1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полномочиями прокурора в досудебных стадиях обладает

13. Назначение и полномочия прокурора на досудебных стадиях.

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125настоящего Кодекса;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Глава 1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Глава 2. Нормативные акты, регламентирующие деятельностьпрокурора

Глава 3. Полномочия прокурора (структура досудебной стадии уголовного судопроизводства)

1. Возбуждение уголовного дела

2. Предварительное расследование

3. Привлечение лица в качестве обвиняемого

4. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (актом)

Список использованной литературы

Рост преступности на современном этапе стал одной из самых трудноразрешимых проблем нашего общества. Различные аспекты борьбы с преступностью являются предметом обсуждения органов законодательной власти и правительства, а также всех правоохранительных органов и научных учреждений.

Разработка мер по борьбе с преступностью, естественно, предполагает дальнейшие совершенствования её профилактики, своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, и их справедливое наказание в судебном порядке является одним из существенных условий предотвращения новых правонарушений. Однако, в условиях формирующегося демократического правового государства сложной задачей является не только раскрытие совершенных преступлений, но также и доказывание вины конкретных лиц как на стадии предварительного расследования, так и при судебном разбирательстве уголовных дел. В то же время не менее важным является предотвращение привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных лиц, а также недопущение судебных ошибок, а в случае их совершения, незамедлительное их устранение. Важная роль в осуществлении этих задач принадлежит прокурору.

Как известно, прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению темы данной работы, необходимо обратить внимание на нормативные акты регулирующие деятельность прокурора в уголовном процессе.

Актуальность и важность рассматриваемой темы определяется тем, что прокуратура призвана осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. А именно в уголовном процессе решаются чрезвычайно важные вопросы судьбы человека, так как в соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В соответствии со сказанным можно сказать и о целях данной работы, которыми является рассмотрение:

1 процессуальных прав и обязанностей прокурора в уголовном процессе;

2 значения прокурора в уголовном процессе.

Необходимость рассмотрения вопросов связанных с должностью прокурора и требований к кандидатам на должность прокурора заключается в том, что во многом от процессуальной деятельности прокурора зависит решение вопросов об обстоятельствах совершения преступления и личности виновного, что оказывает влияние на наказание назначаемое осужденному.

Теперь, когда немного сказано о роли прокурора в уголовном процессе, необходимо перейти к рассматриваемой теме, чтобы ответить на поставленные ранее вопросы.

Глава 1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Согласно ч.1 ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного расследования.

В качестве прокурора в уголовно-процессуальных отношениях законодатель предписывает понимать Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, их заместителей, иных должностных лиц органов прокуратуры участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (п.31 ст.5 УПК).

Однако в ч.2 ст. 37 УПК формы реализации этого надзора дифферинцированы. Так, закон предписывает прокурору в ответ на процессуальные решения или действия следователя, дознавателя в одних случаях давать согласие или выносить мотивированное решение, причем иногда незамедлительно (ч.2 ст. 106, ч.3 ст. 108, ч.1 ст. 114, ч.1 ст. 115, ч.4 ст. 146, ч.1 ст. 165 УПК), в других случаях принимать решение об утверждении (обвинительного акта или обвинительного заключения) или иное решение (ч.1 ст. 221, ч.1 ст. 226 УПК), в третьих случаях не обязывает как- либо реагировать даже при получении от следователя копий постановлений, содержащих важные процессуальные решения (ст. 208, 213 УПК). Таким образом, в законе установлены некие приоритеты для прокурорского надзора. Возникает вопрос: оптимально ли выбраны эти приоритеты и сами формы надзора, чем должен определяться этот выбор?

В отечественной науке долгое время является дискуссионным вопрос о функциях прокурора в уголовном судопроизводстве, а следовательно, и о приоритетах и формах надзора за законностью и обоснованностью процессуальных действий и решений следователя (дознавателя).

На мой взгляд при установлении приоритетов прокурорского надзора следует исходить, прежде всего, из назначения уголовного судопроизводства. Согласно ч.1 ст. 6 УПК уголовное судопроизводство имеет свои назначением:

Читать еще:  46 ук рф

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Такое возведенное в ранг принципа назначение уголовного судопроизводства логически вытекает из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства; что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2, 18 Конституции РФ).

Поэтому применительно к досудебному производству приоритетными для прокурорского надзора должны быть те этапы, где существует реальная опасность для высшей ценности. приоритетными должны быть те процессуальные решения органа дознания, дознавателя или следователя, которые затрагивают интересы участников уголовного судопроизводства или иных лиц, а, следовательно, существует и необходимость незамедлительного предупреждения или исправления возможных ошибок или нарушений уголовно- процессуальных норм.

Если использовать этот критерий, то следует признать, что в УПК приоритеты доля прокурорского надзора, способствующие защите от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, определены в целом верно.

Глава 2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Организация и деятельность прокуратуры- государственного органа, призванного, прежде всего, осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, регламентируются совокупностью конституционных норм, законодательных и иных нормативных правовых актов.

Как уже было отмечено, в соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Однако, как известно прокурор в своей деятельности руководствуется не только федеральными законами, но и Конституцией Российской Федерации, а также подзаконными нормативными актами. В связи с этим необходимо дать краткую характеристику используемых нормативных актов.

Так, Конституция Российской Федерации как основной закон государства, обладающей высшей юридической силой на территории РФ, закладывает важнейшие принципы общественных отношений, складывающихся между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью, устанавливает основополагающие принципы судопроизводства в России, проведения предварительного следствия, правовое положение обвиняемых в совершении преступлений, указывает на то, что деятельность прокурора регулируется специальным законом. В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п «о»ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, не соответствия закону не действительны, не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры включают и международные договоры РФ (нормы договоров, конвенций, касающиеся непосредственно прокуратуры). В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции России: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В настоящее время действует Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры (Алма-Ата, 8 октября 1992 г.), в соответствии с которым прокуратуры независимых государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, обязуются оказывать друг другу помощь по выполнению отдельных процессуальных действий и иную помощь.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Глава 1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Глава 2. Нормативные акты, регламентирующие деятельностьпрокурора

Глава 3. Полномочия прокурора (структура досудебной стадии уголовного судопроизводства)

1. Возбуждение уголовного дела

2. Предварительное расследование

3. Привлечение лица в качестве обвиняемого

4. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (актом)

Список использованной литературы

Рост преступности на современном этапе стал одной из самых трудноразрешимых проблем нашего общества. Различные аспекты борьбы с преступностью являются предметом обсуждения органов законодательной власти и правительства, а также всех правоохранительных органов и научных учреждений.

Разработка мер по борьбе с преступностью, естественно, предполагает дальнейшие совершенствования её профилактики, своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, и их справедливое наказание в судебном порядке является одним из существенных условий предотвращения новых правонарушений. Однако, в условиях формирующегося демократического правового государства сложной задачей является не только раскрытие совершенных преступлений, но также и доказывание вины конкретных лиц как на стадии предварительного расследования, так и при судебном разбирательстве уголовных дел. В то же время не менее важным является предотвращение привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных лиц, а также недопущение судебных ошибок, а в случае их совершения, незамедлительное их устранение. Важная роль в осуществлении этих задач принадлежит прокурору.

Как известно, прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению темы данной работы, необходимо обратить внимание на нормативные акты регулирующие деятельность прокурора в уголовном процессе.

Актуальность и важность рассматриваемой темы определяется тем, что прокуратура призвана осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. А именно в уголовном процессе решаются чрезвычайно важные вопросы судьбы человека, так как в соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В соответствии со сказанным можно сказать и о целях данной работы, которыми является рассмотрение:

1 процессуальных прав и обязанностей прокурора в уголовном процессе;

2 значения прокурора в уголовном процессе.

Необходимость рассмотрения вопросов связанных с должностью прокурора и требований к кандидатам на должность прокурора заключается в том, что во многом от процессуальной деятельности прокурора зависит решение вопросов об обстоятельствах совершения преступления и личности виновного, что оказывает влияние на наказание назначаемое осужденному.

Теперь, когда немного сказано о роли прокурора в уголовном процессе, необходимо перейти к рассматриваемой теме, чтобы ответить на поставленные ранее вопросы.

Глава 1. Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Согласно ч.1 ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного расследования.

В качестве прокурора в уголовно-процессуальных отношениях законодатель предписывает понимать Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, их заместителей, иных должностных лиц органов прокуратуры участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (п.31 ст.5 УПК).

Однако в ч.2 ст. 37 УПК формы реализации этого надзора дифферинцированы. Так, закон предписывает прокурору в ответ на процессуальные решения или действия следователя, дознавателя в одних случаях давать согласие или выносить мотивированное решение, причем иногда незамедлительно (ч.2 ст. 106, ч.3 ст. 108, ч.1 ст. 114, ч.1 ст. 115, ч.4 ст. 146, ч.1 ст. 165 УПК), в других случаях принимать решение об утверждении (обвинительного акта или обвинительного заключения) или иное решение (ч.1 ст. 221, ч.1 ст. 226 УПК), в третьих случаях не обязывает как- либо реагировать даже при получении от следователя копий постановлений, содержащих важные процессуальные решения (ст. 208, 213 УПК). Таким образом, в законе установлены некие приоритеты для прокурорского надзора. Возникает вопрос: оптимально ли выбраны эти приоритеты и сами формы надзора, чем должен определяться этот выбор?

В отечественной науке долгое время является дискуссионным вопрос о функциях прокурора в уголовном судопроизводстве, а следовательно, и о приоритетах и формах надзора за законностью и обоснованностью процессуальных действий и решений следователя (дознавателя).

Читать еще:  286 ук россии

На мой взгляд при установлении приоритетов прокурорского надзора следует исходить, прежде всего, из назначения уголовного судопроизводства. Согласно ч.1 ст. 6 УПК уголовное судопроизводство имеет свои назначением:

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Такое возведенное в ранг принципа назначение уголовного судопроизводства логически вытекает из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства; что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2, 18 Конституции РФ).

Поэтому применительно к досудебному производству приоритетными для прокурорского надзора должны быть те этапы, где существует реальная опасность для высшей ценности. приоритетными должны быть те процессуальные решения органа дознания, дознавателя или следователя, которые затрагивают интересы участников уголовного судопроизводства или иных лиц, а, следовательно, существует и необходимость незамедлительного предупреждения или исправления возможных ошибок или нарушений уголовно- процессуальных норм.

Если использовать этот критерий, то следует признать, что в УПК приоритеты доля прокурорского надзора, способствующие защите от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, определены в целом верно.

Глава 2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Организация и деятельность прокуратуры- государственного органа, призванного, прежде всего, осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, регламентируются совокупностью конституционных норм, законодательных и иных нормативных правовых актов.

Как уже было отмечено, в соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Однако, как известно прокурор в своей деятельности руководствуется не только федеральными законами, но и Конституцией Российской Федерации, а также подзаконными нормативными актами. В связи с этим необходимо дать краткую характеристику используемых нормативных актов.

Так, Конституция Российской Федерации как основной закон государства, обладающей высшей юридической силой на территории РФ, закладывает важнейшие принципы общественных отношений, складывающихся между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью, устанавливает основополагающие принципы судопроизводства в России, проведения предварительного следствия, правовое положение обвиняемых в совершении преступлений, указывает на то, что деятельность прокурора регулируется специальным законом. В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п «о»ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, не соответствия закону не действительны, не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры включают и международные договоры РФ (нормы договоров, конвенций, касающиеся непосредственно прокуратуры). В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции России: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В настоящее время действует Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры (Алма-Ата, 8 октября 1992 г.), в соответствии с которым прокуратуры независимых государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, обязуются оказывать друг другу помощь по выполнению отдельных процессуальных действий и иную помощь.

Прокурор: задачи и полномочия на досудебных и в судебных стадиях уголовного процесса.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим одексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

24. Особенности процессуального статуса подозреваемого, проблемные вопросы реализации.

подозреваемый в современном уголовном процессе РФ– это лицо, чьи права и свободы существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием до вынесения постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого или обвинительного акта. Такими действиями и мерами признаются: возбуждение в отношении него уголовного дела; задержание его по подозрению в совершении преступления, применение в отношении него меры пресечения до предъявления обвинения, уведомление его о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК), проведение в отношении него следственных действий, а также иные меры, предпринимаемые в целях его изобличения или свидетельствующие о наличии подозрений против него.

Читать еще:  Виды лишения свободы по ук рф

Права подозреваемого достаточно обширны, среди них можно выделить: право давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний; возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать объяснения и показания на родном языке или языке, которым он владеет, и пользоваться помощью переводчика бесплатно, в случаях, когда обвиняемый не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется судопроизводство; участвовать в ходе судебного разбирательства в исследовании доказательств и судебных прениях; произносить последнее слово; приносить жалобы на действия, бездействие и решения органов, осуществляющих производство по делу; знакомиться в установленном законом порядке с материалами дела. Процессуальные права обвиняемого не могут быть ограничены в связи с участием в деле его защитника и (или) законного представителя. Однако, защитник помогает подозреваемому реализовать его право на защиту, предусматривающее возможности по ознакомлению с подозрением, выдвижению защитительных версий и подкреплению их защитительными доказательствами.

Процессуальное положение подозреваемого как и всех других частных лиц в уголовном процессе регулируется демократичным запретительным методом – разрешено все, что прямо не запрещено законом. Поэтому перечень прав подозреваемого не исчерпывающий. Из запретов и их обеспечивающих мер принуждения вытекают обязанности подозреваемого. Подозреваемый обязан являться по вызову, не скрываться от органов расследования, не препятствовать выяснению истины, не продолжать преступную деятельность, подвергаться освидетельствованию и экспертизе, представлять образцы для сравнительного исследования.

Подозреваемый появляется не в каждом уголовном деле, а если и появляется, то на непродолжительное время. Не более 10 суток обычно действует мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 100 УПК), а срок задержания составляет 48 часов (ст. 94 УПК). Подозреваемый участвует на всем протяжении дознания (30 суток). Если не подтверждается причастность подозреваемого к совершению преступления, то в отношении него уголовное преследование прекращается. Если же подозрение становится обвинением, то подозреваемый приобретает статус обвиняемого.

В заключение отметим, что процесс демократизации, гласности, привлечение внимания общества ко всему, что связано с применением уголовно-процессуального принуждения и уголовного наказания, серия чрезвычайных происшествий в местах содержания задержанных настойчиво требует по-новому понять статус подозреваемого в уголовном процессе России.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Вопрос 361. Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях.

Вопрос 361. Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Прокурор – должностное лицо органа прокуратуры, обладающее полномочиями по осуществлению возложенных на нее функций и задач. Под прокурором в УПКпонимается Генеральный прокурор Российской Федерации, подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен (ст. 37 УПК):

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125УПК;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Государственный обвинитель представляет суду доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ст. 246 УПК).

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.

Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем (ст. 246 УПК):

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой УК, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;

3) переквалификации деяния в соответствии с нормой УК, предусматривающей более мягкое наказание.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector