0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила проведения предварительного расследования

Предварительное расследование — что нужно знать

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы. Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях. Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования. В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому). При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.

Общие условия предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования — правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины.
В уголовно-процессуальном законе речь идет об общих условиях предварительного следствия. Однако в подавляющем большинстве случаев они распространяют свое действие и на дознание в силу ст. 120 УПК, указывающей на то, что при производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия.

К общим условиям предварительного расследования относятся следующие положения.

1. Соблюдение правил подследственности. Нарушение требований ст. 126 УПК, выразившихся в замене предварительного следствия на дознание, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 8 декабря 1999 г. «О практике применения судами законодательства, регламентирующего направление уголовных дел для дополнительного расследованиям//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 381.

2. Процессуальная самостоятельность следователя. Это условие характеризует только предварительное следствие.
Содержание этих двух условий раскрыто в настоящей лекции выше.

3. Индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел.
Согласно ст. 26 УПК, выделение дел допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на полноте и объективности исследования и разрешения дела.

Соединению в одно производство подлежат лишь дела:
а) по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений;
б) по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений;
в) о заранее не обещанном укрывательстве этих же преступлений.

Соединение и выделение дел производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или по определению суда.*

Читать еще:  Приговоры по ст 312 ук рф

* Более подробно об этом: Шарафутдинов Ш. Ф. Соединение и выделение уголовных дел и материалов в советском уголовном процессе. Уфа, 1990.

4. Своевременное начало производства предварительного расследования (ст. 129 УПК).

Предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Орган дознания и следователь обязаны немедленно приступить к расследованию по возбужденным ими или переданным им делам.
Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копии этих постановлений орган дознания и следователь не позднее 24 часов направляют прокурору.

5. Сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании преступлений (ст. 129 УПК).

По общему правилу расследование уголовного дела осуществляется единолично следователем. В то же время в случае сложности дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. Один из следователей (руководитель группы, бригады) принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случае участникам процесса разъясняется право на отвод любого из состава следователей.
Студентам не следует отождествлять следственную группу, бригаду, состоящую только из следователей, и следственную группу с привлечением оперативных работников (следственно-оперативную группу). Порядок создания и функционирования последней регулируется ведомственными актами.

6. Соблюдение сроков предварительного расследования (ст. 121 и 133 УПК).

7. Привлечение к участию в расследовании заинтересованных и иных лиц (ст. 1331-138 УПК).

Расследование характеризуется широким кругом его участников. В процессе расследования принимают участие специалисты, эксперты, потерпевшие, гражданский истец, гражданский ответчик, переводчики, защитники, подозреваемые, обвиняемые и др.

8. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 139 УПК).

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения органа дознания, следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным.

В необходимых случаях участники процесса и другие лица предупреждаются о недопустимости разглашения данных расследования, о чем от этих лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности, предусмотренной ст. 310 УК.

9. Обязательность установления причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятия мер по их устранению (ст. 140 УПК).

10. Обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела (ст. 131 УПК).

Лицо, производящее дознание, следователь не вправе отказать подозреваемому, обвиняемому, их законным представителям и их защитникам, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в производстве следственных действий по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь значение для дела.

Имеющими значение для дела являются обстоятельства, указанные в ст. 20,21 и 68 УПК, а равно все другие обстоятельства, выяснение которых может иметь значение для правильного расследования дела.

О результатах рассмотрения ходатайств сообщается лицу, заявившему ходатайство. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства следователь обязан вынести постановление с указанием мотивов отказа.

11. Соблюдение порядка и формы досудебной подготовки материалов (ст. 141-142 УПК и др.).

12. Использование специальных познаний и научно-технических средств (ст. 1331, 1441, 184 УПК и др.).

Специальные познания реализуются в уголовном процессе в двух основных формах: в форме участия специалиста в следственных действиях и форме производства судебных экспертиз.

Научно-технические средства используются непосредственно лицом, производящим дознание, следователем или специалистом для обнаружения, изъятия и закрепления доказательств, а также экспертами при производстве экспертиз.
13. Обязательность взаимодействия следователя с органом дознания; средствами массовой информации; населением (ст. 119,127, 128 УПК и др.).

Последние две формы взаимодействия характерны также для деятельности органов дознания.

Особое значение для решения задач уголовного судопроизводства имеет взаимодействие следователя с органом дознания.

Взаимодействие следователя и органа дознания — согласованная их деятельность, основанная на законе и подзаконных актах, с целью наиболее успешного и эффективного решения задач уголовного процесса.

Это взаимодействие обусловливается следующими объективными предпосылками:
а) общностью стоящих перед следователем и органом дознания задач по борьбе с преступностью;
б) различием полномочий этих органов;
в) специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью;
г) самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу.
Необходимость взаимодействия следователя и органа дознания возникает:

  1. при выезде на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии преступлений «по горячим следам»;
  2. при решении вопросов о возбуждении уголовных дел по оперативным материалам;
  3. после возбуждения уголовного дела, расследование которого отнесено к подследственности следователя;
  4. в следственных группах с привлечением оперативных работников, создаваемых для расследования сложных дел и дел о преступлениях прошлых лет;
  5. когда следователь испытывает затруднения в отыскании доказательств и их источников;
  6. когда в процессе расследования требуется осуществление функций, специфически присущих органу дознания;
  7. когда следователь один физически не может эффективно произвести конкретное следственное действие;
  8. когда неизвестно местонахождение имущества, на которое должен быть наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества;
  9. когда не обнаружено лицо, совершившее преступление и подлежащее привлечению в качестве обвиняемого;
  10. при проведении предупредительно-воспитательной работы на обслуживаемом участке.

Правовой основой рассматриваемого взаимодействия являются нормы уголовно-процессуального законодательства, закона РФ от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», подзаконных актов Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ.

В правовой литературе различают процессуальные и организационные формы взаимодействия.

Процессуальные формы взаимодействия — способы взаимодействия, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

Процессуальными формами взаимодействия являются:

  1. поручение следователя органу дознания о производстве следственных и розыскных действий;
  2. содействие органа дознания деятельности следователя по производству отдельных следственных действий;
  3. уведомление следователя о результатах реализации оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания, до установления преступника;
  4. производство по судебному решению контроля и записи переговоров (ст. 119, 127, 1741 УПК).

Организационные формы взаимодействия — способы взаимодействия, выработанные следственной и оперативно-розыскной практикой и регламентированные подзаконными актами.

К ним можно отнести:

  1. извещение органом дознания следователя, обслуживающего участок, где совершено преступление, либо специализирующегося по делам данной категории, о начатом расследовании такого преступления;
  2. направление следователю материалов проверки по данным, полученным оперативно-розыскным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  3. ознакомление следователя с результатами оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение к возбуждаемым и расследуемым им уголовным делам;
  4. согласованное планирование следственных действий и оперативных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователя;
  5. совместное обсуждение собранных по делу доказательств и оперативно-розыскных данных;
  6. создание следственно-оперативной группы для раскрытия преступлений «по горячим следам», для расследования сложных и трудоемких дел, а также дел о преступлениях прошлых лет (не раскрытых ранее или возвращенных на дополнительное расследование);
  7. создание следственно-оперативных групп для выезда на места происшествий;
  8. взаимное информирование о наличии доказательств и оперативных данных, представляющих интерес для следователя и органа дознания;
  9. осуществление организационного руководства взаимодействием со стороны руководителя горрайоргана внутренних дел.

14. Наличие прокурорского надзора (ст. 211-217 УПК), ведомственного контроля (ст. 119,120,1271 УПК) и в ограниченных пределах судебного контроля (ст. 113, 209, 2202 УПК и др). Надзор прокурора осуществляется за своевременностью и правильностью исполнения законов органами дознания и предварительного следствия. При этом прокурор обладает обширными полномочиями по осуществлению данного вида надзора.
Ведомственный контроль за деятельностью лица, производящего дознание, осуществляется начальником органа дознания, а за деятельностью следователя — начальником следственного подразделения (отдела, части, комитета).

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Вопрос 385. Понятие и общие условия предварительного расследования. Сроки дознания и предварительного следствия: порядок исчисления и продления.

Вопрос 385. Понятие и общие условия предварительного расследования. Сроки дознания и предварительного следствия: порядок исчисления и продления.

Предварительное расследование является отдельной стадией уголовного процесса и разновидностью досудебного разбирательства. Оно носит вспомогательный характер по отношению к судебному разбирательству и призвано формировать условия, при которых возможно надлежащее рассмотрение и разрешение дела судом.

Под общими условиями предварительного расследования понимаются предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила, действующие на протяжении всего периода предварительного расследования и отражающие общие его черты и особенности. Они устанавливают универсальные требования к совершению действий и принятию решений в ходе предварительного следствия и дознания.

Общие условия предварительного расследования содержат ряд положений, регулирующих процесс ведения уголовного дела:

— субъект, характер и место производства (формы, подследственность, производство неотложных следственных действий) – ст. 150- 152,157 УПК;

— объем производства (соединение и выделение уголовных дел, выделение в отдельное производство материалов уголовного дела) – ст. 153-155 УПК;

— начальный и конечный момент производства – ст. 156,158 УПК;

— обязанности органов расследования по принятию мер об устра-нении обстоятельств, способствующих совершению преступления, по обеспечению прав и законных интересов участников процесса и других лиц (рассмотрение ходатайств, меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого, а также меры по обеспечению сохранности их имущества) – ст. 159, ч. 2 ст. 158, ст. 160 УПК;

— информационную составляющую предварительного расследования (недопущение разглашения данных предварительного следствия) – ст. 161 УПК.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня его возбуждения.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвини-тельным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Читать еще:  Право обвиняемого на защиту включает в себя

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК.

Срок предварительного следствия (два месяца), предусмотренный ч. 1 ст. 162 УПК, может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ.

Предварительное расследование в уголовном деле

Содержание статьи

Проверка и оценка доказательной базы по любому преступлению начинается с предварительного расследования (далее – ПР). На основании имеющихся доказательств осуществляется защита интересов потерпевших/заинтересованных лиц и выявляются факты для привлечения к ответственности виновных.

Какой порядок расследования установлен законодательством РФ, кто является уполномоченным лицом по данному процессу и какие действия недопустимы? Общая информация по этим вопросам представлена в нашей статье. Получить развернутую консультацию юристов по теме судопроизводства и предварительного следствия в конкретной ситуации можно на сайте компании и по телефону.

Обратите внимание!

Основная задача органов предварительного расследования – выявление причин, фактов и обстоятельств по совершенному уголовному делу для последующей передачи материалов суд.

Органы предварительного расследования

Не только следователь имеет право проводить ПР по возбужденному уголовному делу. Уполномоченные органы предварительного следствия включают ряд отделений МВД, что зависит от подследственности преступлений:

  • следствие ФСБ – шпионаж, государственная измена и прочее;
  • следственный аппарат при прокуратуре и следственном комитете – похищение людей, убийства, контрабанда, преступления против сексуальной неприкосновенности и т.д.;
  • органы внутренних дел уполномочены проводить расследования по делам различной тяжести – наркотики (оборот/сбыт), деяния против собственности, вред здоровью и прочее.

Если уголовное дело не может быть возбуждено полицией, то все полномочия по срочному дознанию и выявлению признаков преступления передаются другим органам, имеющим доступ к информации и лицам, причастным к преступлению. Проводить неотложные следственные действия могут:

Работа группы следователей допускается при большом уголовном деле высокой сложности.

Законность действий и решений следователя и дознавателя контролируется путем прокурорского надзора и судебного контроля.

Общие условия предварительного расследования

Согласно главе 21 УПК РФ, общие условия расследования на предварительном этапе включают ряд пунктов, выполнение которых является обязательным и не может рассматриваться в ином значении от представленного в законодательстве.

Правила определения подследственности преступления

Подследственность уголовного дела определяется по ряду критериев:

  • в зависимости от характера содеянного устанавливается предметная (родовая) подследственность – ст. 151 УПК РФ;
  • территориальная характеристика определяется по месту совершения преступления на момент его начала и окончания – ст. 152 УПК РФ;
  • в зависимости от субъекта (личность обвиняемого) устанавливается персональная подследственность, что определяет орган проведения предварительного следствия;
  • альтернативная подследственность устанавливается для некоторых экономических преступлений.

Также имеет место выявление подследственности по связи уголовных преступлений, расследование которых может осуществляться следователем, возбудившим дело или по вышеизложенным показателям.

Выделение отдельных уголовных дел

Объединить несколько дел в одно производство допускается в некоторых ситуациях. Это правило действует в отношении совершеннолетних/несовершеннолетних преступников, соучастников, одного виновного или подозреваемого.

При соединении уголовных дел учитываются обстоятельства и доказательства содеянного, которые могут указывать на тот факт, что несколько разных преступлений совершены одним и тем же лицом/лицами.

Обратите внимание!

Срок производства при соединении дел определяется по тому эпизоду, который имеет более длительный период ПР.

Выделение дела в отдельное производство допускается в следующих ситуациях:

  • дело имеет большой объем;
  • по преступлению насчитывается множество эпизодов;
  • следователь или дознаватель выносит соответствующее постановление.

В отдельном деле все процессуальные документы должны быть представлены в копии, заверенной следователем или в подлинном варианте.

Ходатайства участников процесса – правила рассмотрения

Рассмотрение ходатайства участников процесса на стадии предварительного изучения материалов и их расследования является обязательным.

Отказ заинтересованному лицу в допросе свидетелей, производстве любых следственных действий, в том числе экспертизе, должен быть мотивированным. В ином случае это будет расцениваться, как нарушение процессуальных норм.

Имущественные ценности, попечительство

В зависимости от обстоятельств уголовного дела, по защите материальных ценностей и попечительству об иждивенцах применяются определенные меры:

  • попечение о детях, стариках и недееспособных гражданах устанавливается путем передачи их на попечительство родным и близким, а также в специальные учреждения на время заключения опекуна под стражу;
  • обеспечение сохранности материальных ценностей также входит в круг обязанностей дознавателя/следователя.

Условия конфиденциальности

Любые сведения по ПР являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Об ответственности по данному пункту предупреждаются все участники процесса, что может повлечь наказание по ст. 310 УК РФ.

Предание данным гласности допустимо с разрешения следственных органов в определенном объеме. Условие разглашения сведений с разрешения следователя – не нарушены права и интересы участников уголовного дела.

Процессуальные акты, постановления и иные формы документов при предварительном следствии, которые были вынесены с нарушением закона, признаются юридически ничтожными и подлежат отмене.

Окончание расследования – формы

В какой форме может быть завершено расследование по уголовному делу, установлено ст. 158 УПК РФ:

  • прекращение/закрытие уголовного дела по ряду причин – недостаточность доказательств, смерть обвиняемого, мирное соглашение и прочее;
  • передача обвинительного заключения в прокуратуру и суд;
  • постановление о принудительном медицинском лечении обвиняемого, что подразумевает судебное решение на основании имеющихся справок и ходатайств следственных органов.

Обратите внимание!

В случае лечения, предварительное следствие может быть приостановлено.

Сроки предварительного расследования

Перечень уполномоченных в ПР лиц по неотложным действиям указан выше. Закон РФ наделяет данные подразделения правом вести дознание и возбудить уголовное дело с проведением неотложных действий в течение 10 дней.

Обратите внимание!

10-дневный период по неотложным действиям не подлежит продлению.

Правила по определению сроков:

  • предварительное следствие может быть начато исключительно после возбуждения уголовного дела;
  • срок окончания не более 2-х месяцев с момента возбуждения (ст. 162 УПК РФ) и до дня передачи материалов в прокуратуру;
  • продлить установленный законом период можно до 3-х месяцев по общим правилам;
  • если преступление относится к разряду наиболее сложных, то руководство следственного отдела имеет право продлить срок до 12 месяцев (больший период устанавливается в исключительных случаях с разрешения Следственного Комитета (СК) при Прокуратуре);
  • в случае возобновления ранее приостановленного дела, срок расследования на предварительном этапе составляет 1 месяц с возможностью продления.

Срок по делам, выделенным в отдельное производство, исчисляется с момента вынесения постановления (если дело возбуждается относительного нового лица). В остальных случаях (если виновное лицо одно), срок начала считается момент возбуждения первого (общего) уголовного дела.

Резюме

Предварительное следствие – первый этап расследования уголовного преступления, который проводится для выявления всех очевидных и неоспоримых доказательств содеянного, а также оправдания или осуждения подозреваемого. Общие характеристики расследования включают:

  • полномочиями по данному процессу наделены многие ведомства МВД, в том числе военное и морское руководство, что зависит от ситуации;
  • процесс ПР включает несколько этапов – от дознания до допроса свидетелей и выявления ранее неизвестных улик по делу;
  • окончание следствия характеризуется закрытием дела или передачей его в прокуратуру/суд;
  • сроки, установленные законодательством РФ, варьируют от 1 месяца до 1 года и более. В последнем случае продление возможно только при согласии СК.

При нарушении установленных процессуальных норм следователем/дознавателем, дело может быть закрыто, а обвинения сняты. По личным вопросам касательно расследования преступления можно обратиться за консультацией к опытным юристам нашей компании.

Глава 2. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ НАЧАЛА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика института поводов и оснований начала предварительного расследования

Стадия предварительного расследования начинается непосредственно после стадии возбуждения уголовного дела. Их разграничивает решение о возбуждении уголовного дела. Поэтому поводы и основания начала предварительного расследования и предусмотренные ст. 140 — 143 УПК РФ поводы и фактические основания вынесения постановления о возбуждении уголовного дела — это равнообъемные понятия. Юридическим основанием начала предварительного расследования соответственно согласно закону является само постановление о возбуждении уголовного дела.

Читать еще:  Приговор ст 196 ук рф

В то же время следует признать, что иногда органы предварительного расследования игнорируют данное правило и приступают к установлению всех признаков и элементов состава преступления (а не только уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления) уже на первоначальной стадии уголовного процесса. Тем самым они, по сути, начинают решение задач, стоящих перед стадией предварительного расследования, путем применения мер более ранней стадии уголовного процесса — стадии возбуждения уголовного дела. Уже одно лишь названное обстоятельство позволяет заявить, что при наличии повода и фактического основания начала предварительного расследования следователь (дознаватель и др.) обязан приступить и своевременно вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

Мы бы даже пошли дальше. Не предварительное расследование начинается после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, а соответствующее постановление должно быть вынесено, как только в распоряжении органа предварительного расследования появились повод и фактическое основание для начала предварительного расследования. Последние (повод и основание) в юридической литературе принято именовать поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Однако по своему назначению это скорее повод и фактическое основание для начала предварительного расследования, а постановление о возбуждении уголовного дела есть лишь документ, роль которого — подтвердить наличие у следователя (дознавателя и др.) соответствующих повода и фактического основания.

А теперь приступим к подробному исследованию понятия и предусмотренных законом требований к оформлению поводов и оснований для начала предварительного расследования посредством анализа правовой основы поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, которые, как нами уже было замечено, по своей сути и являются поводами и фактическими основаниями начала предварительного расследования.

Перечень поводов для начала предварительного расследования (для возбуждения уголовного дела) закреплен в ст. 140 УПК РФ. Он исчерпывающий. Здесь же говорится о фактических основаниях для возбуждения уголовного дела. «Для возбуждения уголовного дела», то есть для принятия решения (решения о возбуждении уголовного дела), после которого наступает стадия предварительного расследования.

Буквально согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для начала предварительного расследования «служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании».

Причем поводом для начала предварительного расследования преступления, предусмотренного статьями 198 — 199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В то же время исходя из содержания ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием для начала предварительного расследования является «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

Чтобы сформировать четкое представление об институте поводов и фактических оснований начала предварительного расследования, следует проанализировать позиции ученых применительно к институту поводов и оснований возбуждения уголовного дела. Между тем, как мы установили, в комментариях к соответствующей статье (ст. 140) УПК РФ не уделяется должного внимания общим понятиеобразующим признакам каждого из названных явлений. Л.Н. Масленникова, например, отсылает правоприменителя к комментарию п. 43 ст. 5 УПК, хотя в нем вообще отсутствуют какие-либо разъяснения . В других комментариях к ст. 140 УПК РФ приводится характеристика не поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, а содержание первоначальной стадии уголовного процесса, этапов, ее составляющих . В редких случаях дается лишь определение понятиям повода и основания .

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2002. С. 81, 297.

См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. С. 263 и др.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (отв. ред. И.Л. Петрухин) включен в информационный банк согласно публикации — Велби, Проспект, 2008 (6-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК «Велби», 2002. С. 208.

Уже только поэтому, думается, оправдан комплексный анализ как института поводов и оснований возбуждения уголовного дела, а посредством такового и одновременное исследование поводов, а равно фактических оснований начала предварительного расследования.

2.2. Поводы начала предварительного расследования

Анализ формулировок, использованных законодателем в ч. 1 ст. 140 УПК РФ с учетом содержания ст. 21, 39, 40, 146, 163 УПК РФ, позволяет заключить, что в самом общем виде повод для начала предварительного расследования — это первый источник осведомленности следователя (дознавателя и др.) о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях такового), содержащем уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава какого-либо преступления.

Другие авторы комментариев к ст. 140 УПК РФ иногда под поводами для возбуждения уголовного дела понимают совершенно иные явления. Так, А.Н. Шевчук к ним относит «сообщение о преступлении, содержащееся в заявлении о преступлении, явке с повинной или в ином источнике» . Не трудно заметить, что указанным определением автор ставит знак равенства как минимум между формой определенного рода юридического факта и содержанием другого юридического факта, то есть между поводом для возбуждения уголовного дела, а в нашем случае и начала предварительного расследования, и основанием для начала уголовного процесса.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция… С. 263 и др.

Принято считать, что поводы для начала уголовного процесса ничем не отличаются от поводов для возбуждения уголовного дела. Это в принципе правильное суждение все же требует некоторых дополнительных разъяснений. Действительно, приведенный в ст. 140 УПК РФ перечень источников осведомленности о специфического рода деянии (последствиях такового) ограничивает круг возможных поводов как для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования), так и для начала уголовного процесса.

Между тем почти невозможно игнорировать существующие взаимосвязи формы и содержания явления. В нашем случае повод — это форма, а основание — это содержание явления, именуемого юридическим фактом. В одном случае юридический факт, порождающий начало уголовного процесса, в другом — возбуждение уголовного дела (начало предварительного расследования).

Фактическое основание накладывает свою специфику на повод, вернее, на содержание изложенной в нем информации. То, что достаточно для начала уголовного процесса, зачастую не может быть достаточным для принятия решения о возбуждении уголовного дела (для начала предварительного расследования).

По внешним («формальным», а не «содержательным») характеристикам повод для начала уголовного процесса и повод для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования) — это одно и то же. Более того, в ряде случаев на момент начала уголовного процесса в поводе к началу уголовного процесса сразу содержатся основания для возбуждения уголовного дела (а значит, и основания для начала уголовного процесса). Бесспорно, что в такой ситуации повод для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования) одновременно является и поводом для начала уголовного процесса. Или, наоборот, повод для начала уголовного процесса одновременно служит поводом для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования).

Без должным образом оформленного повода и основания уголовное дело не может быть возбуждено, а предварительное расследование начато. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится, когда следователь (дознаватель и др.) располагают одним из предусмотренных ст. 140 УПК РФ поводов и фактическим основанием для возбуждения уголовного дела. Данное правило действует при соблюдении предусмотренных УПК РФ условий, касающихся отсутствия фактических оснований отказа в возбуждении уголовного дела и др.

В литературе высказано суждение о возможности наличия нескольких поводов для возбуждения уголовного дела одновременно . Действительно в одном и том же материале предварительной проверки могут присутствовать, к примеру, и заявление о преступлении, и явка с повинной. Между тем в каждом материале проверки (уголовном деле) есть лишь один повод для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования). Это тот источник сведений об уголовно процессуально значимых признаках преступления, который первым поступил в распоряжение компетентного возбудить уголовное дело органа (должностного лица). Именно он должен быть отражен во вводной части постановления о возбуждении уголовного дела. Недаром повод для возбуждения уголовного дела ученые называют первым моментом, побудительным началом уголовно-процессуальной деятельности .

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция… С. 263 и др.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 310.

Все остальные документы, даже если они оформлены с соблюдением правил, предусмотренных ст. 140 — 143 УПК РФ, ни поводами для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования), ни тем более поводами для начала уголовного процесса в данном, одном конкретно взятом уголовном процессе (уголовном деле) признаны быть не могут. Повод всегда один, потому что, когда имеется два источника осведомленности о происшествии, какой-то из них будет вторым.

Законом урегулирован порядок приема поводов для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования), о которых идет речь в п. 1 — 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Он предусмотрен ст. 141 — 143 УПК РФ.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию