0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за экологические правонарушения это

Экология природных ресурсов

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.

Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

  • на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
  • на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.

Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

Уголовная ответственность

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Имущественная ответственность

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.

Ответственность за экологические правонарушения

Антропогенные воздействия в ряде случаев сопровождаются негативным изменением окружающей среды, что определяется в Законе об охране окружающей среды как «вред окружающей среде».

Экономический вред выражается в нанесении ущерба экономическим интересам природопользователей.

Экологический вред проявляется в негативных изменениях природных объектов (нерациональное использование, истощение, загрязнение, повреждение и уничтожение).

Причинение вреда окружающей среде как физическими, так и юридическими лицами влечет за собой ответственность, установленную ст. 75 Закона об охране окружающей среды.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 тыс. до 100 тыс. руб.

Уголовная ответственность. К уголовной ответственности привлекаются лица за экологические правонарушения, имеющие общественно опасные последствия. В УК РФ рассмотрено 16 видов экологических преступлений (гл. 26). За экологические преступления в соответствие с российским законодательством, в зависимости от степени тяжести последствий, предусмотрены следующие виды наказаний:

  • • наложение штрафа;
  • • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • • ограничение свободы на срок до 3 лет.

В то же время за более тяжелые экологические преступления, вызвавшие смерть или массовые заболевания, устанавливаются наказания в виде лишения свободы от 3 до 8 лет.

В УК РФ особо оговорена ответственность за экоцид – «массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу» (ст. 358). Совершение экоцида наказывается лишением свободы от 12 до 20 лет.

Дисциплинарная ответственность наступает, если нарушение экологического законодательства произошло в результате невыполнения работниками организаций своих должностных или трудовых обязанностей, что повлекло за собой негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Трудовым кодексом РФ это могут быть замечание, выговор, увольнение.

Имущественная ответственность направлена на компенсацию причиненных потерпевшему убытков за счет правонарушителя. Закон об охране окружающей среды предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного природной среде вследствие хозяйственной и иной деятельности.

Должностные лица или работники, в результате действия которых причинен вред природной среде и организация понесла расходы по возмещению причиненных убытков, привлекаются к материальной ответственности и обязаны возместить понесенные расходы.

Антропогенное воздействие на окружающую среду нередко приводит к появлению экологически неблагополучной обстановки на отдельных территориях, прежде всего в густонаселенных промышленных районах. Причинами появления экологически неблагополучных территорий могут быть: неравномерность антропогенной нагрузки, загрязнение и разрушение окружающей среды, практика решения социальных и хозяйственных проблем без учета экологических причин и возможных последствий.

Выделяют несколько видов экологически неблагополучной обстановки: относительно удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации), катастрофическая (зона экологического бедствия).

Воздействие антропогенных факторов может быть длительным, приобретая хронический характер (не менее года). В таком случае неблагополучная территория классифицируется как зона экологического бедствия или зона чрезвычайной ситуации (ст. 57 Закона об охране окружающей среды).

Зона экологического бедствия характеризуется необратимыми изменениями качества окружающей среды, ухудшением здоровья населения, разрушением экосистемы.

В зоне чрезвычайной ситуации наблюдаются устойчивые негативные изменения, представляющие угрозу здоровью населения и стабильности экосистем.

Правоведение

Заказывайте ленту выпускника, значки, гирлянды, воздушные шары

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения — это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения. Эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим законодательством и возлагается специально уполномоченными на то государственными органами. Основанием эколого-правовой ответственности является причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Состав экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой ответственности, включает единство следующих элементов: противоправности деяния (как действия, так и бездействия); наличия вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу; причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:

  • превентивную — предупреждение новых экологических правонарушений;
  • стимулирующую к соблюдению экологических норм;
  • компенсационную — возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;
  • карательную — наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.

Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях.

В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:

  • невыполнение экологических требований;
  • нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
  • причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

  • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
  • несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
  • нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
  • нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);
  • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

  • порча земли (ст. 8.6);
  • незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);
  • уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ — ст. 246; порча земли — ст. 254; незаконная охота — ст. 258; загрязнение вод — ст. 250 и т. д.).

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид — ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики — ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность — ст. 293; превышение должностных полномочий — ст. 286; служебный подлог — ст. 292

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Ответственность за экологические правонарушения

Управление природоохранной деятельности предприятий

Затраты на природоохранные мероприятия подразделяются:

— на затраты на очистку водного бассейна;

— на затраты на очистку воздушного бассейна;

— на затраты на защиту земельных ресурсов от твердых отходов (в том числе от продуктов атомной энергетики).

В масштабах страны затраты на защиту атмосферы составляют 10-15%, водного бассейна – 75-60% всех расходов на охрану окружающей среды, остальная часть приходится на защиту от твердых отходов.

Существует Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений, на основе которой разработана Временная типовая методика определения экономической эффективности затрат на мероприятия по охране окружающей среды.

Оценка экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия имеет свои особенности. К ним относятся:

1. Эффект от затрат на охрану окружающей среды выражается, в основном, в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения.

2. Региональный характер эффекта природоохранных мероприятий проявляется не только в пределах предприятия (отрасли), но и на всей территории, на которую распространяется их действие.

3. Большая доля социальных результатов природоохранной деятельности – улучшение условий труда и отдыха населения, снижение заболеваемости и т.п. – трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с Временной типовой методикой расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с народнохозяйственным экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Такой результат выражается величиной ликвидированного (или предотвращенного) экономического ущерба от нарушения или потери ресурса. Разность между результатом и затратами характеризует экономический эффект.

Существует разделение экономического эффекта от мероприятий по охране окружающей среды:

— на первичный эффект, учитывающий снижение загрязнения окружающей среды и улучшение ее состояния;

— на конечный комплексный социально-экономический эффект, заключающийся в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и национального богатства.

Экологическими правонарушениями называются противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологические правонарушения подразделяются на экологические проступки, не относящиеся к категории общественно опасных, и экологические преступления, которые посягают на экологическую безопасность общества, причиняют существенный вред ОПС и здоровью человека.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения, являясь одной из форм государственного принуждения, имеет основную задачу — способствовать выполнению экологических интересов общества.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» (раздел XIV) определен ряд видов ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная, уголовная, материальная.

К дисциплинарным наказаниям относятся предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения в случае невыполнения ими своих обязанностей, которые связаны с охраной ОПС.

Административная ответственность распространяется на организации, предприятия, должностные лица, отдельных граждан и устанавливается, например, за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении опасных отходов и т.д. В качестве мер административной ответственности наиболее часто применяются денежный штраф, изъятие орудий и средств совершения правонарушения (ружья, рыболовные снасти), конфискация незаконно добытой рыбы, дичи и т.д.

Упомянутый закон определил и размеры штрафа, налагаемого в административном порядке. Так, для граждан штраф составляет до 10-кратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ); для должностных лиц — от 3- до 20-кратного размера МРОТ.

Уголовная ответственность, связанная с лишением свободы, конфискацией имущества, крупным денежным штрафом, определяется Уголовным кодексом РФ и наступает только по приговору суда. К особо тяжелым уголовным преступлениям относится, например, умышленное уничтожение лесных массивов путем поджога. Уголовными преступлениями считаются незаконные охота, порубка леса, а также умышленное загрязнение атмосферного воздуха и водоемов.

В соответствии со ст. 79 упомянутого Закона предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред ОПС, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Практика показала, что наиболее успешно природоохранительные задачи решаются в тех субъектах РФ, в которых функционируют межрайонные природоохранные прокуратуры.

Подводя итоги, отметим, что опыт экономически развитых стран, а также отечественный свидетельствуют: обеспечение качества ОПС и рационального природопользования требует огромных материально-технических и финансовых затрат, причем при четком целевом использовании последних.

В силу этого экономический механизм охраны ОПС и природопользования в России, представляющий собой совокупность норм экономической и юридической ответственности, должен развиваться в направлениях:

1) повышения экономической заинтересованности и ответственности хозяйствующих субъектов в выполнении экологических требований, т.е. необходимости создания условий, при которых выполняется принцип «загрязнитель желает платить»;

2) формирования и последующего распределения потока финансов в целях наиболее рационального использования средств, предназначенных для решения экологических проблем.

Экологическое законодательство России, фактически провозгласившее примат здоровья своих граждан перед экономическими интересами государства, имеет в своем арсенале большое количество апробированных в развитых странах с рыночной экономикой методов стимулирования природоохранной деятельности. Однако механизмы реализации последних применительно к предприятиям-загрязнителям остаются недостаточно эффективными, в частности совершенно не используется человеческий фактор — заинтересованность работника в повышении экологического качества своей деятельности. Без этого вряд ли возможно исправление острой экологической ситуации, в которой ныне пребывает страна.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство, и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объект – это совокупность общественных отношений, сложившихся в сфере охраны окружающей среды, рационального использования ее ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Природная Среда, в целом, и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные и пр.) являются предметом правонарушения. Эти компоненты позволяют определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства – хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящемся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность.

В экологических правонарушениях их предмет всегда рассматривается в связи с объектом.

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующие субъекты различных форм собственности и подчиненности. Субъектами уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности могут быть только физические лица. Субъектами административной и гражданско-правовой – как физические, так и юридические лица.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризуется нарушением общеобязательных правил природо-пользования и охраны окружающей среды; причинением вреда экологическим интересам личности, общества или государства, либо созданием реальной опасности такого вреда. Например, охота в запрещенном месте, без разрешения, запрещенными орудиями и способами.

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленной и неосторожной. Так, незаконная вырубка деревьев и кустарников, засорение лесов отходами совершаются умышленно, а уничтожение или повреждение лесов в результате небрежного обращения с огнем – по неосторожности, неумышленно.

Экологические преступления делятся на:

Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления.

Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность.

Преступления влекут за собой уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строго выговора, увольнения от должности.

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченными на то органами исполнительной власти государства, должностными лицами соответствующего государственного органа или судом и проявляется в виде штрафа, конфискации орудий совершения преступления, лишения специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами).

За административные правонарушения Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает штраф в отношении граждан в размере от однократного до десятикратного размера минимальной заработной платы. В отношении должностных лиц предусмотрен штраф от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы. Предприятия, учреждения, организации штрафуются в размере от 50.000 до 500.000 руб.

Материальная ответственность обязывает работника возместить предприятию (учреждению) имущественный ущерб, причиненный по его вине.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в возложении имущественных убытков на лицо, допустившее неправомерное действие.

Уголовная ответственность определяется приговором суда. В новом УК РФ предусмотрена ответственность за:

— уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства;

— сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.

Содержание главы «Экологические преступления» в новом УК РФ ориентировано на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Экологическим преступлением называются общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11005 — | 7446 — или читать все.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30

Статья просмотрена: 2461 раз

Библиографическое описание:

Даньшина Д. Н. Юридическая ответственность за экологические правонарушения // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/archive/110/27571/ (дата обращения: 13.02.2020).

В статье рассмотрены виды экологических правонарушений и ответственность за них не только в нашей стране, но и в странах Запада. На основе проведенного анализа автором предлагается совершенствование действующего российского законодательства в целях борьбы с экологическими правонарушениями.

Ключевые слова: экологические правонарушения, зарубежное законодательство, санкции, ответственность, КоАП РФ, УК РФ.

Экологические правонарушения — это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения, которые складываются по поводу использования и охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов — природных объектов. Субъектом могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ееюрисдикцией.

Объективную сторону образуют противоправное поведение, его вредные последствия, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. Противоправное деяние может выражаться как в активных действиях (например, незаконная охота), так и в бездействии, то есть невыполнении соответствующих правил (например, неиспользование очистных сооружений).Вредные последствия противоправного деяния означают причинение вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также создание реальной угрозы причинения такого вреда.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя. Вина выражается в виде умысла (прямого и косвенного) и неосторожности. Умышленным считается такое экологическое правонарушение, когда нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т. е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность наступает, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Действие либо бездействие будет признано экологическим правонарушением как в случае, если оно вызвало общественно опасные последствия, так и в случае отсутствия таковых. Например, сброс отходов в водоемы, в результате которого наступило загрязнение водного объекта, относится к экологическим правонарушениям.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [1].

Имущественную ответственность применяется к должностным лицам и иным работникам предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Рабочие и служащие по действующему законодательству несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Например, механик автопредприятия подлежит дисциплинарной ответственности за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого выброс загрязняющих атмосферу веществ превышает установленные нормативы. Дисциплинарная ответственность назначается администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель. Работодатель вправе применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. Так, в главе 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, экологических и санитарно — эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами [2].

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды санкций: предупреждение, административный штраф, изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Это могут быть такие правонарушения, как нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, порча земли, незаконная охота, загрязнение вод, регистрация незаконных сделок с землей, халатность, превышение должностных полномочий [3].

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний: штраф, обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок.

Вопрос об ответственности за экологические правонарушения привлекает постоянное внимание специалистов. Поэтому существуют различные точки зрения на понятие этой ответственности.

Так, Ю. Г. Жариков утверждал, что ответственность за экологические правонарушения выражается в лишениях имущественного, организационного или личного характера [4].

Другие ученые полагают, что это «система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав» [5].

Зарубежные страны тоже проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Разберем какие виды ответственности за экологические правонарушения существуют в странах Запада.

Так, например, во Франции в Законе «О водах» содержится ряд статей, предусматривающих санкции, применяемые в отношении нарушителей. Любое лицо, осуществляющее прямо или косвенно сброс, слив или допустившее попадание в поверхностные, подземные или морские воды в пределах территориальных вод какого-либо вещества подвергается штрафу или лишению свободы на срок от двух месяцев до двух лет. К виновному за перечисленные деяния может быть применено только одно из приведенных наказаний. Кроме того, суд может вынести постановление о восстановлении осужденным водной среды.

Также французский законодатель, помимо наказаний за совершенные правонарушения, предусматривает и поощрительные меры, принимаемые в отношении тех лиц, которые содействуют сохранению окружающей среды. Так, например, создатель очистного устройства, поддерживаемого в нормальном эксплуатационном состоянии, получает премию за очистку.

Исключительный интерес представляет изучение системы обеспечения экологической безопасности Соединенных Штатов Америки. В этой стране нет самостоятельных правовых актов, предусматривающих ответственности за экологические правонарушения. В американской правовой системе на уровне штатов действуют уголовные кодексы. За особо тяжкие нарушения природоохранного законодательства применяется уголовная ответственность в виде штрафа и (или) тюремного заключения. За умышленное нарушение конкретных положений закона о качестве воды, воздуха, об отходах может быть наложен уголовный штраф до 25 тыс. долл. за один день нарушения, либо тюремное заключение до 1 года, либо то и другое. При повторном нарушении — штраф до 50 тыс. долл. за один день нарушения или тюремное заключение на срок до 2 лет. Интересный факт, что в США ведется борьба с браконьерами всеми доступными законом способами. Действует «горячая» линия связи; граждане, которые сообщают о случаях браконьерства, поощряются. Охоту и рыбалку тоже не пускают на самотек — она разрешена лишь тем лицам, которые прошли 10-часовой курс обучения правилам охоты, повадкам диких животных и рыб, а также их болезням.

Подводя итог, всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в российском законодательстве предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения, но санкции за эти правонарушения закреплены в различных нормативно-правовых актах, поэтому мы можем предложить разработать Экологический Кодекс Российской Федерации, который будет включать основные принципы, цели, задачи, а также закреплять экологическую ответственность за совершение преступлений в сфере экологии. Так же на основании зарубежного опыта предлагаем введение различных поощрений, на примере США для лиц, сообщающих о случаях браконьерства.

В этом направлении должна проводиться большая законотворческая работа, предприниматься меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативно- правовых актов, способных содействовать борьбе с этими преступлениями обеспечив экологическую безопасность общества и государства [6].

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»//СЗ РФ.2002. Ст.75.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) //СЗ РФ.2002. Гл.8.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ(ред. от 30.12.2015) //СЗ РФ.1996.
  4. Жариков Ю. Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М.,1985, с. 23.
  5. Ерофеев Б. В. Советское экологическое право. Общая часть. М.,1988, с. 73.
  6. Глушко О. А. Административно-правовой режим экологической безопасности: понятие и содержание/ О. А. Глушко //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 1545–1574.
голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Отмена моратория на смертную казнь в россии
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector