0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

425 статья ук рф

Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарии к ст. 425 УПК РФ

1. В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Допрос, о котором упоминается в ч. ч. 1 — 5 коммент. ст., — это прежде всего допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования коммент. ст. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в коммент. ст., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие — нет. Между тем редакция ч. 2 ст. 53 УПК позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный бесспорно не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч. 2 ст. 189 УПК, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч. 3 ст. 425 УПК следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарии к ст. 191 УПК. Осталось выяснить, кто такой «психолог»? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога, психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 425 УПК, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также обычно безотносительно от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч. 4 коммент. ст. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты . Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе» прежде всего относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

Читать еще:  Браконьерство статья ук рф охота

См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Экзамен XXI, 2002. С. 584; и др.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в коммент. ст. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду, какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав не имела место, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 коммент. ст.

13. Исходя из содержания закрепленных в ч. ч. 5 и 6 коммент. ст. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с «протоколом». Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога) по крайней мере на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагога (психолога) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на ч. ч. 5 и 6 коммент. ст., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий к ст. ст. 9, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187 — 191 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. М.: Экзамен XXI, 2007.

Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

СТ 425 УПК РФ

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Статье 425 Уголовно-процессуального кодекса

1. Основной целью допроса несовершеннолетнего является получение от него достоверных показаний при максимальном соблюдении прав и законных интересов допрашиваемого.

Одной из таких гарантий является ограничение допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, по сравнению с допросом в общем порядке. Закон ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего двумя часами без перерыва, а всего в день — не более 4 часов (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ в ч. 1 ст. 191 УПК РФ в отношении несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вводятся временные ограничения допроса в зависимости от возраста несовершеннолетнего: в возрасте до семи лет — допрос не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. В отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых таких ограничений не установлено.

2. УПК РФ предусмотрены дополнительные процессуальные гарантии для несовершеннолетних при рассмотрении их дел судами общей юрисдикции. При рассмотрении таких дел обязательным является участие защитника и законного представителя, призванных не допустить нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

Право на государственную защиту несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) реализуется на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (если отсутствуют родители или лица, их заменяющие) или с их письменного согласия.

При этом участие в уголовном деле защитника и (или) законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не должно ущемлять права последних.

Отказ от защитника возможен только по инициативе правонарушителя (ч. 1 ст. 52 УПК РФ). Однако, как правило, защитник продолжает участвовать в деле, несмотря на заявленное несовершеннолетним ходатайство о самостоятельной защите. Это происходит в силу того, что подросток не способен сам полноценно осуществлять свою защиту .
———————————
Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 5. С. 3 — 6.

Читать еще:  292 часть 1 ук рф

3. Гарантией прав несовершеннолетних в уголовном процессе выступает то, что в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, должен присутствовать педагог или психолог. Более того, участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым, обязательно. Закон предусматривает участие в допросе несовершеннолетнего или педагога, или психолога, но не определяет, когда необходимо участие педагога, а когда — психолога, оставляя решение этого вопроса на усмотрение участников уголовного судопроизводства. Участие именно психолога многим современным юристам представляется более обоснованным, так как именно психолог специализируется на установлении психологического контакта следователя с подозреваемым, обвиняемым, в то время как главная задача педагога — это обучение, а вовсе не наведение «психологических мостов» . Ряд правоведов полагают необходимым привлекать к работе с детьми на следствии еще и психиатра . Представляется, что следователь должен обладать свободой в выборе между психологом и педагогом, исходя из конкретных обстоятельств.
———————————
Дощицын А. Производство следственных действий с участием малолетних и педагога // Уголовное право. 2010. N 4. С. 94.

Гвоздева И.С. Использование специальных психиатрических знаний по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 6. С. 12.

4. Обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обеспечивается либо следователем, дознавателем по своей инициативе или по ходатайству защитника. Заявленное защитником ходатайство об участии в допросе педагога или психолога должно быть обязательно удовлетворено следователем, дознавателем.

5. Участвующий в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог обладает следующими процессуальными правами:

1) задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Данное право может быть реализовано только с разрешения следователя, дознавателя;

2) знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Данным правом можно воспользоваться только по окончании допроса.

Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. О разъяснении вышеуказанных прав делается отметка в протоколе допроса.

6. Следственное действие в виде допроса проводится в отношении несовершеннолетнего не только в ходе предварительного следствия и дознания, но и в ходе судебного разбирательства. УПК РФ предусматривает, что порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Бездействие должностного лица (ст. 425 УК)

Ч. 2 ст. 425 УКопределяет данное преступление как умышленное во­преки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыпол­нение показателей, достижение которых являлось условием оказания госу­дарственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государ­ственным или общественным интересам.

В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму пре­ступного посягательства на интересы службы, которые и являются объек­томрассматриваемого преступления.

Бездействие должностного лица — это специальная форма злоупотребле­ния властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления — бездействие в пределах служебных полномочий (обязанностей) должностного лица, невыполнение обязанностей по службе при исполнении лицом служебных обязанностей и вопреки интересам службы, нанесение существенного вреда, наступление тяжких последствий — аналогичны по содержанию относящимся к злоупо­треблению властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).

С объективной стороныбездействие должностного лица состоит из следующих признаков:

— должностное лицо не исполнило требуемые по службе действия;

— совершение требуемых по службе действий входит в объем служеб­ных полномочий виновного лица (несовершение при нахождении на службе должностным лицом действий, требуемых по обстоятельствам, но не входя­щих в компетенцию (круг его служебных обязанностей), исключает состав рассматриваемого преступления);

— требуемые по службе действия должностное лицо должно было и мог­ло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;

— бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в круп­ном размере или существенный вред правам и законным интересам граж­дан либо государственным или общественным интересам либо повлекло невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказа­ния государственной поддержки. Бездействие по службе также могло быть связано с попустительством преступлению.

Для фиксации состава бездействия необходимо установить, что долж­ностное лицо действительно должно было совершить по службе определен­ные действия в силу возложенных на него служебных обязанностей. Од­нако ни один закон или даже служебная инструкция не исчерпывают весь перечень служебных обязанностей. Хотя суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции, указать, какие обязанности не вы­полнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.

Но служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной фор­ме, т. е. без учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэто­му следует установить необходимость совершения определенных действий по службе не только с точки зрения формальной компетенции данного должностного лица, но и с точки зрения очевидности (явности) объектив­ной ситуации, требующей от должностного лица совершить необходимые действия по службе.

Бездействие должностного лица при указанных условиях и будет неис­полнением действий по службе вопреки ее интересам. Установление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость употребле­ния власти, возложенной на должностное лицо, является важнейшим мо­ментом.

Читать еще:  322 ч 2 ук рф

Для уголовной наказуемости бездействия необходимо, чтобы долж­ностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуемые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степе­ни риска.

Под преступным неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий понимается не только их полное несовершение, но и со­вершение вопреки интересам службы не всех требуемых объективной си­туацией действий, которые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения дей­ствий. Ненадлежащее же исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности (ст. 428 УК).

Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению, — это невыполнение должностным лицом служебных дей­ствий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению. Сам факт невоспрепятствования преступле­нию со стороны должностного лица объединяет в себе и служебное без­действие, и последствие. Поэтому состав рассматриваемого преступления в этой связи является формальным. Необходимости наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда здесь не требуется.

Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в соот­ветствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе дей­ствия, направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемо­му преступлению. Такая служебная обязанность свойственна прежде всего представителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции общего организационно-распорядительного или административно-хозяйственного управления. В последнем случае указанная обязанность ограничена сферой деятельности организационной единицы.

Бездействие должностного лица, связанное с попустительством престу­плению, относится только к готовящемуся или совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привле­чению их к ответственности после того, как преступление совершено, для образования состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным ин­тересам.

С субъективной стороныбездействие должностного лица характеризу­ется умышленной виной (прямой умысел) по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служеб­ных действий и неосторожной виной к наступившим последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — ко­рыстная или иная личная заинтересованность (содержание указанных по­нятий рассмотрено при анализе ст. 424 УК).

Для констатации бездействия должностного лица, сопряженного с по­пустительством преступлению, необходимо установить наличие прямого умысла по отношению к факту служебного попустительства: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершенном преступлении, со­знает, что в соответствии со служебной компетенцией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

Субъектомданного преступления может быть только должностное лицо. Ответственность наступает с 16 лет.

Квалифицированным составомданного преступления (ч. 3 ст. 425 УК) является бездействие должностного лица:

-занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4 УК);

— повлекшее тяжкие последствия.

При оценке тяжести наступивших последствий в виде причинения теле­сных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия — невмешательства. Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездей­ствие должностного лица и соучастие (в форме пособничества) в соверше­нии соответствующего преступления.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Статья 51 УК РФ – что означает, отказ от показаний

Статья 51 УК РФ – это законодательный акт, который состоит из частей, что предполагают законное основание на отказ от свидетельствования против себя, родственников. Родственные связи определяются федеральным законодательством, правовым и нормативным актом, которые были утверждены органами власти и определяют общественные отношения.

Согласно гражданскому процессуальному кодексу установлен список категорий граждан по праву считающимися родственниками. Против таких категорий не свидетельствуют, полагаясь на статью 51.

Основные нюансы статьи 51

Во время предварительного следствия, когда органы порядка собирают информацию, близкие родственники, опираясь на ст. 51 могут не предъявлять сведения по проходимому делу. Судопроизводство не влияет на конституционное право граждан, при этом правом могут пользоваться все субъекты России.

Чтобы реализовать закрепленное статьей право необходимо четко разъяснить ответчику суть самого закона, его особенности и правила применения. В судебном порядке статья 51 зачитывается гражданину с конституции, при этом дополнительных объяснений или уточнений не следует. Как следствие гражданин, недопонявший суть закона, отказывается отвечать на любые вопросы, основываясь на ст. 51 уголовного кодекса.

Для избегания такого рода последствий, гражданину перед показаниями необходимо уяснить, что, имея такое право, он использует возможность не объявлять о некоторых фактах судебного процесса. Свидетель обязан рассказать об отношениях с фирмами, юридическими лицами, с которыми не состоит в родственных связях, но они участвуют в судебных разбирательствах.

Целью данного права является установление виновности ответчика или причастности к делу, по которому ведётся допрос. Все выяснения базируются на конституционной базе, если гражданин не получил уведомление о праве воспользоваться ст. 51, то собранные сведения считаются не действительными.

Как вести себя на допросе?