Ответственность сотрудника полиции за неправомерное применение

Содержание

Ответственность сотрудника полиции за неправомерное применение

Ответственность сотрудников полиции за неправомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Решение о применении физической силы, специальных средств и ог­нестрельного оружия сотрудник полиции принимает, как правило, само­стоятельно и поэтому полностью отвечает за последствия их применения.

Применение физи­ческой силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышени­ем полномочий влечет для сотрудника полиции ответственность, установ­ленную законом. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисципли­нарной, материальной, уголовной и гражданско-правовой.

Незаконное применение сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении служеб­ных обязанностей расценивается как превышение должностных полномо­чий только тогда, когда он не находился в состоянии необходимой оборо­ны, крайней необходимости или принятия мер к задержанию лица, совер­шившего преступление.

Наряду с привлечением к уголовной ответственности к сотруднику полиции, незаконно применившему физическую силу, специальные сред­ства или огнестрельное оружие, потерпевшим может быть предъявлен гражданский иск о возмещении ущерба в связи с полученными телесными повреждениями, а также морального вреда в порядке гражданского судо­производства.

За нарушение правил применения и использования огнестрельного оружия, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, сотрудники полиции несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

Таким образом, поскольку решение о применении физической силы, специальных средств и ог­нестрельного оружия сотрудник полиции принимает, как правило, само­стоятельно он полном объеме несет ответственность за последствия их применения.

Заключение.

В условиях, когда сотрудники полиции применяют огнестрельное оружие, специальные средства и физическую силу, и тем самым вторгаются в сферу основных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации, когда их действия сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, усвоение и осмысление проблемы, касающейся правовых и организационных основ применения и использования огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, приобретает особую актуальность и значимость в процессе подготовки студентов и слушателей учебных заведений МВД России.

Список пользуемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Текст опубликован в новой редакции в Собрании законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. О полиции: Федеральный Закон от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ

3. Вопросы организации полиции : Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №250

4. О внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ : Указ Президента РФ от 1.01.2011 года №251

5. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник в 2 ч. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

6. Приказ МВД РФ №955 от 11.09.2000 г. «Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел РФ»

7. Приказ МВД России от 17 ноября 1999 г. № 938 «Инструкция о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение»

8. Сахно А. И. Российское законодательство о милиции и международные стандарты применения полицией силы и оружия // Полицейское право. – 2006. — № 1.

9. Агафонов С.И. Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел: понятие, классификация и сущность // Административное и муниципальное право. – 2008. -№1 СПС КонсультантПлюс.

10. Цыганкова Е.А. Классификация мер государственного принуждения по целевой направленности // Общество и право. — 2009. — №5. СПС КонсультантПлюс

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 33 Закона о Полиции

1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.

2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо.

3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.

6. На него может быть наложено дисциплинарное взыскание. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации названное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

Читать еще:  Понятие признаки и этапы реализации уголовной ответственности

7. Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8. В соответствии с п. 13.9 указанной Инструкции к сотрудникам полиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

9. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается.

11. Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

12. Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником полиции может быть обжаловано в суд и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подачей такой жалобы не приостанавливается приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.

13. Если в результате незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции, к примеру сотрудника вневедомственной охраны, кому-либо причинен вред в виде повреждения здоровья, такой вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации.

14. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

15. См. также комментарий к ст. ст. 6, 12 — 13, 26 — 28 настоящего Федерального закона.

Ответственность за неправомерные действия сотрудников полиции

Полиция – это особая категория государственных служащих, которые уполномочены применять силу и меры физического воздействия к нарушителям, но только в рамках закона. И, то ли по незнанию самих служащих, то ли в силу субъективных качеств самого человека, нередки неправомерные действия сотрудников полиции. Как показывает практика, порой злоупотребление служебными полномочиями переходит всякие границы.

Что является неправомерными действиями сотрудников полиции

Согласно нормам отечественного законодательства, а именно статьям принятого Закона «О полиции», каждый служащий должен в полной мере отвечать за свои действия. И в равной степени возможно применение наказания, как за активные противозаконные действия, так и за бездействие силовых органов правопорядка.

Ограничить конкретным списком все действия, которые могут быть признаны незаконными, практически невозможно, поскольку на служащих этой категории распространяются не только общие правовые нормы, но и ведомственные документы. Хотя можно выделить такие группы противоправных действий:

  • бездействие в рамках выполнения служебных обязанностей, повлекшее за собой материальный ущерб или вред здоровью третьих лиц;
  • активные действия, которые целенаправленно стали результатом злоупотребления полномочиями;
  • все деяния, состав которых может квалифицироваться статьями Уголовного кодекса РФ;
  • проступки, за которые наступает административная ответственность.

В целом, при поступлении жалобы от потерпевших лиц каждая ситуация рассматривается индивидуально со стороны, как потерпевшего, так и сотрудника.

Как защитить себя

Есть несколько способов, как защитить себя от незаконных действий правоохранительных органов. Первое – это попытка самостоятельного решения возникшего скандала с самим работником. Но если служащий допустил существенное нарушение, то он едва ли пойдет на контакт.

Второе – это привлечение к разбирательству контролирующих органов. Такими могут выступать: руководство работника полиции, служащие прокуратуры, а также суд.

Если же ни один из указанных методов не принес желаемого результата, то не лишним будет привлечь к делу внимание общественности. Эфир на радио, статья в газете или выступление по телевизору должны оказать катализирующее действие на контролирующие инстанции, активировав работу, направленную на проведение служебного расследования, и наказание виновного лица.

Куда обращаться

Есть несколько инстанций, куда можно обращаться с претензиями к работе полицейских. Первое – это письменное обращение в орган внутренних дел, в подчинении которого находится служебное лицо. Можно сначала предъявить претензии непосредственному руководителю или же идти напрямую к начальству органа.

Привлечение к решению конфликта руководства регионального отдела может осуществляться несколькими способами:

  • лично во время приема граждан должностным лицом;
  • удаленно – через онлайн-портал МВД РФ.

На официальный ответ ходатайствующему отводится 15 календарных дней. При этом он должен быть дан письменно и оформлен исходящей корреспонденцией через канцелярию.

Кроме того, допускается жаловаться на полицейских в прокуратуру. В зависимости от характера противоправных действий, можно подавать жалобу сразу же или только после отсутствия реакции со стороны непосредственного начальника нерадивого работника.

Еще один орган – это суд. Причем, привлечение к решению споров суда также необходимо, если дополнительно нужно взыскать материальный ущерб со злоумышленника.

Как оформить жалобу

Самый эффективный и правильный способ реагирования на неправомерную деятельность – это обращение с жалобой. В странах СНГ действуют примерно одинаковые правовые системы, поэтому, по аналогии с российским законодательством, инструкция оформления заявления будет схожей и в Украине, и в Казахстане.

Важно! Можно одновременно обратиться в несколько инстанций, что позволит ускорить процедуру решения возникшего конфликта и восстановления справедливости.

В целом, не существует единой формы, как правильно написать обращение, поэтому важно только соблюдение основных требований подачи официальных документов. А именно:

  • в правом углу страницы сверху располагается обращение к конкретному органу реагирования (важно указать правильное наименование юридического лица, а также адрес расположения);
  • под информацией о получателе обязательно указать персональные данные гражданина, который решил обращаться (Ф.И.О., контактный номер телефона, адрес прописки и постоянного места проживания);
  • посередине располагается название документа – «Жалоба», с обязательным указанием, на действия какого работника подается заявление (это сократит время на выбор субъекта проведения проверки);
  • описательная часть должна содержать максимально подробную информацию о произошедшем конфликте, с указанием даже незначительных подробностей, поскольку часто именно они помогают справедливо расценить обстановку происшествия;
  • раздел «Прошу» должен содержать описание своей просьбы к контролирующему органу;
  • в заключение предстоит указать дату составления обращения, а также оригинал подписи жалобщика.
Читать еще:  Отказной по малозначительности 158

Кроме того, если к заявлению прилагаются доказательные материалы в виде показаний свидетелей, копий документов и другие, то обязательно составить опись приложенных материальных доказательств.

Какая ответственность предусмотрена

Перед применением наказания к полицейскому обязательно проводится служебная проверка. Независимо от того, поступила ли жалоба на действия работника в прокуратуру или ОВД, служебную проверку осуществляет работник кадрового аппарата. Если после полноценного анализа обстоятельств в действиях служащего были обнаружены признаки уголовного преступления, то обязательно возбуждение дела против нарушителя.

Так, к служащему, который пребывает на должности в правоохранительных органах, могут применяться такие виды взыскания:

  • дисциплинарное;
  • административное;
  • гражданское;
  • уголовное.

Нарушение внутренней дисциплины, как правило, происходит только внутри самого подразделения и на гражданских лиц не влияет, но возможны и исключения. Так, если полицейский отказался выдвигаться на место совершения преступления, чем нарушил должностные инструкции, то потерпевший имеет полное право жаловаться на отсутствие реакции на его обращение.

Административная ответственность может включать, как общие статьи, так и специальные, применяющиеся исключительно к должностным лицам правоохранительных органов. Сюда же относятся и коррупционные действия, не содержащие состава уголовного правонарушения.

Кроме привлечения к юридической ответственности, отдельно проводится анализ причиненного материального ущерба. То есть, если служащий допустил со своей стороны незаконную деятельность, которая стала причиной финансовых потерь физических или юридических лиц, то обязательно следует пожаловаться в суд.

Применение норм уголовного законодательства возможно, если проступок содержит состав преступления. Сюда относится взяточничество, превышение личных полномочий, злоупотребление обязанностями и другие.

Крайняя мера – это увольнение с рядов правоохранительных органов без возможности восстановления.

Можно ли наказать за бездействие

Бездействие – это особый вид неправомерной деятельности, когда полицейский должен был и мог оказать помощь или прекратить нарушение правопорядка и совершение юридического проступка. Как оговорено в статьях ЗУ «Про полицию», служащий может быть привлечен к ответственности за незаконное бездействие. Но дополнительно проводится изучение обстоятельств конфликта и поиск возможных альтернативных действий работника полиции.

К сожалению, неправомерные действия сотрудников полиции относятся к группе преступлений с высоким уровнем латентности, поскольку лишь малая доля потерпевших сообщают о допущенных действиях со стороны полицейских. Это может быть связано, как с недостаточным знанием личных прав и возможностей, так и со страхом перед правоохранительными органами. Но каждый такой поступок обязательно должен быть зафиксирован, поскольку есть в рядах полицейских и те, кто преданы своей службе, и они находятся в тени негативных отзывов общественности.

Что делать, если полицейский нарушает ваши права?

Краткое содержание:

Многие граждане воспринимают сотрудников полиции с осторожностью, и часто для этого существуют вполне реальные объективные причины. Немногие защищают свои права в случаях, когда страдают от противоправных действий сотрудников полиции.

Законодательство РФ содержит много эффективных способов для защиты своих законных интересов. Каждому гражданину желательно знать и понимать механизм действий в подобных ситуациях. В данной статье будет рассмотрено, куда и как обращаться с жалобой на сотрудников полиции в случае их незаконных действий (бездействия).

Примеры неправомерных действий сотрудников полиции

Составить полный список действий, которые считаются незаконными, невозможно в силу того, что на сотрудников полиции распространяются как общие правовые нормы, так и ведомственные документы.

Наиболее частыми противоправными действиями сотрудников полиции являются:

  • Сотрудник полиции поступает неправомерно, если нарушает закон или действуют не по уставу.
  • Бездействие при выполнении служебных обязанностей, в результате чего причинен материальный ущерб или вред здоровью третьих лиц.
  • Активные действия, ставшие результатом злоупотребления полномочиями.
  • Действия (бездействие), состав которых может быть квалифицирован нормами УК РФ, или за которые предусмотрена административная ответственность (оскорбление граждан, проведение досмотра или обыска без соответствующего разрешения, применение силы, вымогательство денег, незаконное задержание либо арест).
  • Заявление о совершении преступления было зарегистрировано, но не проводятся проверочные мероприятия.
  • Проверка по заявлению проведена формально, в связи с чем было отказано в возбуждении уголовного или административного дела.
  • Уголовное дело было возбуждено, но не проводятся требуемые следственные мероприятия.
  • Бездействие в иных возможных ситуациях.

В вышеуказанных случаях не нужно затягивать с жалобой. При поступлении жалобы каждая ситуация рассматривается индивидуально со стороны как потерпевшего, так и сотрудника полиции.

К сотруднику полиции, могут применяться следующие виды наказания:

  • дисциплинарное;
  • административное;
  • гражданское;
  • уголовное.

Куда обращаться при нарушении закона сотрудниками полиции

За защитой своих прав можно обратиться:

  • к непосредственномуруководителю полицейского.

Письменное обращение к непосредственному руководителю или напрямую к начальству органа, в подчинении которого находится сотрудник полиции. Можно подать жалобу по телефону горячей линии или по номеру 112. Звонки и разговоры, поступающие по этим телефонам, в обязательном порядке записываются, и изложенные звонящим факты проверяются.

Начальнику отделения полиции можно направить жалобу, если полицейский вел себя некорректно, грубо или использовал ненормативную лексику.

В случае подтверждения изложенных в жалобе событий о нарушениях в действиях сотрудника полиции, по результатам служебной проверки его привлекут к ответственности.

Надзор за деятельностью сотрудников органов внутренних дел проводит прокуратура. Если прокурор установит факт нарушения закона, то даётся указание устранить его. Помимо этого, прокурор может составить представление на имя начальника отделения, в котором указать о необходимости привлечения к ответственности виновных лиц.

Прокурор рассматривает жалобу в течение трех дней со дня поступления, в некоторых случаях возможно увеличение срока до десяти дней.

  • в управление собственной безопасности.

Управление собственной безопасности осуществляет надзор, чтобы органы полиции работали согласно должностным регламентам, не нарушая прав и законных интересов граждан. УСБ в большинстве случаев рассматривает жалобы относительно выявления фактов вымогательства, нарушения личных прав граждан при досмотре, применение силы и угроз жизни и здоровью.

Обжаловать действия или бездействие сотрудников полиции можно в судебном порядке. Наиболее частыми поводами являются незаконное задержание, дознание, изъятие документов и т. д.

Согласно статье 125 УПК РФ, в судебном порядке обжалуются постановления об отказе в возбуждении либо прекращении уголовного дела и иные действия, нарушающие права и законные интересы граждан как участников уголовного судопроизводства. Заявление должно быть рассмотрено судом в течение пяти дней.

  • в общественный совет МВД России.

Общественный совет контролируетдеятельности МВД на общественном уровне. Жалоба подается на имя председателя совета или по телефону горячей линии.

  • в совет по правам человека при Президенте РФ.

Обращение с жалобой на нарушение прав в совет по правам человека или в администрацию Президента РФ, способствует своевременному и точному рассмотрению жалобы на незаконные действия сотрудников полиции с обязательным уведомлением заявителя о результатах проверки.

Читать еще:  Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Основные способы подать жалобу:

  • онлайн через интернет (через официальный сайт),
  • лично через приёмную,
  • по почте письмом с заказным уведомлением.

Жалоба подается в письменном виде и обязательно должна содержать:

  • ууказание, кому подаётся жалоба (наименование государственного органа),
  • данные заявителя (ФИО, адрес, телефон),
  • дату, время и место произошедших событий, известные заявителю сведения о сотрудниках полиции, нарушивших права и интересы (ФИО, должность, звание и т. д.),
  • суть конфликта, описание ситуации, которая послужила основанием для подачи жалобы, вашу просьбу,
  • дату и подпись.

Вывод

Жалобу на полицейского можно подать как на его незаконные действия так и на бездействие. Рекомендуется одновременно подавать жалобы в несколько инстанций. После проведения проверки ответ направят заявителю в письменном виде по почте или электронной почте, если она указана в жалобе.

Сотрудники полиции имеют право применять меры физического воздействия к нарушителям только в рамках закона, но на практике часто встречаются неправомерные действия сотрудников полиции.

Неправомерные действия сотрудников полиции относятся к преступлениям с высоким уровнем латентности, так как большинство потерпевших не сообщают о нарушениях со стороны полицейских, не обжалуют данные действия.

Любой человек, который считает, что были нарушены его права и законные интересы, имеет право обратиться с жалобой на действия (бездействие) сотрудников полиции.

Заявление допускается написать от руки или напечатать. В обращении необходимо указать всю имеющую отношение к делу информацию, которую желательно изложить четко, кратко и только по существу вопроса.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Уголовно-правовые последствия незаконного применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Мусаев Р.С.,
студент 2 курса Юридического Института ИГУ

Право сотрудника полиции применить огнестрельное оружие выступает в качестве действенного средства по защите жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, а также является неотъемлемой гарантией личной безопасности сотрудника при осуществлении возложенных на него должностных обязанностей.

Правовой основой применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия выступает Федеральный закон «О полиции» [1], нормы которого устанавливают основания, порядок и пределы данного полномочия.

Важное значение имеет Уголовный кодекс РФ [2], статьи которого содержат основания правомерности применения огнестрельного оружия, а также ответственность за совершение незаконных действий, связанных с его применением.

При рассмотрении вопроса об ответственности сотрудников полиции за незаконное применение огнестрельного оружия необходимо различать общие основания уголовной ответственности за неправомерное применение огнестрельного оружия и незаконное применение огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей.

В случае применения сотрудником полиции огнестрельного оружия в отношении другого лица вне связи с исполнением служебных обязанностей (например, по мотивам ревности) он несет ответственность как частное лицо по статье по ст. 105, ст. 111, ст. 112 и иным статьям УК РФ.

На общих основаниях сотрудникам полиции с учетом обстоятельств, как правило, вменяется в вину превышение пределов необходимой обороны, крайней необходимости или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Если действия сотрудника полиции причиняют смерть, тяжкий или средний тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное должно охватывается ст. 108 или ст. 114 УК РФ.

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия в случае исполнения своих служебных обязанностей, связанное с нарушением установленных Законом «О полиции» оснований и порядка применения оружия, влечет уголовною ответственность в соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением оружия). Оружием следует признать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов [4].

В соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ применение оружия является обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность должностного лица за превышение должностных полномочий.

Если своими действиями сотрудник полиции при превышении своих должностных обязанностей причиняет смерть другому лицу, то содеянное им квалифицируется в совокупности по ст. 105 и ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Если оружие сотрудника полиции при попытке его применения оказалось неисправным, то содеянное будет квалифицироваться как покушение – ч. 3 ст. 30 и п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

В случаях, когда сотрудник полиции, действуя в рамках своих полномочий, обнажит огнестрельное оружие и в результате собственных неумелых или неосторожных действий произведет выстрел при отсутствии законных на то оснований, содеянное им будет квалифицироваться по ст. 109 УК РФ или ст. 118 УК РФ

Необходимо также отметить, что, если сотрудник полиции не предпримет меры, в том числе связанные с применением огнестрельного оружия, когда в этом была необходимость для пресечения преступления и задержания лица, его совершившего, он будет нести ответственность в соответствии со ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

Сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной или дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 125 УК РФ в случае неоказания помощи пострадавшим от применения огнестрельного оружия, поскольку на сотрудников полиции возложена такая обязанность в силу прямого указания закона. Помощь должна быть оказана независимо от правомерности применения оружия.

Таким образом, сотрудники полиции при применении огнестрельного оружия должны неукоснительно руководствоваться, прежде всего, специальными нормами, которые устанавливают основания, условия и порядок его применения, а также соблюдать нормы уголовного законодательства о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление.

  1. О полиции : федер. закон 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Рос. газ. 1996. 16 июня.
  3. Об оружии : федер. закон от 13 дек. 1996 г. N 150-ФЗ // Собр. законодательства РФ 1996. N 51. Ст. 5681.
Юридическая консультация outstaffingkrim.ru
Добавить комментарий