) и пр. Исключение сделано только для несоблюдения административных ограничений и невыполнения обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, входящего в главу 19 КоАП и закрепленного в статье 19.24 КоАП, поскольку совершение данного административного правонарушения является основанием для признания неоднократности в действиях поднадзорного лица.

Таким образом, уголовная ответственность по части 2 статьи 314.1 УК наступает в случае совершения поднадзорным лицом, ранее два и более раза привлекавшимся к административной ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений, какого-либо административного правонарушения, предусмотренного главами 6, 19 или 20 КоАП, в условиях нарушения одного или нескольких административных ограничений, установленных ему судом.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Субъект преступления является специальным. Привлечению к уголовной ответственности подлежит лицо, в отношении которого судом установлен административный надзор.

В соответствии со статьей 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расследование преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 314.1 УK, отнесено к компетенции дознания органов внутренних дел.

Необходимым условием выявления преступлений по части 2 статьи 314.1 УК является ведение сотрудниками подразделений по осуществлению административного надзора учета поднадзорных лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП (нарушение административных ограничения или ограничений, установленных им судом в соответствии с федеральным законом).

В этих целях в соответствии с требованиями Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного приказом МВД России от 8 июля 2011 года N 818, сотрудники подразделений по осуществлению административного надзора приобщают к делу административного надзора материалы об административных правонарушениях, совершенных поднадзорным лицом, а также ежемесячно запрашивают информацию по фактам привлечения поднадзорных лиц к административной ответственности в информационных центрах и подразделениях по исполнению административного законодательства территориальных органов МВД России.

Участковым уполномоченным полиции и другим сотрудникам полиции, участвующим в осуществлении административного надзора, при выявлении административных правонарушений, совершенных поднадзорным лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений, необходимо оперативно сообщать о данном факте сотруднику подразделения по осуществлению административного надзора для оценки наличия в действиях поднадзорного лица признаков преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК.

При поступлении документально подтвержденной информации о совершении поднадзорным лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности дважды в течение одного года по части 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП, административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, в условиях нарушения одного или нескольких административных ограничений, сотруднику полиции необходимо инициативно подготовить и зарегистрировать в установленном порядке рапорт об обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК, и провести доследственную проверку.

При вынесении постановления о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 314.1 УК производство по делам об административных правонарушениях, являвшихся основанием для возбуждения уголовного дела, подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП.

К материалу проверки необходимо приобщить копии документов о привлечении поднадзорного лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП, а также о совершенных им правонарушениях, указанных в диспозиции части 2 статьи 314.1 УК, сопряженных с нарушением административных ограничения или ограничений.

Также требуется опросить поднадзорное лицо, в отношении которого проводится проверка. В объяснении этого лица должны быть отражены сведения о том, что поднадзорный знает о факте установления в отношении него административного надзора, сроке административного надзора и перечне административных ограничений, установленных ему судом, а также об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 314.1 УК.

Кроме того, к материалу проверки целесообразно приобщить копию письменного предупреждения поднадзорного лица об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 314.1 УК, в котором имеется его собственноручная подпись, копии решения суда об установлении административного надзора, решения суда о дополнении ранее установленных административных ограничений, графика прибытия поднадзорного лица на регистрацию в орган внутренних дел, регистрационного листа поднадзорного лица, актов посещения поднадзорного лица по месту жительства или пребывания (в случае нарушения ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток).

Для объективной оценки личности поднадзорного к материалу проверки целесообразно также приобщить характеризующий материал на поднадзорного, в том числе объяснения родственников и соседей об образе жизни, поведении в быту, источнике дохода, круге общения, характеристику из исправительного учреждения по месту последнего отбывания наказания.

При подготовке материалов в подразделения дознания о выявленных признаках преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК, а также при расследовании уголовных дел данной категории в обязательном порядке подлежат выяснению причины и условия, способствующие совершению преступления.

Методические рекомендации подготовлены ГУОООП МВД России.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector