16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовой статус прокурора в уголовном процессе

Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе

Дата публикации: 07.02.2015 2015-02-07

Статья просмотрена: 2886 раз

Библиографическое описание:

Балашова О. С., Хабарова Е. А. Правовое положение прокурора в российском уголовном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 450-453. — URL https://moluch.ru/archive/84/15159/ (дата обращения: 14.02.2020).

Функции прокурора в уголовном процессе представляют собой обязанность выполнения должностным лицом прокуратуры определенных видов процессуальной деятельности, выражающих государственно-правовое предназначение прокуратуры в обеспечении законности расследования преступлений и рассмотрения уголовных дел в суде. Функциям прокурора принадлежит ведущая роль в установлении его правового статуса как участника уголовного судопроизводства. В уголовном судопроизводстве прокурор выступает, с одной стороны, как процессуальное лицо, деятельность которого регламентирована процессуальным законом, с другой — как должностное лицо, на которого Законом о прокуратуре возложены функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Следовательно, на любой стадии уголовного судопроизводства прокурор, кроме обязанностей участника процесса со стороны обвинения, обязан выполнять и свою правозащитную функцию. Однако, выявляя и устраняя нарушения законодательства на предварительном следствии, в настоящее время прокурор лишен многих реальных и действенных мер прокурорского реагирования, которыми он обладал ранее. Он не имеет права сам отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, при серьезных нарушениях федерального закона не может возбудить уголовное дело, отстранить следователя, допустившего нарушения закона, от ведения уголовного дела и т. д. — все эти вопросы он должен решать, обращаясь к руководителю следственного органа. Вследствие этого прокурор на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного следствия превратился в такую процессуальную фигуру, которая в значительной степени утратила свое процессуальное влияние на ход и результаты проводимого предварительного следствия по уголовному делу.

Проводя научный анализ обвинительной деятельности органов прокуратуры и ее кадрового аппарата надзорных органов в досудебном производстве, следует констатировать, что признание многофункциональности прокурорской деятельности уголовного судопроизводства является позицией большинства представителей науки уголовного процесса и прокурорского надзора и предельно ясно законодательно закреплено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Г. Мирзоев, в свою очередь, придерживается мнения, что основной функцией прокурора должен являться исключительно надзор за законностью [3]. Аналогичную точку зрения высказывает и В. П. Беляев [4].

Вопросы определения места, роли и назначения прокурора в реализации уголовного преследования ни доктринально, ни законодательно не имеют своего четкого и единообразного уяснения. По-прежнему по этим вопросам в науке проходят острые, порой бесплодные дискуссии, а законодатель в нормативно-правовом плане проводит неустойчивое и нередко противоречивое правовое регулирование. По данному вопросу была высказана позиция К. И. Амирбековым, который полагает, что с момента выделения из системы прокуратуры следственного аппарата прокурор не осуществляет функции непосредственного обвинения и уголовного преследования в досудебном производстве, а только надзирает за соблюдением требований закона при осуществлении уголовного преследования органами следствия и дознании [5].

В литературе отсутствует единое понимание о правовом статусе прокурора в уголовном процессе в связи с внесенными изменениями в уголовно-процессуальное законодательство. В частности, одни авторы полагают, что исключение возможности самостоятельного возбуждения уголовных дел значительным образом сужает права и обязанности прокурора в уголовном судопроизводстве [6]. Как представляется, данная точка зрения имеет право на существование и является вполне обоснованной. В тоже время, прокурор обладает иными значительными полномочиями, позволяющими рассматривать его в качестве одного из основополагающих субъектов уголовного процесса. Одной из таких функций является поддержание обвинительного заключения в суде, которой наделен исключительно прокурор. При этом, в научной среде активно дискутируется правомерность отказа прокурора от государственного обвинения, что имеет и большое практическое значение, поскольку следует констатировать, что сегодня прокуроры во многом связаны указаниями вышестоящего прокурора.

Безусловно, что любое законодательство, в том числе, и уголовно-процессуальное не является статичным. Оно также подвержено постоянным преобразованиям, что мы и наблюдаем сегодня. Внесенные изменения в УПК РФ значительным образом не изменили, правовое положение прокурора как участника уголовного судопроизводства, они лишь некоторым образом скорректировали его перечень прав и обязанностей, взаимоотношения с другими участниками уголовного судопроизводства, но основное предназначение прокурора в уголовном процессе осталось прежним — осуществление контроля за соблюдением законности как на стадии предварительного следствия и дознания, так и в ходе судебного разбирательства.

Положение государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве специфично тем, что он является процессуально самостоятельной фигурой. Однако в определенной мере он связан в своей позиции базисом — материалами уголовного дела, которые сформированы следствием, проверены и признаны процессуально состоятельными прокурором, вследствие чего им утверждено обвинительное заключение (обвинительный акт). При этом не исключены ситуации, когда у государственного обвинителя после ознакомления с материалами дела возникает собственное представление о картине преступления, о действиях подсудимого, а главное, о доказательствах, необходимых для их подтверждения. Здесь государственный обвинитель может усмотреть необходимость получения каких-то дополнительных документов, производства дополнительных следственных действий, которые, по его мнению, с большей убедительностью подтвердят обстоятельства содеянного и более эффективно будут выглядеть в суде. Однако гораздо чаще на практике возникает ситуация, когда доказательственная база обвинения страдает неполнотой, например при исключении отдельных доказательств обвинения в предварительном слушании. Учитывая изложенные выше обстоятельства, государственный обвинитель в целях восполнения доказательственной базы по делу и получения соответствующих необходимых ему сведений должен активно использовать право заявления ходатайств о дополнении материалов дела новыми доказательствами. Еще одной действенной возможностью для государственного обвинителя восполнить доказательственную базу по уголовному делу является использование нормы ч. 4 ст. 271 УПК РФ, которая не допускает отказа в допросе свидетеля или эксперта, явившегося по инициативе стороны в судебное заседание, если на предварительном слушании показания и заключение этих участников уголовного судопроизводства были признаны недопустимыми доказательствами и их допрос может восстановить свойство допустимости этих доказательств.

Участие государственного обвинителя в судебном следствии и определенная уголовно-процессуальным законом его роль на данной стадии судебного разбирательства показывают, что эта деятельность носит исключительно процессуальный характер и является формой реализации уголовного преследования, а правовые средства этой деятельности направлены на реализацию в суде основного назначения уголовного судопроизводства.

Вся процессуальная деятельность государственного обвинителя в судебном следствии протекает на основе состязательности сторон и равных процессуальных возможностей со стороной защиты, что является исходной, базовой позицией российского национального уголовного процесса. Вместе с тем в судебном следствии государственному обвинителю и его процессуальной деятельности принадлежит особая роль, которая вытекает из требований ст. 49 Конституции РФ [1], устанавливающей бремя доказывания вины лиц в совершенном преступлении на государстве.Поскольку государственный обвинитель при рассмотрении в суде уголовного дела из всех субъектов стороны обвинения является единственным представителем государства, то именно на нем и лежит обязанность доказывания, которую он в судебном заседании осуществляет от имени государства. Раскрывая понятия «обязанность доказывания», П. А. Лупинская указывает, что «главный смысл понятия «обязанность доказывания» в уголовном процессе состоит в ответе на вопрос: на ком лежит обязанность доказывать виновность обвиняемого? Очевидно, что эта обязанность лежит на том, кто утверждает, что обвиняемый виновен, т. е. на обвинителе (государственном, частном)».

В контексте изложенных доводов, на наш взгляд, в теоретическом и практическом плане важно уяснить, что основная задача государственного обвинителя, принимающего участие в судебном следствии, — это реализация своей обязанности доказывания всех элементов предмета преступления и виновности подсудимого в совершении данного преступления. Общеизвестно, что суд, как правило, выносит решение на основании тех доказательств, которые представлены сторонами обвинения и защиты в ходе судебного следствия, так как на нем не лежит обязанности поиска правды и он не обязан выходить за пределы предусмотренной совокупности доказательств или побуждать к расширению доказательственной базы какую-либо из сторон. В обозначенных условиях большое значение имеет деятельность государственного обвинителя в судебном следствии, его процессуальная роль и ответственность за выполнение возложенной на него государством функции поддержания перед судом государственного обвинения по уголовным делам. Государственный обвинитель должен помнить, что судебное исследование осуществляется в пределах объема предъявленного обвинения, изложенного в процессуальном акте — обвинительном заключении (обвинительном акте).

Государственный обвинитель в судебном следствии реализует собственные, присущие только ему процессуальные цели (задачи), среди которых следует выделить осуществление уголовного преследования на основе законности и обоснованности обвинения. Решает задачу обоснования обвинения, т. е. выполняет возложенную на него в силу презумпции невиновности обязанность доказывания [7]. Его обвинительная деятельность начинается с изложения в начале судебного следствия позиции государственного обвинения о пределах доказывания по рассматриваемому в суде первой инстанции уголовному делу.

По своему процессуальному положению в стадиях пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, не вступивших в законную силу, прокурор выступает как представитель надзорного органа государства, а также как сторона обвинения. В суде апелляционной инстанции прокурор в большей мере является стороной в процессе и реализует всеми предоставленными ему законом способами продвижение обвинения на основе его законности и обоснованности, осуществляя тем самым одновременно функцию уголовного преследования и обеспечивая возможность обращения к исполнению законных, обоснованных и справедливых приговоров и иных судебных решений. В суде кассационной инстанции, оставаясь участником процесса со стороны обвинения, прокурор реализует определенные законом полномочия по обеспечению законности и обоснованности обвинения, а также правоохранительную (правообеспечительную) деятельность.

Полномочия прокурора в проверочных стадиях уголовного судопроизводства при проверке судебных решений по уголовным делам, не вступившим в законную силу, представляют собой особый правовой механизм, который на основании уголовно-процессуального закона представляет прокурору достаточные полномочия, чтобы не допустить исполнения неправосудных решений по уголовным делам (прокурор вносит представления, подает возражения на жалобы, участвует в заседаниях судов второй инстанции, в исследовании доказательств, представляет дополнительные материалы в обосновании своей позиции и т. д.). Как отмечает В. Ф. Крюков, «государственному обвинителю (прокурору) следует ответственно относиться к составлению представления, внимательно изучать материалы уголовного дела, строго соблюдать сроки обжалования» [8]. Внося предложения о пересмотре неправосудных приговоров и иных судебных решений, прокурор, таким образом воздействуя на судебную власть, добивается, чтобы приговоры и иные судебные решения отвечали требованиям законности, обоснованности и справедливости.

Читать еще:  Представление доказательств в уголовном процессе

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с поправками // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (по сост. на 24.04.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.

3. Мирзоев Г. Защита прав человека и роль правоохранительной системы государства в ее обеспечении // Уголовное право. 2006. № 3. С. 117.

4. Беляев В. П. Надзорная и иные функции прокуратуры — совместимы ли они? // Российский следователь. 2006. № 4. С. 50.

5. Амирбеков К. Развитие обвинительной функции прокуратуры России в судебных стадиях уголовного судопроизводства // Законность. 2012. № 6.

6. Кругликов А. П. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве // Законность, 2008, № 8

7. Лазарева В. А. Прокурор в уголовном процессе: учеб. Пособие // Издательство Юрайт,2011. С 158–159

8. Крюков В. Ф. Уголовное преследование в судебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. Курск, 2010. С. 168.

Прокурор в уголовном процессе

2. Процессуальный статус прокурора

2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

В настоящее время возбуждение уголовного дела — это первоначальная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой происходит получение, регистрация, проверка сообщения о преступлении, а в зависимости от результатов проверки содержания решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

В соответствии с положениями действующего уголовно — процессуального законодательства и теории российского уголовного процесса стадия возбуждения уголовного дела охватывает деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора с момента поступления сообщения о преступлении до вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела.

Прокурор, как и другие субъекты уголовно — процессуальной деятельности, обязан принять, проверить поступившее к нему сообщение о любом готовящемся либо совершённом преступлении и в установленный законом срок решить вопрос о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — по подсудности.

Особенности процессуального статуса прокурора, определяющие его самостоятельную и весьма значимую роль в стадии возбуждения уголовного дела, как и во всём досудебном производстве, заключается в наделении его полномочиями всех других участников. Это полномочия по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

Прокурорский надзор является важной гарантией обеспечения законности и прав граждан при принятии, проверке, разрешении сообщений о преступлениях. В его задачи входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка этой деятельности со стороны органов дознания, дознавателей, следователей, принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению нарушенных в результате несоблюдения данного порядка прав физических и юридических лиц [11].

Вся надзорная деятельность прокурора ограничена рамками закона. С одной стороны, это номы закона, за исполнением которых осуществляется надзор, с другой, нормы, регламентирующие полномочия прокурора при осуществлении надзора.

Исходя из важности факта своевременности и полноты регистрации и учёта сообщений о преступлениях, в пункт 1 части второй ст. 37 УПК РФ включено положение, согласно которому прокурор в ходе досудебного производства уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при осуществлении этих действий.

Среди учёных — юристов, обращающихся в разное время к данной проблеме, отсутствует единый подход к её разрешению. Так, авторы монографии по проблемам эффективности прокурорского надзора, изданной в конце 70-х годов прошло века, писали, что эффективность надзора определяется степенью достижения прокурорами целей, поставленных не только в законе, но и в иных нормативных актах [12]. В других работах по прокурорскому надзору и уголовному процессу, как правило, надзорная деятельность прокурора связывается только с обеспечением средствами прокурорского надзора требований закона [13].

Именно так решает этот вопрос Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации», в ст. 1 которого сказано: «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов».

Прокурорами ежегодно выявляется и устраняется значительное число нарушений закона, допускаемых органами дознания следователями в ходе этой деятельности, путём отмены незаконно принятых решений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел, внесения представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, которые им способствуют, использование других мер прокурорского реагирования.

Это касается, в частности, предоставление прокурору права поручать органу дознания или следователю проверку сообщения о преступлении, распространённого в средствах массовой информации, требовать от последних передачи имеющихся в их распоряжении документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, права решения вопроса о продлении установленного законом 3-х суточного срока разрешения сообщений о преступлении до 10 суток, а при наличии предусмотренных законом оснований до 30-ти суток.

2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

При осуществлении надзора за соблюдением законов при производстве дознания внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений, обеспечение внимательного рассмотрения их жалоб и заявлений, принятие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, обеспечение личной безопасности потерпевших и членов их семей.

Уголовно — процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

На первоначальном этапе расследования прокуроры, как правило, реализуют полномочия по даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного и иного процессуального действия, допускаются только на основании судебного решения [14]. К таковым следственным и иным процессуальным действиям относятся: избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продление срока содержания под стражей; помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей в медицинский или психиатрический стационар для производства, судебно — медицинской или судебно — психиатрической экспертизы; производства осмотра жилища при отсутствия согласия проживающих в нём лиц; производство обыска и (или) выемки в жилище; производство личного обыска, за исключением случаев, когда оно производится при задержании подозреваемого; производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счётах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, дача разрешения на её осмотр и выемку в учреждениях связи, наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности; контроль и запись телефонных и иных переговоров; санкционированию производства следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются только с согласия прокурора [15].

Выявив нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры по их устранению. В этих целях он может использовать различные формы реализации своих полномочий.

1. Вынесение мотивированного постановления об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя о возбуждении уголовного дела в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, на основании которых было возбуждено уголовное дело.

Данное полномочие прокурора установлено ч. 4 ст. 146 УПК РФ и направлено на восстановление конституционных прав лиц, незаконно и необоснованно вовлеченных в уголовное судопроизводство без наличия достаточных оснований к возбуждению уголовного дела или уголовного преследования.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПРОКУРОРА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ КАК СУБЪЕКТА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Несмотря на то, что через несколько лет прокуратура Российской Федерации отметит свой 300-летний юбилей, до сих пор существует еще много проблемных аспектов в определении правового статуса

прокурора в уголовном процессе. Учеными до сих пор ведутся жаркие споры по поводу функций прокурора на разных стадиях процесса, его конкретных полномочий. Не способствует прекращению существующих споров и сам законодатель. Противоречивость, а порой и непродуманность, реализуемых реформ в сфере законодательства, регламентирующего вопросы деятельности субъектов уголовного процесса, в том числе и прокурора, приводят порой к размытости, а иногда и отсутствию критериев разграничения процессуальных функций и полномочий участников уголовного процесса, отнесенных законом к стороне обвинения.

В отношении перечня тех функций, которые прокурор выполняет на разных стадиях уголовного процесса, в юридической науке высказывались и высказываются различные мнения.

Так, к примеру, М.А. Чельцов-Бебутов, опираясь на законодательное определение прокурорской деятельности как осуществление «высшего надзора», обосновал концепцию, согласно которой «надзор за соблюдением законов является единственной функцией прокурора на протяжении всех стадий уголовного судопроизводства. А все остальные функции, согласно данной концепции, являются ничем иным, как правовым средством прокурора при осуществлении надзорной деятельности» [1].

С точки зрения А.А. Тушева, «прокурор в уголовном процессе выполняет следующие функции: борьбы с преступностью, уголовного преследования, руководства расследованием, надзорную, правозащитную, установления объективной истины, координацию деятельности правоохранительных органов» [2].

А.С. Барабаш, рассматривая роль прокурора в уголовном процессе через призму его надзорной деятельности полагает, что «прокурор приходит в процесс не как обвинитель, а как представитель органа надзора, поскольку ни в рамках процессуального руководства расследованием, ни в рамках утверждения обвинительного заключения по делу прокурор не участвовал в исследовании доказательств»[3].

В противовес этому утверждению Н.П. Кириллова отводит прокурору в большей степени роль именно государственного обвинителя, отмечая, однако, при этом, что «принцип состязательности не предполагает поддержания государственного обвинения во что бы то ни стало и любыми средствами, а реализация правозащитной функции прокуратуры предусматривает обязанность государственного обвинителя отказаться от обвинения, если оно не нашло своего подтверждения в суде» [4].

Мнение законодателя по этому вопросу закрепляется в ч. 1 ст. 37 УПК РФ: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия»[5].

Какие бы аргументы не приводили авторы в поддержку высказываемых точек зрения, следует отметить, что на современном этапе правоотношения, которые складываются в сфере уголовного процесса по поводу участия в нем прокурора, являются наиболее проблемными.

Читать еще:  Последующий этап расследования убийств

В виду многочисленных изменений, внесенных УПК РФ после 2007 года, на данный момент отсутствует четкое понимание в вопросе о содержании конкретных полномочий, которые прокурор реализует на досудебных стадиях уголовного процесса.

Как и до периода реформ, прокурор продолжает оставаться одной из центральных фигур в уголовном процессе, реализуя свои полномочия на всех его стадиях и вступая в различные связи с поднадзорными субъектами – органами следствия и дознания. Вместе с тем, как отмечает А. Пиюк, «подход законодателя к регламентации функций прокурора вызывает многого вопросов, в частности о необходимости разработки полноценного понятия уголовного преследования, а также конкретизации в УПК РФ задач прокурорского надзора» [6].

По нашему мнению, существование различных точек зрения по поводу содержательной стороны деятельности прокурора в уголовном процессе в немалой степени связано с недостаточной четкостью понятийного аппарата, закрепленного в УПК РФ. В ст. 5 данного правового акта нашли свое закрепление такие понятия, имеющие отношения к рассматриваемому нами вопросу, как: «государственный обвинитель», «обвинение», «прокурор», «сторона обвинения», «уголовное преследование», «участники уголовного судопроизводства».

В своих научных трудах многие ученые предпринимали попытки определить сущность данных правовых категорий, как «прокурор», «государственный обвинитель» в уголовном процессе. Однако к единому мнению ученые и законодатель так и не пришли.

На наш взгляд, одним из недостатков понятийного аппарата УПК РФ является отсутствие в ст. 5 понятия «прокурора в уголовном процессе». А также существующие противоречия в определении прокурора, изложенные в п. 31 ст. 5 и ст. 37 УПК РФ.

В связи с чем, как справедливо отмечает В.В. Дорошков, «получается, что функция обвинения возложена не на конкретного участника уголовного процесса, воплощающего в себе в рамках правосудия сторону обвинения, а на весь аппарат правоохранительных органов в целом» [7].

А ведь именно на данном этапе постоянного реформирования функций, полномочий, правового статуса различных правоохранительных органов, непосредственно вовлеченных в правоотношения, возникающие и реализующиеся в сфере уголовного процесса, как никогда остро ощущаются несовпадения межведомственных интересов участников процесса, возникающие между ними разногласия.

Трудности в понимании содержательной стороны функций прокурора создает сам законодатель, по- разному определяя правовой статус прокурора на разных стадиях уголовного процесса. В досудебном производстве, при осуществлении функции уголовного преследования, в нормах УПК РФ речь идет о прокуроре. На судебных стадиях он становится государственным обвинителем. А после принятия судебного решения вновь появляется процессуальная фигура прокурора. Причем на практике, в большинстве случаев, все эти роли выполняет одно и то же должностное лицо органов прокуратуры.

С целью уточнения понятийного аппарата по обозначенной проблеме и четкого закрепления правового статуса прокурора необходимо, с нашей точки зрения, законодательно определиться с термином «прокурор в уголовном процессе».

При этом, на наш взгляд, необходимо разделять понятия «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство», которые зачастую отождествляются как учеными, практическими работниками, так и самим законодателем. Однако, если исходить из смыслового значения понятия «судопроизводство», логично было бы называть судопроизводством только ту неотъемлемую часть уголовного процесса, которая неразрывна связана с конкретными правоотношениями и направлениями уголовно-процессуальной деятельности, которые складываются и реализуются непосредственно в суде.

Поэтому, нам представляется принципиально неверными те определения понятий «досудебное производство» и «уголовное судопроизводство», которые нашли свое закрепление в УПК РФ. Подобное несоответствие привносит определенные трудности в четкое формулирование содержания функций и конкретных полномочий участников, вовлеченных в сферу производства по уголовным делам, и, прежде всего, прокурора.

В связи с чем, предлагаем в п. 9 ст. 5 УПК РФ из определения досудебного производства исключить слова «уголовное судопроизводство», заменив их словами «производство по уголовному делу». А в п. 56 ст. 5 УПК РФ из определения понятия уголовного судопроизводства исключить слово «досудебное».

Что касается понятия прокурора в уголовном процессе, предлагаем исключить из п. 31 ст. 5 УПК РФ определение «прокурор», заменив его пунктом следующего содержания: «31) прокурор в уголовном процессе – это должностное лицо органов прокуратуры, на которое возложены полномочия по осуществлению уголовного преследования, надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и поддержания от имени государства обвинения в суде».

В данном определении мы отделяем понятие обвинения от понятия уголовного преследования ввиду их содержательного несовпадения. Учитывая смысловое содержание слова «изоблечить» (смотри — «обнаружить») [8], которое законодатель использует в определении понятия уголовного преследования в п. 55 ст. 5 УПК РФ, нам видится, что в судебных стадиях уголовного процесса прокурор не изобличает (не обнаруживает) подозреваемого, обвиняемого, поскольку данные участники появляются еще в досудебном производстве, а согласно п. 22 ст. 5 УПК РФ, в котором закрепляется определение «обвинения», уже утверждает о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом. Таким образом, мы приходим к выводу, что функция уголовного преследования, включающая в свое содержания те полномочия, которые прокурор реализует в досудебном производстве, и которые нашли свое закрепление в ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в судебных стадиях трансформируется в функцию поддержания обвинения от имени государства, которая имеет свое уникальное содержание.

Список литературы

1. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. – СПб., 1995. – С. 81.

2. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе. – С-Пб., «Юридический центр Пресс», 2005. – С.43.

3. Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. – СПб., 2005. – С. 40 – 45.

4. Кириллова Н.П. Процессуальные функции профессиональных участников состязательного судебного разбирательства уголовных дел. – СПб., 2007. – С. 96.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (часть I) – ст. 4921; // РГ. – 2018. – 20 апреля.

6. Пиюк А. Процессуальный статус прокурора в уголовном судопроизводстве // Законность. – 2012.– № 6. – С. 12.

7. Дорошков В.В. Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе // Мировой судья. – 2015. – № 11. – С. 13.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 28-е издание, переработанное / Под ред. Л.И. Скворцова. – М., Мир и Образование, 2015.

Участие прокурора в уголовном процессе

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.
  • Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

    Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

    Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

    Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

    Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

    Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

    Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.
  • Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

    Участие прокурора в досудебном производстве

    Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

    Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

    В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

    Читать еще:  Предмет ходатайства в уголовном процессе

  • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
  • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
  • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
  • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
  • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
  • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
  • Продлевать предварительное расследование;
  • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
  • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
  • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
  • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
  • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
  • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.
  • Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

    Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

    Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

    При этом любые промедления в возбуждении уголовных дел или иных процессуальных действиях, которые впоследствии привели к большим жертвам или другим негативным последствиям, приводят к тому, что прокуратура проводит проверки в отношении сотрудник полиции.

    Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

    Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

    По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

    Участие прокурора в судебном разбирательстве

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

    Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

    • Судебное следствие;
    • Прения сторон.

    Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

    Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.
  • Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

    Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

    Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

    Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

    Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

    Все документы должны выдаваться прокурору под его подпись. Позже все эти заверения проверяются в ходе очередных судебных проверок.

    Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

    Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

    Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

    Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

    Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

    • Оправдательный приговор;
    • Приговор, не предусматривающий наказания.

    Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

    На практике в 2020 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

    Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

    Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

    Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

    Правовой статус прокурора в уголовном процессе России

    Курсовая работа по предмету : «Уголовный процесс»

    § 1. Развитие законодательства о деятельности прокурора в уголовном процессе 5

    § 2. Прокурор на стадии возбуждения уголовного дела. 11

    § 3. Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования 17

    § 4. Прокурор на стадии судебного разбирательства. 27

    Список использованной литературы. 35

    Список использованной литературы
    Нормативные правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

    2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ (в ред. от 05.02.2014 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 1.

    3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) М.: Изд-во «Омега-Л», 2014.

    4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) М.: Изд-во «Омега-Л», 2014.

    5. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 г. №144-ФЗ (в ред. от 21.12.2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. №33. Ст. 3349.

    6. Федеральный закон от 17.01.1992 г. N2202-1 (в ред. от 22.12.2014 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 25 ноября.

    7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 2012 г. №465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС Консультант Плюс.

    Учебная, научная литература и другие материалы

    8. Анкудинов О.Т., Разинкина А.Н. Проблемы участия прокуроров в стадиях уголовного процесса // Уголовный процесс. 2014. №9. С. 24-31.

    9. Байрамов Ш.Ш. Проблемные аспекты надзора за исполнением законов как основная функция прокурора в досудебной стадии уголовного процесса // Российский следователь. 2014. №6. С. 11-16.

    10. Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс России. М.: Проспект, 2013.

    11. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: КНОРУС, 2011.

    12. Бессарабов В.Г. Прокуратура в условиях становления Рос­сийской политической системы. М.: Флинта, 2009.

    13. Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор: учебник. М.: Эксмо, 2014.

    14. Бирюкова И.А., Кругликов А.П. Роль прокурора в реализации принципа публичности в уголовном процессе России // Российская юстиция. 2014. №10. С. 34-37.

    15. Бичеев Д.В. Исторический анализ статуса прокурора в уголовном процессе // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2014. №3. С. 110-113.

    16. Винокуров А.Ю. Представление прокурора в уголовном процессе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №2. С. 69-70.

    17. Гаврилов, Б.Я. Досудебное производство по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (в вопросах и ответах). М.: Экзамен, 2012.

    18. Глушков А.И. Роль прокурора в обеспечении реализации принципа состязательности сторон на досудебных стадиях уголовного процесса // Административное и муниципальное право. 2013. №5. С. 482-485.

    19. Григорьев, В. Н. Прокурорский надзор: учебник. М.: Инфра-М, 2008.

    20. Друкаров И.Л. Надзор прокурора за соблюдением законодательства в уголовном процессе // Правовая система общества: преемственность и модернизация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 4-5 октября 2012 г. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. С. 206-208.

    21. Ефанова В.А. О соотношении полномочий прокурора и государственного обвинителя в судебных стадиях российского уголовного процесса // Вестник Воронежского государственного университета. 2013. №2. С. 406-412.

    22. Лавнов М.А. Современная модель отказа прокурора от обвинения и перспективы ее совершенствования в российском уголовном процессе // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. №6. С. 204-208.

    23. Мартынов Р.А. Некоторые вопросы тактики участия прокурора в досудебной стадии уголовного процесса // Российский судья. 2012. №5. С. 5-7.

    24. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Лебедева В.М., Божьева В.П. М.: Спарк, 2012.

    25. Прокурорский надзор в Российской Федерации : курс лекций / Под ред. проф. Ю. Е. Винокурова. М.: Статут, 2012.

    26. Российский прокурорский надзор : учебник для вузов / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: Юрист, 2013.

    27. Сало И.А. К вопросу о расширении полномочий прокурора в уголовном процессе в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия // Уголовно-процессуальный закон: состояние и направления совершенствования: Материалы межведомственной научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. М.: Моск. ун-т МВД России, 2012. С. 144-148.

    28. Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М.: Норма, 2012.

    29. Шабарова К.С. К вопросу о правовом статусе прокурора в уголовном процессе // Путь в науку. 2014. №1. С. 129-130.

    30. Якимович Ю.К. Досудебное производство по УПК Российской Федерации. СПб.: Р.Асланов: Юрид. центр Пресс, 2012.

    ЦЕНА РАБОТЫ: 500 руб.

    КОД РАБОТЫ: Ypk_0072

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector