Ответственность за экологическую безопасность
Ответственность за экологические правонарушения
Антропогенные воздействия в ряде случаев сопровождаются негативным изменением окружающей среды, что определяется в Законе об охране окружающей среды как «вред окружающей среде».
Экономический вред выражается в нанесении ущерба экономическим интересам природопользователей.
Экологический вред проявляется в негативных изменениях природных объектов (нерациональное использование, истощение, загрязнение, повреждение и уничтожение).
Причинение вреда окружающей среде как физическими, так и юридическими лицами влечет за собой ответственность, установленную ст. 75 Закона об охране окружающей среды.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 тыс. до 100 тыс. руб.
Уголовная ответственность. К уголовной ответственности привлекаются лица за экологические правонарушения, имеющие общественно опасные последствия. В УК РФ рассмотрено 16 видов экологических преступлений (гл. 26). За экологические преступления в соответствие с российским законодательством, в зависимости от степени тяжести последствий, предусмотрены следующие виды наказаний:
- • наложение штрафа;
- • исправительные работы на срок до 2 лет;
- • ограничение свободы на срок до 3 лет.
В то же время за более тяжелые экологические преступления, вызвавшие смерть или массовые заболевания, устанавливаются наказания в виде лишения свободы от 3 до 8 лет.
В УК РФ особо оговорена ответственность за экоцид – «массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу» (ст. 358). Совершение экоцида наказывается лишением свободы от 12 до 20 лет.
Дисциплинарная ответственность наступает, если нарушение экологического законодательства произошло в результате невыполнения работниками организаций своих должностных или трудовых обязанностей, что повлекло за собой негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Трудовым кодексом РФ это могут быть замечание, выговор, увольнение.
Имущественная ответственность направлена на компенсацию причиненных потерпевшему убытков за счет правонарушителя. Закон об охране окружающей среды предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного природной среде вследствие хозяйственной и иной деятельности.
Должностные лица или работники, в результате действия которых причинен вред природной среде и организация понесла расходы по возмещению причиненных убытков, привлекаются к материальной ответственности и обязаны возместить понесенные расходы.
Антропогенное воздействие на окружающую среду нередко приводит к появлению экологически неблагополучной обстановки на отдельных территориях, прежде всего в густонаселенных промышленных районах. Причинами появления экологически неблагополучных территорий могут быть: неравномерность антропогенной нагрузки, загрязнение и разрушение окружающей среды, практика решения социальных и хозяйственных проблем без учета экологических причин и возможных последствий.
Выделяют несколько видов экологически неблагополучной обстановки: относительно удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации), катастрофическая (зона экологического бедствия).
Воздействие антропогенных факторов может быть длительным, приобретая хронический характер (не менее года). В таком случае неблагополучная территория классифицируется как зона экологического бедствия или зона чрезвычайной ситуации (ст. 57 Закона об охране окружающей среды).
Зона экологического бедствия характеризуется необратимыми изменениями качества окружающей среды, ухудшением здоровья населения, разрушением экосистемы.
В зоне чрезвычайной ситуации наблюдаются устойчивые негативные изменения, представляющие угрозу здоровью населения и стабильности экосистем.
Виды ответственности за экологические правонарушения
Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.
Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:
· как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;
· как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);
· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.
Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.
Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.
Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).
Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.
Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).
В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.
Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).
Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;
· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.
Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.
Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.
Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.
1. Что регулирует экологическое право?
2. Что представляет собой экологическое правонарушение?
3. Как Закон «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое правонарушение?
4. Какие виды ответственности за экологические правонарушения вы знаете?
5. Какие функции выполняет ответственность за экологические правонарушения?
Штрафы за нарушение экологического законодательства
Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.
Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.
Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства
Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:
- предупреждение;
- штрафы;
- изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
- конфискацию незаконно выпущенной продукции;
- лишение права на занятие определенной деятельностью.
Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:
- для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:
- для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы
Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:
- для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы
Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:
- для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.
Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации
Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:
- для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
- для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования
- для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов
- для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.
Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
- для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.
Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:
- для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
- для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:
- для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
- для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.
Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры
- для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:
- для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.
Ответственность за нарушение экологического законодательства (эколого-правовая ответственность)
Эколого-правовая ответственность — это правовое последствие нарушения экологического законодательства и заключается в применении к нарушителям органами государства установленных в законодательстве мер принудительного воздействия.
Основанием эколого-правовой ответственности по общему правилу является экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), причинившее или могущее причинить вред окружающей среде (ее объектам), здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, т.е. охраняемым законом общественным интересам. Такая ответственность предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением экологического правонарушения.
Различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства: администра тивную, уголовную, гражданскую, дисциплинарную.
Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Субъектами административных экологических правонарушений по административному законодательству выступают граждане и должностные лица.
Административная ответственность в области охраны окружающей среды применяется специально уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами). Круг таких органов (должностных лиц) определен в КоАП. Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области использования и охраны земель, недр, поверхностных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также за нарушение норм экологической безопасности и порядка обращения с отходами, выявленных этими органами.
За нарущение законодательства об охране окружающей среды органы административной юрисдикции могут применять следующие взыскания: предупреждение, штраф, конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (например, права на охоту).
K юридическим лицам, не являющимся субъектами административных правонарушений, при нарушении требований в области охраны окружающей среды применяются такие меры, как ограничение или приостановление работы, лишение разрешений (лицензий) на занятие определенной деятельностью.
K уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в совершении преступления против экологической безопасности и природной среды.
Преступления против экологической безопасности и природной среды — это совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.
Значимость охраны окружающей среды, экологических отношений предопределила выделение отдельного раздела и главы «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст.
Ст. 263. Умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов.
Ст. 264. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.
Ст. 265. Нарушение требований экологической безопасности.
Ст. 266. Прием в эксплуатацию экологически опасных объектов.
Ст. 267. Непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства.
Ст. 268. Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды.
Ст. 269. Порча земель.
Ст. 270. Уничтожение либо повреждение торфяников.
Ст. 271. Нарушение правил охраны недр.
Ст. 272. Загрязнение либо засорение вод.
Ст. 273. Нарушение правил водопользования.
Ст. 274. Загрязнение атмосферы.
Ст. 275. Загрязнение леса.
Ст. 276. Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности.
Ст. 277. Незаконная порубка деревьев и кустарников.
Ст 278. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами.
Ст. 279. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами.
Ст. 280. Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений.
Ст. 281. Незаконная добыча рыбы или водных животных.
Ст. 282. Незаконная охота.
Ст. 283. Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных.
Ст. 284. Нарушение ветеринарных правил.
Необходимо сделать уточнение, что уголовная ответственность за нарушение экологических отношений предусмотрена не только статьями раздела IX главы 26, но и другими нормами УК. Так, например:
Ст. 303. Нарушение правил безопасности горных или строительных работ.
Ст. 305. Нарушение проектов, норм и стандартов при производстве строительно-монтажных работ.
Ст. 308. Несообщение информации об опасности для жизни людей.
Ст. 320. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.
Ст. 326. Нарушение правил радиационного контроля.
Ст. 336. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
Гражданско-правовая ответственность — это основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к экологическому законодательству гражданско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причиненный в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды.
По общему правилу привлечение к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от возмещения имущественных убытков, причиненных его противоправными действиями. K регулированию отношений по возмещению вреда, причиненного экологическими правонарушениями, применимы общие положения гражданского права об обязательствах вследствие причинения вреда.
Вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством.
Вред, причиненный личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме. Размер и порядок возмещения вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, определяются в соответствии с ГК.
Компенсации подлежит и моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду.