0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предмет и система дисциплины уголовного процесса

Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Уголовно-процессуальное право как наука: понятие, предмет, метод, задачи, система

Наука уголовного процесса представляет собой систему специальных взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний, в пре­делах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение практической деятельности участников уголовного судо­производства.

В науке уголовного судопроизводства изучается история, зада­чи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, положение личности в уголовном про­цессе, ее права и их гарантии, особенности процессуально-пра­вовых отношений, процессуальные формы реализации право­вых норм, основания и порядок совершения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях производ­ства по уголовному делу

Предмет изучения науки уголовно-процессуального права

Предметом науки уголовного процесса являются:

    • сущность и назначение уголовного процесса, принципы его организации и осуществления;
    • содержание основных понятий уголовного процесса;
    • правовое положение в производстве по уголовным делам субъектов, участвующих вуголовном процессе;
    • нормы действующего уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;
    • сама уголовно-процессуальная деятельность (содержание процессуальных действий, условия, основания, порядок и последовательность производства как каждого процессуального действия, так и всего процесса с момента его начала и до конца);
    • уголовно-процессуальные отношения, возникающие между участниками уголовного процесса;
    • история развития российского уголовно-процессуального законодательства, отдельных его институтов и норм;
    • изучение уголовного процесса зарубежных стран.

Предметом изучения данной науки являются не только нор­мы права, но и практика их применения, т. е. «право в дейст­вии». Это способствует выявлению того, как действует тот или иной правовой институт или конкретная норма, их положи­тельное или негативное влияние на достижение поставленной цели, действия, решения.

Методы науки уголовного судопроизводства:
    1. фор­мально-юридический (специально-юридический),
    2. исторический,
    3. сравнительно-правовой,
    4. социологический.

Все методы науки подразделяются на философские, общенаучные и частнонаучные.

Формально-юридический метод выражается в грамматиче­ском, логическом и систематическом исследовании норм уго­ловно-процессуального права.

Исторический метод исследования, позволяет выявить моде­ли и присущие им формы уголовного судопроизводства. Этот метод выявляет сущность тех или иных изменений процессу­альных норм, путем сравнения их с нормами предшествующего законодательства и тем самым способствует теоретическому анализу происшедших изменений в уголовно-процессуальном регулировании. Такого рода исследования способствуют совер­шенствованию правоприменительной практики, а также даль­нейшему совершенствованию законодательства.

Сравнительно-правовой метод используется при изучении и сопоставлении правовых институтов и норм, действующих в различных государствах. Это дает возможность выявить общую природу отдельных правовых институтов и различия в их право­вом регулировании, недостатки правового регулирования или, наоборот, наиболее удачное регламентирование того или иного правового института, стадий судопроизводства, полномочий ор­ганов и должностных лиц и гарантий прав участников процесса.

Конкретно-социологические методы направлены на изуче­ние «права в действии». Это достигается путем проведения оп­росов, анкетирования, статистических исследований и др., что дает возможность выявить связь действия уголовно-процессу­альных норм (их нарушений) с другими социальными явления­ми, а также правосознанием правоприменителя, его установка­ми, нравственными качествами и др.

Общенаучные методы одинаковы для научного исследования во всех отраслях права и достаточно подробно рассмотрены в курсе те­ории права. Куда более важную роль занимают частнонаучные ме­тоды познания, характерные для науки уголовного процесса. К та­ким методам, в частности, относятся специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, социологический.

Задачи науки уголовного процесса

Задачами науки уголовного процесса является содействие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздействием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на ее научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.

Система науки уголовного процесса

Уголовный процесс как наука соответствует системе уголовно-процессуального законодательства и отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

В Общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.

Особенная часть охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

К Особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.

Уголовно-процессуальное право как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Уголовно-процессуальное право входит в перечень обязатель­ных учебных дисциплин по специальности «Юриспруденция».

В данном курсе изучается нормативное регулирование уго­ловного судопроизводства, поэтому в учебных планах эта дис­циплина именуется уголовно-процессуальным правом. Очевид­но, что понимание современного уголовного судопроизводства требует обращения к истории уголовного процесса, к тем типам уголовного процесса, которые неразрывно связаны с назначе­нием уголовного процесса в тот или иной исторический период государства и с положением личности в этом государстве.

Задача учебной дисциплины «Уголовный процесс»

Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей

    • ознакомить с достижениями данной науки,
    • добиться уяснения норм уголовно-процессуального права, порядка их реализации,
    • привить практические навыки применения соответствующих правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях.
Система учебной дисциплины «Уголовный процесс»

Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

При изучении данного учебного курса необходимо ис­пользовать полученные ранее знания из курсов теории государ­ства и права, всеобщей истории, истории России, конституци­онного права Российской Федерации, а также из курса «Право­охранительные органы Российской Федерации».

При изучении этого учебного курса необходимо не толь­ко усвоить нормативное регулирование того или иного процес­суального института, основания и порядок совершения тех или иных процессуальных действий, условия принятия решений по делу в целом и по отдельным правовым вопросам, но и при­обрести навыки применения норм Уголовно-процессуального кодекса, т. е. умение совершать процессуальные действия, при­нимать решения и закреплять эти действия и решения в соот­ветствующих процессуально-правовых документах. Все необхо­димые знания, умения и навыки студент должен приобрести как при изучении теории данного курса, так и при прохожде­нии ознакомительной и преддипломной практики.

При изучении уголовного судопроизводства и в практиче­ской деятельности по реализации норм УПК необходимо обра­щаться к достижениям различных отраслей знаний, поскольку эти знания используются при установлении фактических об­стоятельств события, личности обвиняемого, исследовании до­казательств и др. Научные знания, помогающие достижению назначения уголовного судопроизводства, составляют содержа­ние науки и учебных дисциплин криминалистики, судебной экспертизы, судебной медицины, судебной психиатрии, юри­дической психологии и др.

Вопрос 9.Уголовный процесс как учебная дисциплина. Предмет и система курса «Уголовный процесс России».

Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей ознакомить с достижениями данной науки, добиться уяснения норм уголовно-процессуального права, порядка их реализации, привить студентам практические навыки применения соответствующих правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях.

Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

Читать еще:  Приговор штраф пример

В общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.

Особенная часть курса охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

К особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.

Вопрос 10.Связь науки уголовного процесса с другими юридически­ми науками.

Уголовный процесс как наука взаимодействует с юридическими и неюридическими отраслями знаний, достижения которых широко используются в теоретической и практической деятельности в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовный процесс и уголовное право. Связь между этими науками обусловлена, в первую очередь, тем, что и уголовно-процессуальное, и уголовное право (изучаемые соответствующими науками) регулируют хотя и различные общественные отношения, но относящиеся к одной сфере – сфере борьбы с преступностью. Поэтому науки уголовного процесса и уголовного права дополняют, взаимообогащают друг друга в разработке смежных проблем, возникающих при решении общих задач. Так, в комплексном изучении представителями обеих отраслей знания нуждаются такие категории, как «орудия преступления», «последствия преступления» и т.п. Исследование предмета доказывания предполагает уяснение и использование таких понятий, выработанных наукой уголовного права, как преступление, состав преступления, вина, мотивы, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.п.

Уголовный процесс и криминалистика. Криминалистика – это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средств и методов судебного исследования и предотвращения преступлений. Связь этих наук выражается, в частности, в следующем.

Во-первых, и криминалистические способы и методы раскрытия преступлений, и уголовно-процессуальный порядок судопроизводства имеют в конечном счете общую задачу – предупреждение и искоренение преступности.

Во-вторых, технические, тактические и методические средства криминалистики разработаны в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства и в своем практическом применении неотделимы от применения норм уголовно-процессуального права.

В-третьих, уголовно-процессуальное право, в свою очередь, не только опирается на достижения криминалистики, но и определяет пределы и характер их применения, причем некоторым криминалистическим приемам и средствам оно придает значение правовых требований. Например, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, следственный эксперимент до того, как получить закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве в качестве самостоятельных следственных действий, использовались как тактические приемы при производстве допроса и осмотра.

Вместе с тем, уголовный процесс и криминалистика – это самостоятельные науки, которые не могут взаимно поглотить друг друга. В предмет науки уголовного процесса входит изучение норм права, соблюдение которых обязательно. Но как бы не велико было значение непосредственного правового закрепления криминалистических способов и методов, в этой науке сохраняются и будут сохраняться положения не обязательного, а рекомендательного характера, целесообразность применения которых определяется в каждом конкретном случае органами дознания, следствия, прокуратуры и суда.

Следует отметить также, что достижения криминалистики используются не только в сфере уголовного судопроизводства, но и в гражданском процессе и в других отраслях науки (истории, искусствоведении и т.п.).

Уголовный процесс и криминология. Криминология – наука, изучающая преступность, ее причины, условия, структуру, динамику, личность преступника, разрабатывающая систему мер, направленных на предупреждение преступности. Криминология неразрывно связана с теорией и практикой уголовного процесса. Это находит свое выражение, с одной стороны, в требовании уголовно-процессуального закона выявлять по каждому конкретному делу причины преступления и условия, способствующие его совершению, принимать меры к их устранению, всесторонне и объективно изучать личность обвиняемого. С другой стороны, соответствующие данные уголовного судопроизводства используются криминологической наукой в целях разработки наиболее эффективных мер предупреждения преступности.

Уголовный процесс и судебная медицина. Судебная медицина — отрасль медицины, содержание которой составляют изучение и разработка вопросов медицинского и биологического характера, возникающих в правовой практике. Таковы, например, вопросы, связанные с установлением причин смерти потерпевшего, характера и степени тяжести причиненных ему телесных повреждений, определением возраста обвиняемого, подозреваемого, выяснением группы крови, обнаруженной на месте происшествия, и т.п. Для разрешения этих и ряда других вопросов назначается судебно-медицинская экспертиза. В отдельных случаях к участию в следственных действиях привлекается специалист-медик.

Уголовный процесс и судебная психиатрия. Судебная психиатрия — это отрасль клинической психиатрии, которая изучает проявления психических заболеваний применительно к нуждам уголовного судопроизводства. При расследовании и рассмотрении уголовного дела может возникнуть вопрос о вменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние, и, следовательно, о возможности его уголовной ответственности, о психическом состоянии свидетеля и тем самым о его способности правильно воспринимать и воспроизводить имеющие значение по делу обстоятельства и др. Возникновение в уголовном процессе вопросов судебно-психиатрического, так же как и судебно-медицинского, характера может повлечь необходимость использования помощи экспертов и специалистов.

Уголовный процесс и судебная психология. Судебная (юридическая) психология является пограничной юридической и психологической наукой, изучающей психологические явления, связанные с участием в уголовном судопроизводстве человеческой психики при осуществлении производства по уголовному делу.

Знание судебной психологии — необходимое условие собирания, проверки и оценки доказательств. Данные судебной психологии помогают глубже уяснить психологические особенности личности обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, понять психологию их показаний.

Судебная психология содействует формированию необходимых профессиональных качеств юристов, воспитанию и обучению их в направлении, соответствующем задачам права, овладению наиболее целесообразными приемами и методами правовой, в частности, уголовно-процессуальной, деятельности, совершенствованию средств воспитательного воздействия как на обвиняемых, подсудимых, осужденных, так и на других граждан.

Уголовный процесс и судебная этика. Судебная этики – это наука о применении общих норм нравственности в специфических условиях судебно-следственной деятельности. Основное ее назначение состоит в разработке и научном освещении нравственных начал уголовного судопроизводства, которые затрагивают все или почти все аспекты процессуальной деятельности и возникающие в ее сфере процессуальные отношения. Точное соблюдение не только общепроцессуальных принципов, каждый из которых имеет высоконравственное содержание, но и моральных норм рассматривается судебной этикой как необходимое условие достижения истины, справедливости судебных решений. Судебная этика обосновывает положение, что любое отступление от процессуального закона, пренебрежение процессуальной формой означает одновременно и нарушение морального долга.

Судебная этика – разновидность профессиональной этики. Предметом ее изучения служат нормы, характеризующие нравственные качества, поведение субъектов профессиональной деятельности как в области осуществления судопроизводства, так и вне его. Она исследует нравственную сущность уголовно-процессуального закона, моральные основы процессуальных действий, этические стороны правового сознания субъектов, их взаимоотношения между собой и вырабатывает в этом направлении ценные теоретические и практические рекомендации.

Уголовный процесс и кибернетика. Кибернетика представляет собой теорию управления и связи в машинах и живых организмах. Она получает все большее распространение в самых различных отраслях знаний, в том числе и в праве. Для уголовного судопроизводства имеет немаловажное значение использование кибернетических методов при систематизации законодательства, учете и классификации судимости, установлении принадлежности почерка, голоса, идентификации предметов и личности, дактилоскопии и др.

Читать еще:  Признаки состязательного процесса

Уголовный процесс. Шпаргалка (М. С. Белоусов, 2009)

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по уголовному процессу. Пособие составлено на основе новейшего законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Уголовный процесс». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении уголовного процесса, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

  • 1. Понятие, предмет, метод, назначение уголовного процесса
  • 2. Стадии уголовного процесса
  • 3. Формы уголовного процесса
  • 4. Уголовно-процессуальное право, его место в системе других отраслей права
  • 5. Понятие и виды источников уголовно-процессуального права
  • 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона
  • 7. Уголовно-процессуальные нормы, особенности их применения
  • 8. Понятие принципов уголовного процесса и их классификация
  • 9. Принцип законности
  • 10. Принцип осуществления правосудия только судом
  • 11. Принцип уважения чести и достоинства личности
  • 12. Принцип неприкосновенности личности
  • 13. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
  • 14. Принцип неприкосновенности жилища
  • 15. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
  • 16. Принцип презумпции невиновности
  • 17. Принцип состязательности сторон
  • 18. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту
  • 19. Принцип свободы оценки доказательств
  • 20. Язык уголовного судопроизводства
  • 21. Право на обжалование процессуальных действий и решений
  • 22. Понятие участников (субъектов) уголовного процесса и их классификация
  • 23. Государственные органы, осуществляющие уголовное судопроизводство, и их полномочия
  • 24. Процессуальный статус (положение) подозреваемого, обвиняемого, защитника и потерпевшего
  • 25. Участие присяжных заседателей в осуществлении уголовного судопроизводства
  • 26. Иные субъекты, содействующие охране государственных и других законных интересов
  • 27. Обстоятельства, исключающие возможность участия в судопроизводстве. отводы
  • 28. Понятие и сущность гражданского иска в уголовном процессе
  • 29. Процессуальный статус гражданского истца и гражданского ответчика
  • 30. Порядок предъявления, обеспечения и разрешения гражданского иска в уголовном судопроизводстве
  • 31. Процессуальные документы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовный процесс. Шпаргалка (М. С. Белоусов, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие, предмет, метод, назначение уголовного процесса

Вся деятельность и все отношения, связанные с производством по уголовным делам, детально регламентируются предписаниями уголовно-процессуального права. Они определяют целесообразный и объективно апробированный временем и опытом порядок (процедуру) производства конкретных действий или их последовательность (систему), а также права и обязанности их участников.

Понятием уголовного процесса охватывается как деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, имеющая определенные порядок и систему, так и отношения, возникающие в связи с такой деятельностью между всеми, кто в такой или иной мере вовлечен в нее.

Уголовный процесс – это осуществляемая в установленных законом и иными правовыми актами пределах и порядке деятельность (система действий) наделенных соответствующими полномочиями государственных органов по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, установлению лиц, виновных в их совершении, и назначению им мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.

Определение уголовного процесса состоит из трех элементов:

1) деятельности (системы упорядоченных действий) четко определенных в законе государственных органов, их должностных лиц и лиц, называемых участниками процесса;

2) отношений (правоотношений), возникающих в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам) и проявляющихся в реализации прав и обязанностей соответствующих органов и лиц, участвующих в таких отношениях;

3) обязательной и тщательной правовой регламентации деятельности и возникающих на ее основе отношений.

Уголовно-процессуальное право является самостоятельной отраслью права, ибо имеет свой предмет правового регулирования и свой, специфический метод правового регулирования.

Предметом уголовного процесса являются общественные отношения, складывающиеся в ходе рассмотрения и разрешения вопросов о возбуждении уголовного дела, его расследования, а также в ходе исполнения приговора, проверки его законности и обоснованности.

Под методом правового регулирования в уголовном процессе понимается единый специфический прием или при их сочетании преимущественный прием юридического воздействия на соответствующие общественные отношения. Наиболее ярко он проявляется в правовом статусе субъектов уголовно-процессуальной деятельности, особенно на уровне их взаимоотношений друг с другом. Эти взаимоотношения характеризуются отношениями «власть – подчинение», поэтому уголовно-процессуальный метод является субординационным методом правового регулирования, или методом властных предписаний, в отличие от метода координации, когда субъекты права поставлены в отношения равенства.

Для уголовно-процессуального права характерен и свой тип правового регулирования, он именуется разрешительным, поскольку в его основе лежит формула: «допустимо лишь то, что разрешено законом».

Уголовное судопроизводство имеет своим назначением (ст. 6 УПК РФ):

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Такое назначение уголовного судопроизводства соответствует стандартам, содержащимся в международно-правовых документах.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Оглавление

  • 1. Понятие, предмет, метод, назначение уголовного процесса
  • 2. Стадии уголовного процесса
  • 3. Формы уголовного процесса
  • 4. Уголовно-процессуальное право, его место в системе других отраслей права
  • 5. Понятие и виды источников уголовно-процессуального права
  • 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона
  • 7. Уголовно-процессуальные нормы, особенности их применения
  • 8. Понятие принципов уголовного процесса и их классификация
  • 9. Принцип законности
  • 10. Принцип осуществления правосудия только судом
  • 11. Принцип уважения чести и достоинства личности
  • 12. Принцип неприкосновенности личности
  • 13. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
  • 14. Принцип неприкосновенности жилища
  • 15. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
  • 16. Принцип презумпции невиновности
  • 17. Принцип состязательности сторон
  • 18. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту
  • 19. Принцип свободы оценки доказательств
  • 20. Язык уголовного судопроизводства
  • 21. Право на обжалование процессуальных действий и решений
  • 22. Понятие участников (субъектов) уголовного процесса и их классификация
  • 23. Государственные органы, осуществляющие уголовное судопроизводство, и их полномочия
  • 24. Процессуальный статус (положение) подозреваемого, обвиняемого, защитника и потерпевшего
  • 25. Участие присяжных заседателей в осуществлении уголовного судопроизводства
  • 26. Иные субъекты, содействующие охране государственных и других законных интересов
  • 27. Обстоятельства, исключающие возможность участия в судопроизводстве. отводы
  • 28. Понятие и сущность гражданского иска в уголовном процессе
  • 29. Процессуальный статус гражданского истца и гражданского ответчика
  • 30. Порядок предъявления, обеспечения и разрешения гражданского иска в уголовном судопроизводстве
  • 31. Процессуальные документы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовный процесс. Шпаргалка (М. С. Белоусов, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука уголовного процесса, как и правовая наука в целом, ничего не предписывает, не дозволяет и не запрещает; она изучает, исследует соответствующие правовые явления.

Читать еще:  Приговор по 118 ук рф

Предметом науки уголовного процесса являются:

– сущность и назначение уголовного процесса, принципы его организации и осуществления;

– содержание основных понятий уголовного процесса;

– правовое положение в производстве по уголовным делам суда (судьи), прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя, а также иных участников процесса, на которых распространяется деятельность этих лиц и органов;

– нормы действующего уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;

– сама уголовно-процессуальная деятельность, т. е. содержание процессуальных действий, условия, основания, порядок и последовательность производства как каждого процессуального действия, так и всего процесса с момента его начала и до конца;

– уголовно-процессуальные отношения, возникающие между органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судом (судьей) и другими участниками уголовного процесса;

– история развития российского уголовно-процессуального законодательства, отдельных его институтов и норм;

– изучение уголовного процесса зарубежных стран.

Методом науки уголовного процесса, прежде всего, является диалектика как общий для всех отраслей знания способ познания объективной действительности. Данный метод обуславливает изучение уголовного процесса в его историческом развитии в неразрывной связи с конкретными условиями действительности, с развитием государства и права. Главное внимание при этом уделяется исследованию состояния организации и осуществления деятельности по раскрытию преступлений, изобличению и наказанию виновных в их совершении лиц. Такой подход к изучению проблем уголовного процесса способствует максимальному раскрытию закономерностей его развития, своевременному обнаружению и закреплению всего нового, прогрессивного, устранению отрицательного, противоречивого. Тем самым наука уголовного процесса содействует совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.

Наука уголовного процесса пользуется также специальными методами изучения правовых явлений: конкретно-социологическим (например, при изучении и обобщении следственно-судебной практики), методом сравнительного правоведения (при изучении уголовного процесса зарубежных государств) и др.

Задачами науки уголовного процесса является содействие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздействием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на ее научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.

Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей ознакомить с достижениями данной науки, добиться уяснения норм уголовно-процессуального права, порядка их реализации, привить студентам практические навыки применения соответствующих правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях.

Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

В Общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.

Особенная часть охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

К Особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

BzBook.ru

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука уголовного процесса, как и правовая наука в целом, ничего не предписывает, не дозволяет и не запрещает; она изучает, исследует соответствующие правовые явления.

Предметом науки уголовного процесса являются:

– сущность и назначение уголовного процесса, принципы его организации и осуществления;

– содержание основных понятий уголовного процесса;

– правовое положение в производстве по уголовным делам суда (судьи), прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя, а также иных участников процесса, на которых распространяется деятельность этих лиц и органов;

– нормы действующего уголовно-процессуального права, регулирующие деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;

– сама уголовно-процессуальная деятельность, т. е. содержание процессуальных действий, условия, основания, порядок и последовательность производства как каждого процессуального действия, так и всего процесса с момента его начала и до конца;

– уголовно-процессуальные отношения, возникающие между органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судом (судьей) и другими участниками уголовного процесса;

– история развития российского уголовно-процессуального законодательства, отдельных его институтов и норм;

– изучение уголовного процесса зарубежных стран.

Методом науки уголовного процесса, прежде всего, является диалектика как общий для всех отраслей знания способ познания объективной действительности. Данный метод обуславливает изучение уголовного процесса в его историческом развитии в неразрывной связи с конкретными условиями действительности, с развитием государства и права. Главное внимание при этом уделяется исследованию состояния организации и осуществления деятельности по раскрытию преступлений, изобличению и наказанию виновных в их совершении лиц. Такой подход к изучению проблем уголовного процесса способствует максимальному раскрытию закономерностей его развития, своевременному обнаружению и закреплению всего нового, прогрессивного, устранению отрицательного, противоречивого. Тем самым наука уголовного процесса содействует совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.

Наука уголовного процесса пользуется также специальными методами изучения правовых явлений: конкретно-социологическим (например, при изучении и обобщении следственно-судебной практики), методом сравнительного правоведения (при изучении уголовного процесса зарубежных государств) и др.

Задачами науки уголовного процесса является содействие укреплению прав личности и их гарантий в уголовном судопроизводстве, совершенствованию норм уголовно-процессуального права, развитию демократических основ правосудия. Наука уголовного процесса, находясь под плодотворным воздействием следственной, судебной и прокурорской практики, опираясь на ее научное обобщение, призвана оказывать помощь практике в совершенствовании достижений, в устранении ошибок и недостатков.

Уголовный процесс как учебная дисциплина имеет своей задачей ознакомить с достижениями данной науки, добиться уяснения норм уголовно-процессуального права, порядка их реализации, привить студентам практические навыки применения соответствующих правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях.

Уголовный процесс как учебная дисциплина соответствует системе уголовно-процессуального законодательства – важнейшей составной части предмета ее изучения – отчетливо разграничивается на общую и особенную части.

В Общей части сосредоточены положения, имеющие отношение ко всем его участникам, равно как и ко всем стадиям уголовного процесса. Здесь излагаются исходные положения курса – сущность уголовного процесса, уголовно-процессуального права, науки уголовного процесса; содержание и значение уголовно-процессуального закона; принципы уголовного процесса, его участники, учение о доказательствах, мерах пресечения и др.

Особенная часть охватывает, главным образом, вопросы движения уголовного дела применительно к отдельным стадиям процесса, а также особый порядок уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц. Предметом этой части курса являются и вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

К Особенной части курса уголовного процесса примыкает и специальный раздел, посвященный уголовному процессу зарубежных стран.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector