3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Производство дела что это

Особое производство: понятие и сущность

Особое производство является самостоятельным видом гражданского судопроизводства, в чьем порядке устанавливаются юридические факты, в частности действия, события и состояния.

Суд может установить факт того, что лицо находится на иждивении. Гражданина по решению суда могут признать безвестно отсутствующим и др.

Предмет особого производства

Предмет в особом производстве – это не субъективное право (его не нарушают и не оспаривают), а как раз охраняемый правопорядком интерес заявителя. Данный интерес состоит в установлении фактов, с которыми суд по законодательству связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Защищать охраняемый законом интерес заявителю надо для следующего осуществления либо приобретения субъективного права.

Если заявитель не может предъявить по факту наличие родственных отношений в порядке особого производства, в таком случае наследодатель вправе препятствовать принятию наследства.

Дела особого производства

В соответствии со статьей 361 ГПК к особому производству относятся следующие дела об установлении фактов с юридическим значением:

  • признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим;
  • усыновление (удочерение) ребёнка;
  • признание гражданского лица ограниченно дееспособным либо недееспособным, признание его дееспособным или отмена ограничения дееспособности;
  • признание наследства выморочным;
  • объявление несовершеннолетнего гражданина абсолютно дееспособным;
  • восстановление документальных прав на предъявителя;
  • принудительная госпитализация и лечение граждан;
  • признание движимого имущества бесхозяйным и признание права коммунальной собственности на недвижимые вещи;
  • направление гражданина в лечебный трудовой профилакторий.
  • помещение несовершеннолетних в специальные учебные воспитательные или же лечебные воспитательные учреждения;

Данный перечень с делами особого производства, рассматриваемых судом и указанных в статье 361 ГПК, не исчерпывающий. Законодательством предусматриваются иные вопросы, подведомственные суду в порядке особого производства.

Отличие особого производства от других видов судопроизводства

Особое производство ГПК обладает общим признаком, по которому он существенно отличается от отдела искового производства, а также производства по делам, исходящим из административных правоотношений – наличием спора о праве между заинтересованными гражданами.

В случае если в ходе рассмотрения дела особого производства образовался спор о праве, то суд заявление не рассматривает, а объясняет заинтересованным и юридическим лицам, что те вправе выдвинуть иск на общих основаниях.

Если спор невозможно разрешить в делах особого производства, то это не указывает на “бесспорность” данного вида судопроизводства. Тут могут решаться споры о факте.

По делу о признании гражданского лица ограниченно дееспособным заинтересованная сторона имеет право в судебном порядке оспаривать факт злоупотребления алкогольными напитками либо наркотиками. Таким образом, особое производство в гражданском процессе характеризуется отсутствием спора о праве, но не исключает спора по поводу того или иного факта.

Суды рассматривают дела особого производства на общих основаниях гражданского судопроизводства с последующими изъятиями и дополнениями в соответствии с ГПК и учётом сути особого производства.

Дела по особому производству претерпевают одни и те же стадии, что и дела по исковому производству (возбуждение и подготовка дел к судебному разбирательству, разбирательство в суде и прочее). Данные дела подчиняются общим правилам доказательств, вынесения судебных вердиктов и так далее. Одновременно с этим есть процессуальные особенности, которые отличают особое производство от других разновидностей судопроизводства.

Отличие имеется и в составе лиц, участвующих в делах особого и искового производства. Так как в делах особого производства нет спора о праве, то тут нет сторон (истца и ответчика) и 3-х лиц.

Гражданин, по заявлению которого происходит возбуждение дела особого производства, называется заявителем. Вместе с тем привлекаемых к участию в деле других лиц, в частности юридических, называют заинтересованными.

Заинтересованными лицами могут быть родственники заявителя, органы опеки и социальной защиты в соответствии со статьей 362 ГПК. Их можно привлечь к делу по ходатайству заявителя, прокурора, а также по призыву суда или они могут войти в дело по личной инициативе.

Благодаря заинтересованным лицам суд полнее и правильнее исследует обстоятельства дела. К тому же, эти лица вправе надлежащим способом защищать личные интересы, а в некоторых случаях – интересы прочих лиц.

Если заинтересованные и юридические лица не привлекаются к участию в деле, то это является одним из оснований для отмены судебного вердикта в кассационном или надзорном порядках.

В некоторых случаях в особом производстве законодательство устанавливает определенный перечень лиц, по заявлению коих может начаться судебное дело.

В соответствии со статьёй 373 ГПК дело о признании лица недееспособным может начаться в судебном органе по заявлению семьи, а если таковые отсутствуют, – близких родственников, прокурора, попечителя, психиатрического леч.учреждения.

Особое производство не практикует процессуальные институты, в числе которых находится признание иска/отказ от иска, мировое соглашение, встречный иск и пр.

Итак, особое производство представляет собой разновидность гражданского судопроизводства, где отсутствует спор о праве. Суд, устанавливая юридические факты (действия, события, состояния), защищает охраняемые законом интересы гражданских и юридических лиц.

Основы делопроизводства и документооборота для новичков

Обязанность вести делопроизводство обычно возлагается на секретаря. Должность эта не требует наличия специального образования, и часто на нее принимают соискателей с минимальным опытом работы. Но ведение документооборота – дело ответственное и важное, от его точности и правильности во многом зависит успешная работа предприятия.

Делопроизводство может быть:

  • общим – касающимся основной деятельности компании,
  • кадровым – для документации по личному составу, ведется отделом кадров,
  • секретным – встречается в некоторых государственных структурах и имеет нормативы ведения,
  • электронным – когда часть информации передается в цифровом формате.

Самостоятельно освоить основы делопроизводства несложно. Начать лучше с самого важного и основополагающего документа – номенклатуры дел.

Номенклатура дел

Это документ с перечнем всех «дел» в организации. Под «делом» в данном случае подразумевается совокупность деловых бумаг одного вида или направленности.

Номенклатура – это система, позволяющая проанализировать документальную деятельность предприятия. Чтобы ее составить, нужно определить список всех имеющихся разновидностей документов. Затем объединить их по направлениям, Каждому виду присваивается номер – код, он может состоять из нескольких цифр или букв, например, номер, год или даже месяц издания, если объем документов значительный.

Составляется номенклатура с целью удобного архивирования бумаг, а также для приведения дел в систему. Она помогает изложить основы делопроизводства кратко, отражает основные виды деловых бумаг, учитывая особенности предприятия. Обычно она составляется в виде таблицы – наименование дела, код (номер), место в архиве, срок хранения. Дела лучше сгруппировать по видам, отделам их издания.

Виды документов в организации

Количество дел и видов документов напрямую связано со спецификой деятельности компании. Часто документооборот разбит на блоки, которые ведут специалисты по направлениям работы. Но есть перечень, характерный для любой компании, будь она коммерческой или государственной:

Входящие – поступающие в организацию извне – всё, пришедшее по почте, с курьерами, лично доставленное представителями других организаций.

Исходящие – отправленные из организации – всё, адресованное в другие юридические лица, а также физическим лицам (ответы, письма, решения).

Внутренние – не выходящие за пределы организации, регламентирующие работу предприятия (приказы, распоряжения, регламенты, положения и др.).

Как правило, по каждому виду ведется отдельный регистрационный журнал, в котором фиксируется номер по порядку, дата, наименование, откуда поступил или куда направлен документ, фамилия ответственного.

Если в журнале регистрируются документы, выдаваемые на руки сотрудникам, оставляется поле для подписи в получении. Также в журнале может быть сделана пометка, в какое дело согласно номенклатуре подшита копия для хранения.

В организации также могут вестись журналы внутренних командировок, учета сдачи ключей, времени прихода на рабочее место и даже телефонных звонков. Порой количество регистрационных книг приводит к заведению журнала учета журналов. Все зависит от необходимости и сложившейся на предприятии практики.

Журналы нужно пронумеровать, прошить и опечатать, это делают для исключения возможности замены листа.

Ведение учета — основы делопроизводства и документооборота. Количество журналов и дел зависит от потребности компании и желания фиксировать все имеющиеся бумаги.

Положение о документообороте

После разработки номенклатуры дел и перечня необходимых журналов разумно составить Положение о документообороте организации. Это регламент, разъясняющий правила составления, передачи, архивирования всех имеющихся бумаг. В нем описывают порядок действий в отношении каждого потока документации и устанавливают сроки ее передачи от одного отдела к другому.

Образец Положения

Положение поможет избежать путаницы, перекладывания ответственности и потерь важных деловых бумаг. Для каждого потока прописывается маршрут – например: издание, согласование, регистрация, отправка адресату, подшивка в архив.

Читать еще:  Последующий этап расследования убийств

Печати и штампы

Часто новички, да и не только они, не могут разобраться, в каких случая нужна печать организации, а в каких – нет. Ответ очень прост: печатью заверяются исходящие бланки, т.к. наличие печати удостоверяет происхождение письма. Внутренние бумаги не требуют наличия печати, т.к. подписи руководства в этом случае вполне достаточно.

Входящие документы после их регистрации передаются руководителю для принятия решения и назначения ответственного за исполнение или ответ. На них также не нужна печать. Не следует путать печать и штамп. Штампы могут быть самые разные, от «Входящий №…» до «Копия верна», и никакой юридической силы они не имеют. Это просто вспомогательный инструмент для работы секретаря.

Основы делопроизводства (стр. 1 из 7)

Приступая к изучению курса, прежде всего следует ознако­миться с основными профессиональными терминами и опреде­лениями, постоянно встречающимися в работе с документами.

Делопроизводство — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными доку­ментами.

Первоначально термин появился в устной речи (предполо­жительно в XVII в.) и означал процесс решения (производства) дела: «дело производить» — решать вопрос. В ходе решения воз­никала необходимость закрепления результата, например, дос­тигнутой договоренности. Для этого издревле и создавали доку­менты, так как устное слово кратковременно, может быть забы­то, искажено при передаче или не так понято. Уже в XVI в. употребляется слово дело как собрание документов, относящих­ся к какому-либо делу, вопросу. Впервые в этом понятии слово «дело» зафиксировано в документах в 1584 г.

Современное делопроизводство включает:

• обеспечение своевременного и правильного создания до­кументов (документирование);

• организацию работы с документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, систе­матизация, подготовка документов для сдачи в архив, уничтожение).

Параллельно с термином «делопроизводство» в последние десятилетия используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в управ­ление компьютерных систем и их организационным, программ­ным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе. В настоящее время термины «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» являются сино­нимами и применяются для обозначения одной и той же дея­тельности. И тот, и другой термин можно встретить, например, в названиях документов, регламентирующих организацию документационных процессов: «Государственная система документационного обеспечения управления» и «Типовая инструк­ция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Рос­сийской Федерации».

Документирование — это процесс создания и оформления доку­мента. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установ­ленным правилам».

Необходимость фиксировать информацию появилась у лю­дей в глубокой древности. До нашего времени дошли «докумен­ты» различных эпох, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стелах и т.д. Способы нанесения информации также были разными: рисунок, графика, письмо. В настоящее время в управленческой практике используют главным образом доку­менты, созданные каким-либо способом письма — рукописным, машинописным, типографским, компьютерным, а также с ис­пользованием графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеоза­писи и на специальном материале (бумаге, кино- и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.). Изучением развития способов документирования и носителей информации занимается науч­ная дисциплина — документоведение.

Организация работы с документами — это обеспечение движения документов в аппарате управления, их использования в справочных целях и хранения. Термин определяется государ­ственным стандартом как «организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельно­сти учреждения».

Документооборотом стандарт называет движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. В технологию работы с документа­ми входит:

• прием и первичная обработка документов;

• их предварительное рассмотрение и распределение;

• контроль исполнения документов;

• систематизация (формирование дел) и текущее хранение документов.

Раскроем некоторые из перечисленных понятий. Так, реги­страция означает запись учетных данных о документе по установ­ленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения, контроль исполнения документов — совокупность дей­ствий, обеспечивающих их своевременное исполнение, формирова­ние дела — группирование исполненных документов в дело в соот­ветствии с номенклатурой дел (систематизированным перечнем наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленным в установленном порядке) и систематиза­ция документов внутри дела.

Любое управленческое решение всегда базируется на инфор­мации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. Информация тождественна понятиям: «данные», «сведения», «показатели». Законодательно закреплен следующий термин:

«Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событи­ях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В каждой области человеческой деятельности информация имеет свою специфику и поэтому она соответственно подразде­ляется на медицинскую, научную, техническую, технологиче­скую и др. В федеральных органах власти и управления, в учре­ждениях, организациях и на предприятиях (независимо от на­правления деятельности и формы собственности) обязательно возникает управленческая информация, которая используется для целей управления каким-либо объектом или структурами. К управленческой информации предъявляется ряд требований: полнота, оперативность, достоверность, точность, адресность, дос­тупность для восприятия человеком.

Документы используются в различных областях деятельно­сти, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, для юристов документ является прежде всего способом доказательства или свидетельства чего-либо, для историка — историческим источни­ком, кибернетика-документалиста — носителем информации, а I специалисты в области управления считают его средством фик­сации и передачи управленческих решений.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее определение понятия «документ»:

Документ это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Это же определение дано и в государственном стандарте на тер­мины и определения «Делопроизводство и архивное дело». Для более полной характеристики понятия «документ» следует раскрыть и понятие «реквизит».

Каждый документ состоит из ряда составляющих его элементов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись и т.д.). ГОСТ закрепляет следующее определение:

Реквизит документа — обязательный элемент оформленияофициального документа?

Различные документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов определяется целями создания документа, его I назначением, требованиями к содержанию и форме данного до­кумента. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и состав реквизитов установлены законодательными и нормативными актами. Но в лю­бом случае, как следует из определения, информация, зафикси­рованная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Толь­ко тогда она становится документом.

В документоведении документ рассматривается как результат закрепления (отображения) фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности челове­ка любым удобным способом на специальном материале.

Документы, зафиксировав (отобразив) информацию, тем са­мым обеспечивают ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, повторное и неоднократное возвращение к ней во времени. Они затраги­вают различные сферы деятельности человека и разделяются на текстовые и графические, традиционные (рукописные, машино­писные) и на машинных носителях, научные, технические, лич­ные и официальные и др.

Официальные документы это документы, созданные юриди­ческими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке. Среди них особую категорию составля­ют служебные (управленческие) документы, которые определяют­ся государственным стандартом как официальные документы, используемые в текущей деятельности организации.

Как носители информации документы выступают в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреж­дения, предприятия, любой фирмы, обеспечивая взаимодейст­вие их структурных частей и отдельных сотрудников. Они явля­ются основанием для принятия управленческих решений, слу­жат доказательством их исполнения и источником для обобще­ний и анализа, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда.

Многие формы управленческой деятельности выражаются посредством соответствующих документов: распорядительная деятельность — изданием различных распорядительных доку­ментов; планирование — посредством подготовки различных планов; учет — в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской, оперативно-технической документации; контроль — путем сбора сведений в письменном виде и т.д. Поэтому доку­менты можно классифицировать в соответствии с их назначени­ем как средства:

Виды гражданского судопроизводства

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Четыре вида судопроизводства

Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает четыре вида судопроизводства:

  • Приказное производство;
  • Исковое производство;
  • Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений;
  • Особое производство.
Читать еще:  Приговор суда образец

Приказное производство

Приказное производство представляет собой, так называемое, бесспорное и документально подтвержденное производство. В основе приказного производства лежит судебный приказ, который одновременно является судебным постановлением (вынесенным судьей единолично) о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, а также исполнительным документом.

Дела о выдаче судебного приказа относятся к подсудности мировых судей.

Заявление о вынесении судебного приказа подается в письменной форме и должно содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения;
  • наименование должника, его место жительства или место нахождения;
  • требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;
  • документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя;
  • перечень прилагаемых документов.

В случае, истребования движимого имущества, в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества. Заявление о вынесении судебного приказа подписывается взыскателем или имеющим соответствующие полномочия его представителем. К заявлению, поданному представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий его полномочия.

Судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления соответствующего заявления в суд, без судебного разбирательства и вызова сторон.

Исковое производство

Исковое производство является основным видом гражданского судопроизводства. В его основе главным образом лежит спор о праве. Основным отличием искового производства от приказного является его состязательность, т.е. разбирательство дела происходит в форме спора сторон перед судом. Каждая сторона отстаивает свои и оспаривает требования другой стороны.

Исковая форма защиты права существует не только в гражданском судопроизводстве, основные ее черты присущи и арбитражному процессу.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме и должно содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  • наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
  • в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению должны быть приложены:

  • его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  • текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
  • доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

В силу статьи 132 Гражданского кодекса РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

Однако Вы должны быть готовы к тому, что на практике данные сроки не соблюдаются ввиду загруженности судов и сложности рассматриваемых дел.

Дела, возникающие из публичных правоотношений

Дела, возникающие из публичных правоотношений. Производство по таким делам является самостоятельным видом гражданского судопроизводства, направленного на осуществление судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам.

Суд рассматривает следующие дела, возникающие из публичных правоотношений:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений:

  • в случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления;
  • в случае нарушения правил подсудности дела, судья возвращает заявление;
  • в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по заявлению о том же предмете.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов или должностных лиц, возлагается не на заявителя, а на ответчиков.

Для данной категории дел, важным является соблюдение срока исковой давности, т.е. срока обращения с подобным заявлением в суд. Так в частности, заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, а также заявление о защите избирательных прав или права на участие в референдуме, может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Особое производство

Особое производство — вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.

В порядке особого производства суд рассматривает дела:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
  • об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  • об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
  • о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
  • о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
  • по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
  • по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц. В случае если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Судебное производство. Исполнение производства судебными приставами

По ст. 2 ГПК судебное производство ориентировано на своевременное и объективное рассмотрение и разрешение споров для защиты оспариваемых либо нарушенных интересов и прав людей, организаций, Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, должностных лиц, участвующих в трудовых, гражданских и прочих правоотношениях. Рассмотрим этот институт подробнее.

Классификация

Вид судопроизводства обусловлен материально-правовой категорией дел. Для каждой группы предусматриваются самостоятельные способы и средства защиты интересов и прав. В соответствии с этим определяются и особенности процедур. Судебное производство может быть:

  1. Исковым. Оно ориентировано на разрешение конфликтов между конкретными лицами по вопросам реализации ими прав и выполнения обязанностей.
  2. Административным. Оно производится по делам, вытекающим из публичных отношений.
  3. Приказным. Такое судебное производство именуется также упрощенным. Оно базируется на бесспорных доказательствах.
  4. Особым. В таком производстве отсутствует спор о правах.

Особенности

Ход судебного производства обладает специфическими чертами. Законодательство предусматривает определенные этапы процедуры. Судебное производство, по сути, представляет собой движение дела в уполномоченной инстанции. Оно предполагает определенный комплекс этапов его рассмотрения и последующего разрешения. Стадия производства – конкретная его часть, совокупность решений и действий, ориентированных на реализацию задач и достижение целей функционирования судебной системы. В процессе участвует определенный круг субъектов, используются документы и прочие материалы, выполняются разные действия, устанавливаются сроки. Стадии судебного производства имеют строгую последовательность. Переход на следующий этап возможен только после завершения предыдущего.

Читать еще:  Предельный срок домашнего ареста

Этапы

К обычным (традиционным) процедурам следует отнести:

  1. Возбуждение судебного производства.
  2. Подготовку дела к разбирательству.
  3. Рассмотрение спора.
  4. Апелляционное производство. Оно допускается по решениям первых инстанций, не вступивших в силу.
  5. Кассационное производство. Оно выполняется по решениям, вступившим в силу, кроме постановлений ВС.
  6. Судебно-исполнительное производство.

Законодательство предусматривает также и исключительные этапы. К ним относят:

  1. Надзорное производство. Оно осуществляется в отношении постановлений, вступивших в действие.
  2. Пересмотр дела по новым либо вновь открывшимся обстоятельствам. Он допускается в отношении вступивших в действие постановлений.

Принятие заявления к рассмотрению

Судебное производство начинается с обращения лица, права которого, по его мнению, были нарушены, в уполномоченную инстанцию. Его заявление оформляется письменно. ГПК предъявляет определенные требования к обращению. Заинтересованное лицо может направить заявление почтой или принести его в канцелярию лично. Органы судебного производства обязаны проверить правильность составления обращения. По результатам этой процедуры выносится определение о принятии заявления либо отказе в этом.

Подготовка материалов

Если заявление было составлено в соответствии с требованиями закона, начинается следующая стадия производства. Подготовка к рассмотрению дела регламентируется гл. 14 ГПК. Она необходима для обеспечения максимально быстрого и законного разрешения спора. В рамках данной стадии судья:

  1. Уточняет все обстоятельства правоотношения.
  2. Указывает участникам на необходимость представления дополнительных материалов, оказывает им содействие в получении требуемых документов.
  3. Определяет состав субъектов процесса.
  4. Предпринимает меры для примирения сторон.

По окончании стадии выносится определение о назначении дела к слушанию.

Разбирательство

Третий этап производства регулируется гл. 15 ГПК. Разбирательство дела осуществляется обычно в открытом заседании. Дело рассматривается по существу представленных материалов. В ходе слушания выступают все участники процесса, отвечают на вопросы судьи. В некоторых случаях заседания могут переноситься, уполномоченное лицо вправе назначать дополнительные мероприятия (например, экспертизу). По результатам третьего этапа выносится решение об удовлетворении (частичном/полном) требований заявителя или отказе в этом.

Апелляция

Вынесение решения по существу рассмотренных обстоятельств не указывает на прекращение судебного производства. Дело в том, что тот или иной участник процесса может быть не согласен с принятым постановлением. Законодательство в таких случаях допускает обжалование принятого решения до того момента, пока оно не вступило в действие. Апелляцию, в соответствии со ст. 320 ГПК, могут подать:

  1. Участники и иные лица, заинтересованные в результате разбирательства.
  2. Прокурор, если он был привлечен к рассмотрению.
  3. Сторонние субъекты, не участвовавшие в разбирательстве, но вопрос об их обязанностях и правах был решен в ходе процесса.

Кассационная инстанция

Законодательство допускает обжалование и вступивших в силу решений, кроме актов ВС. Оно осуществляется в кассационном порядке. Правом на обжалование обладают:

  1. Участники процесса.
  2. Сторонние субъекты, если их интересы и права были затронуты принятым решением.
  3. Служащие прокуратуры, определенные в ст. 377 ГПК.

Обжалование постановлений допускается в течение полугода с момента вступления их в силу.

Надзорный порядок

Он регламентируется гл. 41.1 ГПК. В порядке надзорного производства осуществляется пересмотр вступивших в действие решений по жалобам:

  1. Участников процесса.
  2. Иных субъектов, чьи интересы, свободы и права были затронуты вынесенным постановлением.

Дополнительно

В законодательстве предусмотрена возможность пересмотра дела по новым либо вновь открывшимся обстоятельствам. Этот порядок применяется к спорам, решение по которым вступило в действие. Рассмотрение заявления осуществляется тем же судом, который вынес постановление. Пересмотр по новым/вновь открывшимся фактам апелляционных, кассационных, надзорных актов, которыми было изменено либо принято иное определение, выполняется инстанцией, вынесшей новое либо изменившей прежнее решение.

Судебное производство по уголовным делам

Его структура несколько отличается от рассмотренной выше процедуры. К первому этапу уголовного производства относят предварительное расследование. В него входит проверка сообщений о преступлении, выполнение оперативно-розыскных действий, возбуждение дела, вызов лиц на допросы и прочие процессуальные мероприятия. Все они направлены на установление обстоятельств происшествия, личностей участников, привлечение лиц в качестве подозреваемых.

Особый порядок

Он используется в случаях, определенных законодательством. В частности особый порядок действует:

  1. При принятии решения в случае согласия лица с предъявляемым ему обвинением.
  2. Рассмотрении дела мировым судьей.
  3. Участии в разбирательстве присяжных.

Специфика УПК

Процессуальное законодательство предусматривает ряд гарантий для участников дела. В первую очередь, нормами установлена презумпция невиновности. Она означает, что никто не может считаться виновным, пока не будет доказана его причастность к преступлению. В УПК определены и другие дополнительные гарантии реализации участниками процесса своих прав. Так, например, предусмотрено производство в суде второй и третьей инстанции (по апелляционному и кассационному порядкам). Нормами допускается пересмотр решений, вступивших в действие, возобновление разбирательства по новым либо открывшимся фактам.

Судебно-исполнительное производство

Оно выступает как завершающий этап многих разбирательств. Исполнение производства судебными приставами зачастую сопровождается разнообразными сложностями. Многим гражданам, выигравшим дела, требуется квалифицированная помощь юристов для реализации принятого решения. В рамках исполнительного производства:

  1. Подготавливается заявление и подается в ФССП.
  2. Передаются ИЛ в уполномоченные структуры.
  3. Составляются ходатайства для ареста имущества должников.
  4. Проводится сопровождение операций оценки, хранения и реализации материальных ценностей.
  5. Используются законные методы воспрепятствования выведению активов или проведения фиктивного банкротства. Например, замораживаются счета должника.

Мероприятия

Производство судебных приставов включает в себя несколько процедур. В первую очередь после принятия документов от гражданского истца должнику определяется срок, в который он может добровольно выполнить решение. Если надлежащие действия им не будут совершены, наступает этап принудительного производства. Сотрудники ФССП вправе использовать методы, предусмотренные законодательством. К ним относят:

  1. Арест имущества.
  2. Удержание части дохода (зарплаты, пенсии, стипендии и прочих поступлений).
  3. Изъятие определенных решением материальных ценностей у должника для последующей передачи их взыскателю.
  4. Отчуждение денежных средств и имущества, полученных третьими лицами от обязанного лица.
  5. Иные меры, прописанные в законодательстве и предусмотренные судебным решением.

Нюансы

В ряде случаев возникают обстоятельства, препятствующие реализации судебного постановления. В таких ситуациях допускается направление ходатайства о рассрочке либо отсрочке. Этим правом может воспользоваться должник, если сможет обосновать необходимость его использования. На практике допускается изменение способа и сроков исполнения постановления. Это действие также должно быть мотивированным. При прекращении производства до полного погашения должником его обязательств на документах по делу проставляется соответствующая отметка. Материалы направляются в судебный или иной уполномоченный орган, выдавший их. При этом меры, которые были предприняты ранее, подлежат отмене. Законодательство не допускает возобновление ранее прекращенного производства.

Особенности доказывания

При направлении заявления в суд истец должен обосновать свою позицию. Для этого ему необходимо не только ссылаться на нормы права в своем обращении, но и предоставить доказательства нарушения ответчиком его прав и интересов. В качестве подтверждения могут выступать разные документы. Например, это может быть договор гражданско-правового характера, в котором прописаны невыполненные должником условия, расчетные бумаги и проч. Ответчик, в свою очередь, также вправе представить материалы, опровергающие обоснованность требований истца. Оба участника могут также ходатайствовать о привлечении свидетелей, экспертов и иных субъектов.

Что касается уголовного производства, то бремя доказывания возлагается на сторону обвинения. Ее на слушаниях представляет прокурор. Подсудимый, в свою очередь, вправе привлечь адвоката для защиты своих прав. Исполнительное производство по приговорам представляет собой реализацию санкций, предусмотренных в УК. Ими могут являться штрафы, арест, обязательные, исправительные либо принудительные работы, тюремное заключение. Кроме этого, закон предусматривает возможность применения иных принудительных мер. Например, это может быть помещение лица в медучреждение для лечения от психического расстройства, направление в специальное воспитательное учреждение. Последнее применяется к несовершеннолетним преступникам.

Заключение

Судебное производство, являясь законодательно закрепленной формой защиты гражданских интересов, свобод и прав, осуществляется в строго определенном нормами порядке. Положения процессуальных кодексов четко регламентируют все действия должностных лиц во избежание превышения ими своих полномочий. Так, например, сбор доказательств должен осуществляться только законными методами. При нарушении требований норм полученные материалы, даже если они прямо указывают на виновность лица, судом приняты не будут.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector